Контрольная работа по дисциплине "Экономическая и социальная география мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

1. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
1.1 Экономико-географическое положение
1.2 Природно-ресурсный потенциал
1.3 Население
1.4 Промышленность
1.5 Сельское хозяйство
1.6 Транспорт
1.7 Внешнеэкономическая деятельность
2. ЮЖНАЯ КОРЕЯ
2.1 Экономико-географическое положение
2.2 Природно-ресурсный потенциал
2.3 Население
2.4 Промышленность
2.5 Сельское хозяйство
2.6 Транспорт
2.7 Внешнеэкономическая деятельность

Файлы: 1 файл

2контр.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

      Если к 80-х годам XX ст. определяющими в экономическом развитии региона были добыча и экспорт полезных ископаемых, то современный промышленный потенциал стран растает прежде всего за счет развития обрабатывающей промышленности.

      1. Сельское хозяйство

       Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади и низкая товарность хозяйств. Техника и технология большей частью очень примитивные.

      Субтропическое  и тропическое земледелие составляет  основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший  в мире регион по выращиванию  риса - главной сельскохозяйственной  культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мирового производства). В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема.

      Главными  сельскохозяйственными культурами  в регионе также являются:

- кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регион приходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %;

- гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам);

- сахарный тростник (особенно Филиппины и Таиланд);

- чай (Индонезия, Вьетнам);

- пряности (повсеместно);

- орхидеи (Сингапур - мировой лидер по их выращиванию);

- хлопок, табак (в сухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона);

- кофе (Лаос);

- опиумный мак (выращивают в районе «Золотого треугольника» - труднодоступного региона на границе территорий Таиланда, Лаоса).

      Заметными  производителями и экспортерами  ананасов являются Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. В Индонезии  и Малайзии выращивают перец. Также в странах региона культивируют  саго, маниок, какао, арахис, овощи и  фрукты, джут и т.п.

Животноводство развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. Общее поголовье составляет 45 млн свиней, 42 млн голов большого рогатого скота, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов. Свиней не разводят мусульманские народы.

     Повсеместно  распространенно морское и речное  рыболовство. Ежегодно страны вылавливают  до 13,7 млн т рыбы. Рыба из пресных  водохранилищ полностью используется  на внутреннем рынке, а значительное  количество морской рыбы вывозится. Таиланд экспортирует также разнообразные  виды тропических рыбок, предназначенных  для аквариумов.

      Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

      1. Транспорт

       В целом транспорт региона развит неравномерно. Немногочисленные железные дороги связывают основные товаропроизводительные районы со столицами. Общая их протяжность - 25 339 км, а Лаос и Бруней железных дорог не имеют. В последнее время быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт. Общий парк насчитывает 5,8 млн пассажирских и 2,3 млн грузовых автомобилей.

      Главную  роль во всех странах играет  водный транспорт, в полуостровных - речной, островных - морской. Важное  значение в транспортном комплексе  имеет Малаккский пролив (длина  его - 937 км, наименьшая ширина -- 15 км, наименьшая глубина на фарватере - 12 м). Для перевозок между островами  используют и парусники. Собственные  торговые флоты имеют Сингапур (11,4 млн бр.-реестр, т), Таиланд (2,5 млн  бр.- реестр, т), Индонезия (2,3 млн бр.-реестр, т.). Сингапурский порт является  одним из наибольших в мире  по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама  и Сянгана по обработке морских  контейнеров (14 млн условных товарных  единиц). Большими портами являются  Хошимин, Хайфон, Дананг (Вьетнам), Джакарта, Сурабая (Индонезия), Куантан, Клан, Кота-кина-балу (Малайзия), Бангкок (Таиланд) и т.п.. Существенно прогрессирует в  регионе авиатранспорт. Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами.      На протяжении последних лет  лидирует в мире по качеству  обслуживания и эффективности  работы аэропорт Чанги (Сингапур). Ежегодная пропускная способность  его достигла 24 млн авиапассажиров, в ближайшее время она может  возрасти до 60 млн пассажиров. Основные  рейсы между внутренними аэропортами  осуществляют национальные авиакомпании «Гаруда» (Индонезия), «Сингапур Эйрлайнз» (Сингапур).

      Главные железнодорожные и шоссейные пути соединяют порты стран с их внутренними районами и обслуживают преимущественно внешнеэкономические связи.

1.7 Внешнеэкономическая  деятельность

      Аграрно-сырьевая  ориентированность экономики связывает  страны региона с мировым рынком. Экспорт товаров для них является  важнейшим источником иностранной  валюты.

      В экспорте (422,3 млрд долл.) преобладают:

- в Брунее - нефть и газ;

- в Вьетнаме - хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук, чай, резиновая обувь, рис;

- в Индонезии - нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук;

- в Камбодже - каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис;

- в Лаосе - электроэнергия, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе, оловянный концентрат;

- в Малайзии - нефть и газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника, текстиль;

- в Сингапуре - оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника;

- в Таиланде - рис, каучук, олово, кукуруза, маниок, сахар, текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево, интегральные схемы;

- на Филиппинах - кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронное оборудование.

      Главными  импортными товарами (364,0 млрд долл.) являются: нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, сталь, химические  товары, транспортные средства, медикаменты  и т.п.. Сингапур является местом  больших международных торгово-промышленных  выставок, научно-технических симпозиумов  и конференций (700-750 в год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЮЖНАЯ КОРЕЯ
      1. Экономико-географическое положение

      Корейский полуостров замыкает северо-восточную оконечность Азиатского континента, протянувшись с севера на юг примерно на 800 км, а с запада на восток – от 132 до 360 км. На севере Республика Корея отделена от КНДР военно-демаркационной линией, проходящей примерно по 38” с.ш. Самая южная точка полуострова лежит на 33”07’ с.ш.

     С трех сторон  страна омывается  Японским, Восточно-Китайским  и Желтым морями. Такое географическое  положение Кореи наложило заметный  отпечаток на историю, культуру  и экономическое развитие страны, ставшей мостом для цивилизации  между континентом и Японией (прил.2).

      Общая площадь  Республики Кореи (в дальнейшем  РК) - 98,500 км. Столица – Сеул (население  на 1998 г. – 11 млн); другие большие  города: Пусан (3,9 млн), Тэгу (2,5 млн), Инчхон (Чемульпо) (2,4 млн), Кванджу (1,4 млн), Тэджон (1,3 млн). Население Республики Корея на 2013 г. – 47,6 млн человек.

      По уровню экономического развития Республика Корея относится малым азиатским странам со средним уровнем развития в категории экономически развитых стран с рыночной экономикой. Корея относится к странам Новой Индустриализации первой волны, которые сделали большой рывок в экономическом развитии в последней половине XX века.

      1. Природно-ресурсный потенциал

         Агроклиматические ресурсы Южной Кореи представлены умеренным, муссонным, на юге - субтропический климат. Зимой преобладает холодная и сухая погода, летом - жаркая и дождливая. Температура января составляет от -21 ° С на севере до +4 ° С на юге, в июле - соответственно от +22 ° С до +26 ° С. Осадков выпадает от 900 до 1500 мм в год. Осенью проходят тайфуны (2-3 в год) с ливнями и шквальным ветром.  Южная Корея, в отличие от Японии, Филиппин, Тайваня и восточного побережья Китая, меньше страдает от тайфунов. Ежегодно над страной проходит до трех тайфунов, вызывая тем самым наводнения.

      В Южной  Корее добывается каменный уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец. Собственные энергетические ресурсы Южной Кореи представлены лишь сравнительно крупными месторождениями каменного угля (антрацита) и запасами гидроэнергии. Основные залежи антрацита были разведаны в 60-е г. и в то время оценивались примерно в 1, 4 млрд. т (что составляет 11% всех запасов угля нв корейском полуострове) . Активная разработка этих залежей как для внутреннего производства, так и с целью вывоза их на внешний рынок привела к значительному истощению запасов этого основного вида топлива. В 1980 г. запасы уже оценивались всего лишь в 830 млн. т. В Южной Корее выявлено до 50 различных полезных ископаемых по результатам обследования около 1/3 территории страны на конец 70-х годов. В сравнительно небольших масштабах осуществляется добыча железной руды (56-60% железа) , медной руды, свинцовой и цинковой руд, вольфрама, молибдена, а также благородных металлов золота и серебра. Добыча железной руды сконцентрирована почти наполовину на Янъянском руднике, в провинции Канвон и осуществляется компанией «Тэхан айрон манинг». Важным направлением работы горнодобывающей промышленности страны является добыча вольфрама, по преимуществу представляющую собой крупную статью южнокорейского экспорта минерального сырья.

      Добыча  руд цветных металлов незначительна. Вместе с тем Южная Корея  активно проводит дополнительные  геологоразыскные работы по выявлению  новых месторождений цветных  металлов. Южной Кореи, поскольку  импорт цинковой руды обходится  стране в 20 млн. долл. ежегодно.

      Южная Корея располагает и довольно богатыми залежами нерудных ископаемых: известняка, талька, каолина, графита, значительная часть которых в настоящее время добывается.

      Водные ресурсы на территории Южной Кореи представлены многочисленными поверхностными водами. Ежегодно на ее территории выпадает в среднем около 250 куб. км осадков. Более половины этого количества питает гидрографическую сеть страны. Формированию столь мощного стока в Корее благоприятствует ряд факторов, прежде всего обилие дождей, а также влажность воздуха, особенности грунта и горный рельеф. Основной сток в Корее приходится на теплый сезон - четыре месяца, в течение которых реками выносится в море до двух третей их годового стока; особенно обильным он бывает в июле, когда в большинстве бассейнов проходят ливни. В июле-августе проходят сильные паводки, а спад вод наблюдается в сентябре. орея обладает разветвленной речной сетью, и реки, хотя в основном короткие отличаются высокой водностью. Только самые крупные из рек: Амноккан, Туманган, Ханган - имеют бассейны в десятки тысяч квадратных километров, у подавляющей же части рек площади водосбросов исчисляются лишь сотнями и десятками километров.

      В Южной  Корее множество искусственных  водохранилищ, строительство которых  диктуется, в первую очередь, требованиями  ирригации. Реки служат основным  источником широко применяемого  искусственного орошения. Практически  водно-оросительный потенциал исчерпан  на мелких реках восточного  побережья Корейского полуострова, в бассейнах которых летом  воды полностью забираются ирригационной  сетью. Не хватает вод для орошения  рисовых полей и в бассейнах  отдельных рек на западном  побережье, особенно в его южной  части. Строительство водохранилищ  и регулирование стока рек  создают значительный резерв  оросительных вод.

      Земельные  ресурсы слабо отражены т.к. в  стране не так много пригодных  для сельского хозяйства низменностей; они расположены в основном  вдоль морских побережий и  в бассейнах рек. Низменности  покрыта аллювиальными отложениями, плодородие которых сделало эти  раойны наиболее густонаселенными. Корейцы берегут землю: за тысячелетия  поля не только заняли равнинные  участки, но и террасами поднялись  по склонам сопок.

      Лесные  ресурсы. Растительность Кореи на  протяжении длительного исторического  периода не подвергалась действию  внезапных климатических катаклизмов  и поэтому сохранилась практически  неизменной с третичного периода. В сегодняшней Республике Корее  осталось не так уж много  лесов. Они в основном широколиственные, состоящие из различных видов  дуба, клена, липы, ясеня, ильма, граба. На крайнем юге экзотическую  ноту добавляют вечнозеленые  растения, такие, как японская камелия, магнолия, вечнозеленый дуб, бензойное  дерево, бересклет. В Республике  Корея государственной монополией  является разведение женьшеня.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономическая и социальная география мира"