Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической географии".
В 1989—1991 годах широкое распространение получили новые формы производственных объединений — концерны, корпорации, которые создавались следующим образом: группа государственных предприятий и подразделения отраслевых министерств образовывали некую ассоциацию. Здесь объединялись интересы отраслевых союзных и республиканских учреждений и интересы директоров предприятий. Государственные учреждения стремились сохранить в своих руках вопросы финансирования и поставок, а директора — выгодно приватизировать предприятия через так называемую номенклатурную приватизацию
В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д.
В октябре 1991 года на пятом съезде народных депутатов Б. Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство во главе с Ельциным. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло в основном из ученых-экономистов.
Материал для ознакомления: Экономические реформы в начале 90-х гг.
"Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг.
Российская Федерация
после провозглашения своей независимости
12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов,
в том числе и 21 национальное образование..
Главой исполнительной власти являлся
избранный всенародным голосова
Президент страны заявил о своём стремлении продолжить курс реформ. Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию", идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.
Главой экономического блока реформ стал Е.Т. Гайдар, возглавивший правительство России в январе - декабре 1992 г.
Программа реформ включала следующие направления:
® либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;
® свобода торговли;
® проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;
® жёсткие меры налогового обложения.
Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для её подъёма, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.
Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:
® преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;
® высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.
Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.
С начала января 1992 г. цены
на большинство товаров были опущены.
Для сбалансирования бюджета
правительство стало сокращать
важнейшие государственные прог
Приватизация. Она охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который бы стал опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.
Таким образом, приватизация не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и её роста. Приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.
По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. К середине 90-х гг. разрушенной оказались тяжёлая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколуГосударственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.
В стране всё больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, учёного и др.