Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:28, доклад
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
Стратегической целью в сфере промышленной политики являются сближение экономических и правовых основ развития промышленности государств - участников СНГ, формирование на этой основе приоритетов развития отдельных отраслей с учетом кооперационных связей, отраслевой специализации и мировых тенденций развития.
Достижение указанной цели будет осуществляться поэтапно, начиная с выработки общих экономических и правовых основ, оценки уровня участия отдельных государств в их реализации и формирования программ развития.
Основными направлениями промышленной политики являются:
- ускорение институциональных преобразований в промышленности;
- совершенствование структуры промышленного производства;
- усиление инновационной направленности развития промышленности;
- усиление кооперационных связей.
Представляются актуальными следующие шаги по развитию промышленных и кооперационных связей:
- выявление причин и факторов, тормозящих производственное сотрудничество;
- создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;
- разработка и совместное внедрение высоких технологий, что будет способствовать производству продукции, конкурентной на внутреннем и мировом рынках;
- подготовка межгосударственных программ в областях, представляющих взаимный интерес;
- проведение как общих для всех государств - участников СНГ, так и региональных экономических форумов, конференций, ярмарок и выставок.
Развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств будет осуществляться путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.
В сфере топливно-
- сотрудничество государств - участников СНГ в области производства, транзита и реализации энергоресурсов путем проведения согласованных мер;
- развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем государств - участников СНГ;
- формирование общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ;
- развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;
- развитие малой гидроэнергетики с учетом мирового опыта;
- разработка перспективной программы взаимодействия в развитии атомной энергетики, предусматривающей оценку потенциальных возможностей атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах - участниках СНГ; создание условий безопасной эксплуатации АЭС, добыча и производство топлива, утилизация радиоактивных отходов, вывод установок из эксплуатации, радиологическая защита; анализ инвестиционных возможностей в рамках частного и государственного партнерства в развитии атомной энергетики;
- проведение согласованных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности и взаимодействие государств - участников СНГ в случае возникновения кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;
- расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территории государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;
- согласование действий экспортеров, транзитеров и импортеров топливно-энергетических ресурсов;
- разработка и осуществление международных проектов в области диверсификации источников получения углеводородного сырья;
- наращивание технических возможностей использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств - участников СНГ;
- совершенствование производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей.
Ставится задача
определить новые подходы к взаимодействию
в области повышения
В агропромышленной
сфере государства - участники СНГ
активизируют работу по формированию
общего аграрного рынка в целях
обеспечения населения
Это будет обеспечиваться реализацией следующих мер:
- развитие производственной базы агропромышленного комплекса государств - участников СНГ, улучшение обеспечения сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием сельских товаропроизводителей за счет широкого внедрения лизинговых операций;
- последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;
- реализация согласованной аграрной политики большинства государств - участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;
- формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия;
- реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия;
- создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами - участниками СНГ, позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков;
- проведение межрегиональных ярмарок, обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;
- разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ и контроля качества продовольствия.
Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами - участниками СНГ согласованной транспортной политики путем осуществления следующих приоритетных направлений:
- формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;
- повышение эффективности тарифной политики;
- разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ;
- устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;
- гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок;
- повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
- формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.
При осуществлении деятельности по реализации указанных приоритетных направлений предполагается разработать мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:
- подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ;
- разработка и реализация комплекса мер по согласованному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;
- содействие в ускорении процедур пересечения границы;
- разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;
- разработка комплекса мер по регулированию согласованной тарифной политики;
- формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ;
- продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями;
- формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1 520 мм.;
- согласование основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг государств - участников СНГ;
- разработка согласованных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры автомобильных дорог СНГ;
- разработка и реализация скоординированных национальных программ по поэтапной интеграции в европейскую и мировую аэронавигационные системы;
- создание экономических условий, стимулирующих развитие парка воздушных судов;
- совершенствование механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развитие международной системы независимого расследования авиационных происшествий;
- осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок;
- формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров;
- совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов;
- разработка и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приоритетных направлений транспортного сотрудничества;
- дальнейшая гармонизация законодательства государств - участников СНГ в сфере транспорта, в том числе в целях обеспечения интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.
Реализация указанных
приоритетных направлений предусматривает
конкретизацию задач
Государства - участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсе- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.
Экономическое развитие государств - участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду.
Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему:
- создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;
- создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов;
- сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;
- увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции;
- развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников.
В сфере валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого - построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ являются:
- создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей;
- разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики;
Информация о работе Экономичекие отношения России со странами СНГ