Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации непроизводственной сферы и особенностей организации отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России.
Охарактеризовать степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Проанализировать территориальную организацию и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной сферы Российской Федерации.
Введение
Глава I. Особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России
1.1. Сущность непроизводственной сферы и ее влияние на экономику России
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Глава II. Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России
2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы в современной России
2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
3.2. Основные проблемы и перспективы развития предприятий непроизводственной сферы
Заключение
Список использованной литературы
Непроизводственная сфера взаимосвязана с материальным производством. Работники материального производства в обмен на услуги, создаваемые в непроизводственной сфере, представляют продукты своего труда для обеспечения жизненных средств работникам непроизводственной сферы и материальных условий их трудовой деятельности (основные непроизводственные фонды).
Функции назначения непроизводственной сферы отличаются от материального производства. Здесь отсутствует обмен между человеком и природой, а труд направлен на формирование и развитие потребностей человека.
Услуги работников непроизводственной сферы входят в личное потребление работников материального производства. С точки зрения воспроизводственного процесса, включения услуг в сферу личного потребления не означает их абсолютного исчезновения. В противном случае не могло бы быть и речи об экономических отношениях в непроизводственной сфере. Своеобразный характер воспроизводимости услуг, включаемых в личное потребление, состоит в том, что непроизводственная сфера создает объективные предпосылки для возобновления воспроизводственного процесса. Во-первых, услуги некоторых отраслей непроизводственной сферы входят в издержки производства рабочей силы и воспроизводятся работниками в процессе производства. Во-вторых, сфера личного потребления, взятая в совокупности всего общественного воспроизводства, представляет собой общественный процесс.
Потребление материальных благ непроизводственной сферой вытекает из общественной необходимости существования труда работников непроизводственной сферы и порождает экономические отношения присвоения материальных благ работниками непроизводственных отраслей. В свою очередь, это требует постоянно возобновляемых затрат труда на производство материальных благ для непроизводственной сферы [10, С.188].
Развитие непроизводственной сферы зависит от уровня производительности труда работников материального производства. Чем он выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в непроизводственной сферы.
Противопоставление материального и нематериального в этом случае очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды услуг соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу конкретного отраслевого состава непроизводственной сферы. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг [12, С. 214], а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству и промышленности [15, С. 65].
В России в непроизводственной сфере занято не многим более 30%. Большой удельный вес по числу занятых в непроизводственной сфере занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами. Эти предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются в процессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться и тем самым участвовать в образовании национального дохода, но входят в фонд личного потребления общества [22]
Итак, непроизводственная сфера характеризуется:
1) вещным и не вещным
характером производимого
2) индивидуальным способом воспроизводства;
3) особенностью коммуникации производителя и потребителя, определяемой как обслуживание;
4) низкой степенью организованности производства;
5) минимальной механизацией;
6) отсутствием разделения труда и кооперации работников [7, C. 31].
Таким образом, состояние и развитие непроизводственной сферы зависит от уровня производительности труда работников материального производства и оказывает активное воздействие на социально-экономический прогресс, являясь важнейшими его показателями. В странах с различным уровнем развития производительных сил, но с одинаковой занятостью в непроизводственной сфере структура отраслей резко отличается. Страны с высоким уровнем развития имеют и более прогрессивную структуру непроизводственной сферы.
В настоящее время в России признано, что труд в отраслях непроизводственной сферы является производительным, создает стоимость и прибавочную стоимость, объем производства отраслей данной сферы по особой методике включается в общую стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП).
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
Непроизводственная сфера – это совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.) [22]. Отрасль – это совокупность качественно однородных первичных звеньев, характеризующаяся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, единством назначения производимой продукции (работ, услуг), профессиональным составом кадров [17, C. 312]. В отрасль объединены предприятия, учреждения и организации, выполняющие в процессе общественного производства схожие по социально-экономическому содержанию функции, независимо от их географического расположения, ведомственного подчинения и т.д. Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах.
Непроизводственная сфера – это условное название отраслей и видов деятельности, не составляющих материальное производство. В советской экономической статистике к непроизводственной сфере относили сферу бытовых услуг, науку, культуру, образование, здравоохранение, управление. В настоящее время термин непроизводственная сфера изымается из научного употребления, заменяется понятиями социально культурная сфера, социальная сфера [17, C. 426]
Непроизводственная сфера хозяйства обеспечивает условия жизнедеятельности общества, повышение уровня и качества жизни людей. Непроизводственная сфера хозяйства обеспечивает условия жизнедеятельности общества, повышение уровня и качества жизни людей. В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.
Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2002-2011 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.
В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.
Сейчас на долю услуг приходится свыше 1/3 общего объема хозяйства страны, в непроизводственной сфере занята почти половина населения.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это одна из важнейших отраслей непроизводственной сферы России, поскольку влияет на комфортность жизни людей. Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населенных пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Бытовое обслуживание населения – одна из немногих отраслей непроизводственной сферы России, которая в современный момент имеет высокоиндустриальную материально-техническую базу. Сфера бытового обслуживания населения состоит из более 25 подотраслей, многие из которых имеют большое социальное значение.
Уровень развития социально-бытовой части непроизводственной сферы определяется числом услуг, которые можно получить в той или иной местности, доступностью, качеством и сроками исполнения заказов, обеспеченностью соответствующими предприятиями и др.
Розничная торговля – ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.
Розничная торговля представлена большим количеством торговых предприятий, которые можно классифицировать по таким критериям как: товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, характер местонахождения и др.
Сфера общественного питания - это область деятельности предприятий, оказывающих услуги общественного питания населению в предоставлении ему продукции готовой к употреблению.
В сфере общественного питания действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий общественного питания:
1) ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная и др.;
2) по видам услуг
(услуги питания, реализации
3) по масштабам своей деятельности (от мелких ларьков-закусочных и до ресторанов класса «люкс» и крупных сетей общественного питания).
При этом все подобные заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям.
Образование – это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах.
Согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании», Российское
образование представляет собой
непрерывную систему
Учреждения культуры – это клубы, дворцы и дома культуры, центры народного творчества, ремесла, библиотеки, музеи, парки, памятники историко-культурного наследия и др.
На 1 января 2012 года в России насчитывалось 2578 музеев с филиалами. Общий объем хранящихся там фондов составляет без малого 83 млн. предметов. В общей сложности за год они приняли 81 млн посетителей, в том числе 17 млн детей и подростков. Театры в том же году посетили 30 млн., а библиотеки - 60 млн. человек [8].
Под «здравоохранением» сегодня понимают общественно-социальную функцию общества (государства) по охране и укреплению здоровья населения.
Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения: лечебно-профилактические; охраны материнства и детства; санитарно-эпидемиологической службы; санаторно-курортные; патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы; аптечные; предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики; образовательные и научно-исследовательские.
Таким образом, непроизводственную сферу образуют отрасли, связанные с обслуживанием населения. К их числу относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и транспорт, розничную торговлю и общественное питание, просвещение, здравоохранение, культура, искусство, а также оборона и безопасность, управление и др.
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.
Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т.е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т.д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.
Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.
Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.