Территориальная организация непроизводственной сферы в России. Особенности организации отдельных отраслей непроизводственной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации непроизводственной сферы и особенностей организации отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России.
Охарактеризовать степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Проанализировать территориальную организацию и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной сферы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России
1.1. Сущность непроизводственной сферы и ее влияние на экономику России
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Глава II. Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России
2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы в современной России
2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
3.2. Основные проблемы и перспективы развития предприятий непроизводственной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТОН чисто.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Социально-экономическое положение  региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует  объемы произведенного валового регионального  продукта и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.

В то же время экономическая освоенность  территории определяет доступность  услуг, прежде всего социально-культурного  характера, и возможность решения  проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем – минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.

Сфера обслуживания на селе имеет  в России значительно меньший  уровень развития, чем в городах, поскольку учреждения обслуживания в городах работают не только для обеспечения собственного населения, но и для жителей  окружающей сельской местности. Неразвитость сферы обслуживания (а также связанная с этим узость выбора мест труда) является одной из главных причин,  «выталкивающих» сельских жителей в городские поселения.

Огромное воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает  исторически сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ [5, C. 29].

Одновременно следует учитывать  и особенности потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.

Воздействие этих факторов на территориальную  организацию сферы услуг находит  отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.

Особое место в сфере услуг  занимает социальный комплекс, куда относят  здравоохранение, образование, туризм, культуру и искусство и др.

Территориальная организация обслуживания определяется частотой спроса на те или иные услуги, притом выделяются следующие группы услуг: повседневные, периодические, эпизодические.

В соответствии с отмеченными взаимосвязями  в этой системе возможны три типа обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам населения). В свою очередь каждый из этих типов может принимать межрайонную, межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую систему территориальной организации сферы обслуживания.

Соотношения между указанными тремя  формами обслуживания зависят от природных условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортного лечения, туризма, с одной стороны, и надежность транспортных связей во все времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее сельские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и менее развиты виды межселенного обслуживания).

Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы обслуживания. При этом обычно выделяют центры обслуживания и тяготеющие к ним территории  зоны  обслуживания.  Центр  обслуживания -  это населенный  пункт,  имеющий неместное значение, т.е. притягивающий к себе потребителей из других поселений.

В России выделяется следующая иерархия центров обслуживания:

1) столица – Москва;

2) главные центры экономических районов и федеральных округов (Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д.);

3) центры регионов - субъектов РФ (Уфа, Челябинск и т.д.);

4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких районов внутри региона (Новомосковск в Тульской области и т.д.);

5) районные центры;

6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района;

7) центры сельских администраций;

8) сельские поселения, имеющие учреждения сферы обслуживания.

Важнейший принцип размещения учреждений сферы обслуживания - удобство пользования для потребителя услуг. Особую специфику размещения имеют рекреационные и курортные учреждения. Здесь важным оказывается наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов.

В России два рекреационных курортных района сформировалось на Северном Кавказе - наиболее благоприятном по природным условиям; многочисленные курортные учреждения располагаются на побережье Балтийского моря в Калининградской области.

Особый случай представляет территориальная  организация сферы науки (научно-исследовательских и опытно-констукторских работ – НИОКР) и профессионального образования. Основной фактор размещения таких учреждений -  близость к наукоемким городам с квалифицированными кадрам

Таким образом, основными факторами, влияющими на размещение предприятий сферы услуг, являются такие как демографический, природный, социально-экономический, исторический и особенности потребления услуг.

 

Глава II.  Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России

 

2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы

в современной  России

 

Как уже говорилось, непроизводственная сфера представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.

Рассмотрим развитие основных отраслей непроизводственной сферы России и степень обеспечения потребностей населения социально-культурными услугами на современном этапе.

Первичной жизненной  проблемой человека является потребность  в жилье, которое обеспечивает благоприятную среду обитания и определяет качество жизни. Жилой фонд России составляет 3,2 млрд. м2 общей площади и по видам собственности включает частный, государственный, муниципальный, общественный жилищные фонды и жилищный фонд коллективной собственности.

Обеспеченность жильем в России выросла за десятилетие  на 16% – до 22,6 кв. м общей площади  на каждого жителя. Однако в Москве этот показатель практически не улучшился и остается одним из самых низких по стране.

За последние 10 лет  обеспеченность жильем в среднем  по России выросла на 3,1 кв. м на человека – с 19,5 до 22,6 кв. м. Этот показатель варьируется  от 12–13 м в Чечне, Туве и Ингушетии до 30 м на Чукотке, в Московской и Магаданской областях. При этом темпы роста по регионам существенно разнятся. Так, за 10 лет обеспеченность жильем в Москве, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Туве и Псковской области не увеличилась или выросла меньше чем на метр (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 - Обеспеченность общей жилой площадью на душу населения (благополучные и неблагополучные регионы) [11, C. 258]

Регион

2001 г., кв. м

2011 г., кв. м

Российская Федерация

19,5

22,6

Тува

12,5

13

Ингушетия

6,7

13,8

Дагестан

    15,3 

15,8

Кабардино-Балкария

15,1

18

Алтай

14,7

18,5

Москва

18,3

18,7

Карачаево-Черкессия

18,3

18,8

Ханты-Мансийский авт. округ

16,8

19

Воронежская обл.

21,9

25,8

Рязанская обл.

21,5

25,8

Ленинградская обл.

22,5

25,9

Вологодская обл.

22,3

26,1

Северная Осетия

24,6

26,1

Курская обл.

21,2

26,5

Новгородская обл.

22,8

27,6

Тверская обл. 

22,8

27,6

Магаданская обл.

25

28,8

Московская обл.

22,2

28,8

Чукотский авт. округ

28

30,4


 

Таким образом, несколько регионов страны с 2001 по 2011 год испытали настоящий строительный бум. Например в Ингушетии, в Московской и Курской областях обеспеченность жильем выросла на 7,1, 6,6, 5,3 кв. м соответственно. Москва занимает самое последнее место в стране по приросту жилой площади на душу населения. С 2001 по 2011 год этот показатель вырос с 18,3 до 18,7 кв. м. При этом, численность постоянного населения Москвы практически не изменилась: 10,11 млн. жителей в 2001 году и 10,56 млн. – в 2011 году. Хуже, чем в Москве, граждане обеспечены жильем только в Чечне, Туве, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Республике Алтай.

Износ жилого фонда составляет в среднем от 30 до 50% и выше. Большая  часть жилого фонда строилась  еще в советские времена и  требует капитального ремонта и реконструкции. Поэтому необходимо наращивать строительство нового современного жилья.

Анализ  основных  причин  низкой  обеспеченности  жильем показал, что такие плохие показатели обусловлены как низкими темпами жилищного строительства, так и недоступностью коммерческого жилья в связи с высокой стоимостью. Статистические данные последних лет позволили также  выявить  значительную категорию населения, которое не имеет постоянного жилья.  Такая негативная  тенденция характерна,  прежде  всего,  для Москвы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Население по типам занимаемых жилых помещений в России и Москве, % [8]

 

Таким образом, в России имеют свое жилье  91% домохозяйств, а в Москве – всего 83%,  у остальных 17% нет своего жилья. Имеются различия по размеру домохозяйств, снимающих жилье.  В России снимают жилье примерно такие же домохозяйства, что и те, кто проживает в постоянном жилье. Другое дело в Москве, в которой среди снимающих много домохозяйств большого  размера, состоящих из 5 и более человек (13% против 8% в среднем по  России). При этом в снимаемых квартирах проживает по 3 жильца, а в среднем  по городу - 2,6 и, соответственно, многие  сдаваемые  квартиры перенаселены [14, C. 22].

Обеспеченность жилых  зданий основными коммунальными  услугами и удобствами (ванна, душ и др.) с 2002 г. по 2011 г. заметно увеличилась (см. таблицу 2). В частности, обеспеченность жилых зданий услугами централизованного водоснабжения с 76,5% до 78,2%, а обеспеченность услугами горячего водоснабжения с 60,4% до 65,3%.

 

Таблица 2 – Динамика обеспеченности жилых зданий основными коммунальными услугами [18, C. 165]

Обеспеченность коммунальными  услугами

Доля населения, проживающего в  жилых зданиях, %

2002 год

2011 год

Всего

Город

Село

Всего

Город

Село

Центральным отоплением

62,5

79,5

16,2

64,3

80,4

19,6

Отоплением от индивиду-альных установок, котлов

15,2

9,8

30,0

18,9

11,5

39,4

Водопроводом

76,5

89,2

42,0

78,2

89,3

47,3

Канализацией

70,7

85,3

31,1

74,0

87,3

37,2

Горячим водоснабжением

60,4

77,0

15,4

65,3

80,2

24,2

Газом

92,6

94,9

86,6

88,0

91,6

78,3

Ванной или душем

66,1

81,3

24,8

67,4

81,7

27,8


 

Таким образом, по количеству метров на человека Россия серьезно проигрывает Европе и Америке, где этот показатель часто в три–четыре раза больше. При этом жилищные условия хуже не только по качеству. У нас меньше выбор: то есть меньше предложений о продаже в расчете на одного человека.

 

 

 

2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения

 

Здравоохранение как организованная система защиты здоровья прошло длительный этап развития. Современное здравоохранение можно рассматривать как социальный институт, прошедший путь длительного саморазвития, представляющий широкую систему частных и государственных предприятий, (частная практика, поликлиники, больницы, диспансеры, санитарно-эпидемические центры, аптеки, и другие). Они оказывают весь комплекс услуг, связанных с лечением: профилактику заболевания, само лечение (амбулаторно и дома), послеоперационное обслуживание. 

Здравоохранение как  отрасль - это совокупность организаций, учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению и лечению заболеваний.

Выделяют следующие  основные типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), функционально связанных  между собой: поликлиника–больница–санаторий (центр восстановительного лечения). При необходимости можно осуществить принцип этапного лечения.

В Российской Федерации функционируют многочисленные виды ЛПУ, обеспечивающие медицинскую (медико-социальную) помощь.

1. Стационары

- больница (окружная или  районная, городская, областная,  краевая, республиканская);

- специализированная больница (инфекционная, восстановительного лечения, психиатрическая, туберкулезная, госпиталь ветеранов);

-  хосписы, дома  ребенка, приюты и т. д.

2. Амбулаторно-поликлинические учреждения

-  поликлиника (городская, стоматологическая);

- учреждения скорой и неотложной  помощи;

- учреждения родовспоможения, женские  консультации;

- центры (медико-генетический, диагностические,  восстановительного лечения, перинатальный,  планирования семьи и репродукции);

-  санитарно-эпидемиологическая станция и т.д.

Значительное снижение доступности  и качества бесплатной медицинской  помощи является на сегодняшний день одной из наиболее острых социально-экономических  проблем России, и ее решение является важнейшим условием успешного социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

Информация о работе Территориальная организация непроизводственной сферы в России. Особенности организации отдельных отраслей непроизводственной сферы