Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации непроизводственной сферы и особенностей организации отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России.
Охарактеризовать степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Проанализировать территориальную организацию и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной сферы Российской Федерации.
Введение
Глава I. Особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России
1.1. Сущность непроизводственной сферы и ее влияние на экономику России
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Глава II. Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России
2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы в современной России
2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
3.2. Основные проблемы и перспективы развития предприятий непроизводственной сферы
Заключение
Список использованной литературы
Размещение рекреационного хозяйства России отличается крайней неравномерностью. Более 3/5 суммарной емкости рекреационных учреждений сосредоточено на территории трех районов европейской части страны, при этом на Северном Кавказе и в Калининградской области преобладает санаторно-курортная сеть, а в Центре и Северо-Западе – предприятия, обслуживающие въездной туризм.
3.2. Основные
проблемы и перспективы
На данном этапе развития, основными проблемами функционирования предприятий непроизводственной сферы являются:
1. Отсутствие финансовой
поддержки и малые
2. Незначительная роль
государства в развитии
3. Низкий уровень исследований
в области изучения рынка
4. Качество услуг (особенно новых видов) - одна из важнейших проблем развития непроизводственной сферы. Так как услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы установить систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии для удовлетворения общественных нужд.
5. Малая конкурентоспособность
отечественных производителей
6. Отсутствие необходимого
вложения иностранных
7. Отсутствие баланса между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания инфраструктуры. Маломасштабная сфера услуг со слаборазвитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, не дает отечественным странам создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику.
8. Сравнительно низкая
доля услуг в международной
торговле по сравнению с их
огромным значением на
Можно выделить следующие направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферы в современных условиях:
- Рост производительности труда, повышение фондоотдачи в сфере материального производства;
- Появление новых видов
услуг в области охраны
- Рост размеров домашнего имущества соответствует росту потребностей в его ремонте и обслуживании;
- Развитие конкуренции наукоемких товаров;
- Урбанизация и постарение
населения. Структура
Отражением проблемы выбора, состоящей в альтернативности использования ограниченных факторов и поиске наиболее рационального варианта их сочетания, выступают три основные задачи, которые должны быть решены в любом обществе.
Проблема «что производить» – предполагает принятие решений о том, какие конкретно блага и услуги, в каком ассортименте, качестве и количестве должны быть произведены.
Эту проблему решают потребители, выражая свое мнение во время голосования деньгами в процессе принятия решения о покупках. В конечном итоге деньги потребителей используются на оплату труда, ренту и дивиденды, которые потребители же и получают в виде дохода. Предприятия в свою очередь стремятся получить максимальную прибыль.
Проблема «как производить» – предполагает решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и технологий, а также в какой комбинации будут созданы блага и услуги.
Эта проблема решается при помощи конкуренции между различными производителями.
Минимализация издержек
производства за счет применения наиболее
эффективных технологий представляет
собой наилучший для
В целом данная проблема
разрешается путем решения
– как распределить ресурсы между отраслями;
– какие фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли;
– какую технологию применять.
Проблема «для кого производить» – определяет потребителя, на которого ориентировано данное производство и количество благ и услуг, которым потребитель может располагать.
В силу того, что основными субъектами в экономике выступают потребители, производители и общество, то проблема выбора заключается в обеспечении оптимального экономического результата для каждого из них: для потребителя – рост количества и качества удовлетворенных потребностей, для продавцов – прирост прибыли, для правительства – степень удовлетворения общественных потребностей.
Другими словами, разрешение данной проблемы позволяет определить, кто и сколько потребляет. Оно зависит от соотношения предложения и спроса на рынках.
Заключение
В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера - важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.
На сегодняшний день, рынок непроизводственной сферы достаточно многообразен и развит, но при этом он имеет ряд проблем функционирования, которые могут быть решены с помощью воздействия экономических механизмов, грамотной экономической политике государства, создании нормативно-правовой хозяйственной базы.
Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
С расширением масштабов производства и общественного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, производственных отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры потребления и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрастает. Свидетельством тому служит рост производительных сил, используемых в этой сфере народного хозяйства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального дохода растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%.
В целях организации проведения мероприятий по социальной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы по защите семьи, детей, населения, в целях сохранения здоровья. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие образования», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реабилитация населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства.
Необходимо постоянное перечисление средств во все отрасли непроизводственной сферы, в целях защиты населения. Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворение социально-культурных и жилищно-коммунальных потребностей и социальную защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.
В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования:
• на образование;
• культуру;
• искусство;
• средства массовой информации;
• здравоохранение;
• физическую культуру;
• социальную политику;
• жилищно-коммунальное хозяйство.
Роль непроизводственной сферы бесспорно очень важна в современном обществе и поэтому необходимо вести постоянную работу в этой области, уделять ей повышенное внимание. Радует то, что эта работа ведется и имеет результаты. Проводятся конкурсы, реализуются социальные программы для населения. Благодаря которым учителя, учащиеся, врачи, др. служащие непроизводственной сферы заявляют о своих способностях, реализуют потенциал, получают денежное вознаграждение. Это проявление защиты населения в непроизводственной сфере служит также мотивацией к труду для сотрудников.
Преподаватели дают качественное образование учащимся, врачи предоставляют квалифицированную помощь пациентам, уделяют им должно внимание. Учащиеся школ, студенты, талантливая молодежь, получая поддержку государства, ищет способы самореализации, становятся отличными специалистами в самых различных областях, они смогут в будущем предоставлять качественные, правильные, своевременные услуги, производить нужные товары. Такая деятельность сотрудников непроизводственной сферы является защитой для населения, которые лишь пользуются услугами.
Список использованной литературы