Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической географии".

Файлы: 1 файл

28,29,30,32,33 вопросы.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, что такая  система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Сущность политики перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. Первое время новый Генеральный секретарь надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги - повышение дисциплины и ответственности и усиление централизованного управления экономикой. Поэтому в экономической сфере продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая ещё при Ю.В. Андропове.

В мае 1985 г. в стране была начата широкая антиалкогольная  кампания. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, создаваемых в течение десятилетий. Кампания была непродуманной и не учитывала отечественного и мирового опыта подобных мероприятий, и последствия её были негативными. Сразу же выросло подпольное изготовление спиртного. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, но бюджету государства был нанесён ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета.

Вскоре Горбачёв и  его соратники выступили с  инициативой "обновления социализма". Суть "обновления социализма" Горбачёв видел в соединении социализма и  демократии. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию М.С. Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека.

Проблемы реформирования экономики. Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось УСКОРЕНИЕ производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Непременным условием этого курса стало осуществление радикальной реформы управления экономикой, кардинальное преобразование хозяйственного механизма во всех звеньях и особенно в основном  звене - на предприятиях. Главная ставка делается на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление предприятий всех отраслей народного хозяйства. Вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы и должностные оклады, предприятиям предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальной заработной платы работников. На хозрасчет переводятся даже научные организации, директивный государственный план заменяется госзаказом. Но трехлетняя хозрасчетная эйфория сменяется глубоким разочарованием. Уже в 1988 году становится ясно, что вместо ускорения происходит замедление  социально-экономического развития. Экономика оказалась в 1989 году в кризисном состоянии (глубокое расстройство финансовой системы, падение реального курса рубля, галопирующая инфляция, глобальные дефициты, “расцвет” теневого рынка товаров и услуг).

Это произошло из-за неудачной  реализации хозрасчетной идеи. Основная причина заключалась в том, что  вместо преобразования всего хозяйственного механизма были предприняты попытки  изменить только оплату труда, схему распределения дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В то же время такие важнейшие части системы управления, как формы и отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на "перестройку", "радикальную реформу" экономики и "механизма" её функционирования. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой, предоставив больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.С. Горбачёв считал, что никакая экономическая реформа не пойдёт, если в неё не будет вовлечено всё общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая "демократизация" страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. КПСС, несмотря на "руководящую роль", должна гарантировать обществу "гласность" при принятии ею решений. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризис¬ого состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны..

Первоначально «перестройка» увязывалась с концепцией совершенствования хозяйственного механизма, т.е. с предоставлением пред-приятиям большей самостоятельности в развитии производства, о-новлении продукции, материальном стимулировании работников в зависимости от финансовых результатов работы предприятия. Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалось обязательным одно условие: незыблемость социалистической (государственной) собственности. По-прежнему в экономике не предусматривалось появления реального собственника на микроуровне, а также формирования механизма установления равновесия между спросом и предложением. .

Собственно говоря, экономическая  «перестройка» началась с июня 1987 года, когда был принят Закон о государственном предприятии, по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены исключительно широкие полномочия, в частности право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами и др. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать заработную плату работникам.

 На всеобщей волне  возрождения демократических идей по всей стране распространилось рабочее самоуправление. Стали создаваться Советы предприятий, выбранные на общих собраниях трудовых коллективов, у которых были достаточно большие полномочия, например право избрания и увольнения директоров. На многих предприятиях проходили кампании по выборам новых директоров. Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных отношений, на которые партийные и государственные руководители возлагали большие надежды в расчете на повышение заинтересованности работников в результатах труда. В соответствии с Законом об аренде (апрель 1989 года) трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем прив¬тизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам.

19 ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями:

® сопротивлением чиновничества,

® дефицитом материальных ресурсов,

® враждебным отношением (из-за высоких цен) населения.

Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. В 1988 году стало ясно, что дела в экономике не улучшаются, заметно растет цена реформ.

В течение долгого  времени в советской экономической  науке наблюдался застой, и учёные не могли предложить Горбачёву свежих и эффективных экономических идей. Реформирование экономики решено было начать с расширения сферы деятельности частного сектора и самостоятельности государственных предприятий. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа "500 дней") был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы. В ней намечалось восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры и приватизация предприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М. Горбачев действительно принял эту программу, но на самом деле нет.

Переход к рынку вызвал инфляцию.

 В экономике России  за годы господства командно-административной системы (доперестроечной поры) произошли серьезные структурные деформации:

-практически полная  монополизация всех отраслей  предприятиями государственного  сектора, вследствие чего многие  из них неэффективны;

-милитаризация промышленности  и гипертрофия тяжелой индустрии;

-отсутствие ценовых  и прочих рыночных индикаторов,  сделавших невозможным процесс  саморегуляции уровней спроса  и предложение;

-административная система  распределения инвестиционных и  прочих ресурсов: застой сельского  хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.

Проведение экономической  реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью  и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

Заключительный  этап перестройки.

Социальный аспект экономической  реформы. Ситуация в экономике ухудшалась. Неудачные попытки реформирования экономики имели большие социальные издержки:

® Резко сократилось производство,

® уменьшились доходы населения,

® обострились жилищная, продовольственная, экологическая и др. проблемы.

® Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства, сформировался слой граждан, владеющих значительным финансовым капиталом. Появилось понятие "новые русские".

 

В итоге "перестройка" ухудшила положение основных слоёв населения.

 

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был  принят целый ряд экономических  и социальных программ, предусматривающих  новую инвестиционную и структурную  политику. Помимо программы «Интенсификация-90», предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жилище-2000» и др.

В 1989 г. было сформировано новое правительство во главе  с Н. И. Рыжковым. В июне 1990 г. ВС СССР было принято постановление «О концепции  перехода к рыночной экономике», а  в октябре 1990 г.- «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т. д. Однако эти реформы практически не выполнялись в связи с массовым (с 1989 г.) забастовочным движением, из-за противостояния центра и субъектов Федерации. Умеренным реформам Рыжкова был положен конец в декабре 1990 г., когда правительство было отправлено в отставку.

Совет Министров был  преобразован в Кабинет Министров  во главе с премьер-министром  В. С. Павловым. Новое правительство  становилось подотчетным Президенту СССР М. С. Горбачеву и должно было проводить более последовательную политику реформ. Но на практике деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к обмену денег и апрельской денежной реформе, в результате которой произошло двукратное повышение цен. Реформа Павлова, нацеленная на подрыв финансовой системы теневой экономики, привела к окончательному падению доверия населения к центральной власти. Этому способствовали инфляционные процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами. Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11 %-ном спаде производства, в 20-30%-ном дефиците бюджета, в громадном внешнем долге, составлявшем 103,9 млрд долл. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Распад СССР ставил на повестку дня проведение реформ уже и российском масштабе Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов: неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор. Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов.

19-21 августа 1991 г. произошла  попытка переворота ГКЧП - консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики.

Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"