Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической географии".
В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
4. Военная реформа.
Военное управление подверглось также преобразованиям.
Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность.
5. Финансовые реформы.
Финансовые реформы – 1863. Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение. Введено было «единство кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. Главным средством поднять экономическую жизнь страны читалась постройка сети железных дорог.
6. Реформы в области просвещения.
7. Реформы в области печати.
Не все реформы прошли так, как задумывались в 1860-х. тем не менее их оцентвают как «великие реформы».
Под «диким капитализмом» понимается отсутствие адекватной реальности экономической теории. В это время российские экономисты не создали собственной теории, которой можно было бы руководствоваться. Россия копировала различные модели хозяйства. После победы над Наполеоном Россия копировала французскую систему хозяйства. Рынок представлял собой противоречивое сочетание натурально – трудового крестьянского хозяйства (около 80% населения) и монополистической промышленности.
После отмены крепостного права в 1861 г. капитализм в России утвердился как господствующая формация. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникали но¬вые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промыш¬ленного и сельскохозяйственного производ¬ства, создавалась разветвленная сеть железных дорог, формировался единый капи¬талистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.
Одной из важнейших особенностей социально-экономического строя порефор¬менной России являлись развитая капитали¬стическая промышленность и отсталая де¬ревня. Хотя Россия позже других капиталистиче¬ских стран Европы вступила на путь капиталистического развития, однако она быстрее проходила это развитие и вступила в ста¬дию империализма одновременно с развиты¬ми капиталистическими странами. Для Рос¬сии характерны были сравнительно высокие темпы развития капитализма, более высокий, чем даже в наиболее развитых капиталистиче¬ских странах, уровень концентрации про¬мышленного производства. Несмотря на это, Россия по уровню развития продолжала значительно отставать от капиталистических стран. Существенной чертой развития капита¬лизма в России было вторжение в русскую экономику иностранного капитала, стремившегося занять ключевые позиции в ведущих отраслях тяжелой промышленности и в банковом деле. Иностранный капитал еще теснее связывал Россию с мировой империалистиче¬ской системой. Россия в этой системе играла самостоятельную роль.Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу ХХ века, были построены в последние десятилетия. В странах старого капитализма были построены значительно раньше, в 1-й половине XIX В. Поэтому их оборудование к началу ХХ в. уже относительно устарело, и были они относительно мелкими.
В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятие и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. В 1890 году иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 – уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.
Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли, но иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались на русской земле и становились органической частью русского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же, иностранные заводы были крупными, т.к. на экспорт мелкие капиталы не идут.
Строительство железных дорог давало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечив заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавался рынок сбыта для соответствующих отраслей.
Конец XIX - начало XX в. - время ощутимых количественных и качественных перемен в российской экономике. Высокими темпами росла отечественная промышленность. Ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политика форсированной индустриализации страны, которая в первую очередь была связана с именем Витте (1849-1915) - одного из крупнейших государственных деятелей последних десятилетий существования Российской империи, занимавшего в 1892-1903 гг. пост министра финансов.
В 1892 - он уже министр финансов и начинает активную реформаторскую деятельность в экономической политике России.
Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.
В 1894-95 г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий.
На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.
Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.
В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.
Взятый С.Ю.Витте курс на всемерное содействие промышленному развитию не был принципиально новым явлением. Он в какой-то мере опирался на традиции еще петровской эпохи и опыт экономической политики последующих периодов. Составными частями "системы" С.Ю.Витте являлись:
- таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции (основы этой политики были заложены еще таможенным тарифом 1891 г.)
- широкое привлечение зарубежных капиталов в виде займов и инвестиций
- накопление внутренних финансов ресурсов с помощью казенной винной монополии
- усиления косвенного налогообложения.
Отставка С.Ю.Витте с поста министра финансов в 1903 г. не привела к пересмотру основ политики самодержавия в области промышленности. Задача ускоренного развития отечественной индустрии оставалась по-прежнему актуальной, поэтому проводившаяся царским правительством промышленная политика (вплоть до начала первой мировой войны) в целом являлась продолжением "системы" С.Ю.Витте.Рост эффективности сельскохозяйственного производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью программы индустриализации. Он видел в этом средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы в промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата.
Реформы Экономические - винная монополия 1894 (преимущественное право голоса на действия с крепкими напитками, в 1900 11% бюджетных доходов составляли доходы от винной монополии), денежная реформа 1897 (установление золотого монометализма. В качестве монетной единицы принят золотой рубль. Денежная реформа сделала рубль одной из самых твердых мировых валют, обеспечила приток иностранного капитала), содействие ж/д строительству. Витте - сторонник расширения вмешательства гос-ва в экономику, сторонник привлечения иностранного капитала.
30. Экономика России в начале 20 в., до 1917 г.
Особенности российского капитализма.
С конца XIX века, т.е. несколько позже, чем в передовых странах, российский капитализм начинает переходить на стадию империализма. Как и в других странах, империализма в России имел особенности. Исходя из этих особенностей, его принято относить к типу «военно-феодального».
Феодального – потому что и в этот в стране сохранялись существенные пережитки феодализма. Сохранялся царизм – монархия, отражавшая интересы дворян. Экономически господствующая буржуазия политической власти не имела и находилась в оппозиции. Дворянство оставалось привилегированным сословием. Буржуа считались людьми второго сорта.
К феодальным пережиткам принято относить и помещичье землевладение. Российский империализм принято называть военно-феодальным, потому что царское правительство, в отличие от западных стран, усиленно вмешивалось в хозяйственную жизнь, опекало капиталистов, занималось промышленным предпринимательством. Несомненно, в какой-то степени это делалось в военно-политических целях: чтобы не отставать от запада в производстве оружия, государство, не надеясь на силы буржуазии, строило военные заводы. Но, как мы знаем, государственное предпринимательство было характерно для России и в предшествующий период. Поэтому, может быть, правильнее называть российский империализм не военно-феодальным, а государственно-феодальным.
В отличие от западных стран в России был большой государственный сектор хозяйства. В его состав входили Российский государственный банк, 2/3 железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60% лесов, много промышленных предприятий.
Участие России в Первой мировой войне отразилось самым тяжелым образом на экономике страны, что, в свою очередь, обострило социальные отношения и привело к политическому кризису 1917 года.
Во время войны произошло паден
В 1915 году во время Первой мировой войны было принято решение об эвакуации промышленных предприятий на восток. Но государство не занималось ее организацией, а все возлагалось на самих предпринимателей, которым были выделены средства. Некоторые из них деньги получили, а перевозить предприятия не стали, поэтому большинство заводов и фабрик в Польше и Прибалтике попали в руки противника. Множество эвакуированных предприятий на новом месте приступало к работе с большим трудом. Государство начало проводить ряд мероприятий по переводу экономики на военные рельсы, но делалось все это медленно и малоэффективно.
Известно, что российское
государство достаточно часто и
активно вмешивалось в экономик
Продолжающаяся война поставила перед правительством задачу более решительно вмешиваться в дела частной промышленности. Созданные в 1915 году Особые Совещания должны были координировать работу отраслей военно-промышленного комплекса, транспорта, электростанций, наблюдать за снабжением действующей армии всем необходимым. Но на практике это оборачивалось безответственностью, дублированием распоряжений и просто неразберихой. Тогда было создано Особое Совещание по обороне с самыми широкими полномочиями в деле мобилизации промышленности и других отраслей для нужд фронта в масштабе всей страны. Во главе Совещания стоял военный министр. Но и эта организация не могла решить возложенные на нее задачи, не сдвинула с места дело по координации отдельных отраслей народного хозяйства.
Общие финансовые расходы на войну составили астрономическую сумму — 39 млрд. руб., которые возмещались за счет налогов и внутренних займов. Каждый день войны обходился в 50 млн. руб. Для оплаты этих расходов правительство постоянно осуществляло внутренние и внешние займы. Началась безудержная эмиссия денег. С 1914 по 1917 год сумма кредитных знаков, находившихся в обращении, увеличилась до 9,1 млрд. руб., в то время как золотой запас составлял всего 1,5 млрд. руб.
В 1916 году разразился хлебный кризис, который имел для страны трагические последствия. Несмотря на то, что в 1913—1916 годы были высокие урожаи зерна, его доставка в города становилась трудноразрешимой проблемой, поскольку железнодорожный транспорт находился в критическом состоянии.