Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации непроизводственной сферы и особенностей организации отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России.
Охарактеризовать степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Проанализировать территориальную организацию и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной сферы Российской Федерации.
Введение
Глава I. Особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России
1.1. Сущность непроизводственной сферы и ее влияние на экономику России
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Глава II. Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России
2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы в современной России
2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
3.2. Основные проблемы и перспективы развития предприятий непроизводственной сферы
Заключение
Список использованной литературы
Продолжается тенденция по сокращению числа учреждений высшего профессионального образования, при этом число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 2,9%, а негосударственных - на 3,5%.
В 2011г. в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн.человек (97,6% к уровню 2010г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,6 млн.человек (89,0%).
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования уменьшился по сравнению с 2010г. на 43,0 тыс.человек, или на 6,4%, по негосударственным - на 2,7 тыс.человек (на 8,1%). На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 148,9 тыс.человек, или 23,7% от общего числа принятых, в негосударственных образовательных учреждениях - 30,6 тыс.человек (99,3% от общего числа принятых).
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011г. сократился на 137,7 тыс.человек (на 11,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. человек, или 18,9%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс.человек, или на 3,8% (см. рисунок 2).
|
|
Рисунок 2. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, тыс.человек
Прием на обучение
в образовательные учреждения
высшего профессионального
Доля принятых в негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в общем числе принятых в 2011г. осталась на уровне 2010г. и составила 4,7%, доля принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования уменьшилась с 14,6% до 12,4% [11, C. 426].
Таким образом, на протяжении последних лет зафиксирован значительный рост числа высших учебных заведений. Во многом этот рост обеспечен за счет увеличения численности негосударственных вузов. Изменилась соотношение студентов получающих высшее образование на различных формах обучения. Незначительно выросла доля студентов, получающих высшее образование на очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения. Наиболее значительно - доля студентов-заочников и студентов, обучающихся на экстернате.
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
Территориальная организация подразумевает не только взаимное размещение жилищ, производства, зон отдыха, учебных заведений, больниц и т.п., но и их отношения, взаимную связь, соподчиненность, взаимодополняемость, гибкость средств достижения целей и историческую смену этих целей, наложение точек и зон друг на друга, создание различных вариаций пространственных систем общественной жизни [20, C. 8].
Рассмотрим особенности
территориальной организации
В целом территориальная
Территориальная организация непроизводственной сферы в России также неоднородна как и российское пространство. Основной особенностью территориальной организации жилищно-коммунальной сферы является неравномерность заселения и урбанизации территории России.
В предреформенные годы наибольшей обеспеченностью жильем отличались центральные и северо-западные районы России, имеющие значительный жилой фонд, где высокоурбанизированные территории отличаются благоустроенным жильем, а аграрные районы значительно отставали по степени комфортабельности жилого фонда.
В 1990-е гг. сокращение естественного прироста и массовый отток населения из восточных районов способствовал росту обеспеченности жильем (Чукотский АО – 29,4 м2 на одного жителя) [1, C. 168]. Напротив, на юге европейской части России обострение жилищной проблемы главным образом обусловлено усиливающейся нагрузкой на эту сферу беженцев из кавказских республик.
Состояние здравоохранения и оказание медицинских услуг обусловлено характером финансирования этой отрасли, обеспеченностью населения медицинской помощью и использованием медицинских учреждений. Величина расходов на здравоохранение в мире в целом к началу ХХI в. составляла 8% ВВП, в экономически развитых странах – 9,2, в развивающихся – 4,7%, в а России уже многие годы она сохраняется на уровне 3,1-3,5, хотя согласно рекомендациям ВОЗ этот показатель должен составлять 5% ВВП [3, C. 24].
При этом Россия уже многие годы занимает первое место в мире по обеспеченности населения страны врачами (49,8 на 10 000 жителей), в структуре специальностей которых, зависящей от частоты обращений за медицинской помощью, преобладают терапевты (более 1/5), хирурги (1/9), педиатры (1/10) и стоматологи (1/12) [9]. Однако кризисное положение материально-технической базы отрасли не позволяет в полной мере использовать потенциал высококвалифицированных специалистов.
Несмотря на рост обеспеченности населения врачами, выделяются регионы-лидеры, что связано либо с историческими факторами развития отрасли (Москва, Санкт-Петербург), либо с усилением депопуляционных процессов (Смоленская, Ярославская области, Хабаровский край), либо с усилением социальной политики на данной территории (Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область).
Сильная социальная политика предшествующих десятилетий в области образования способствовали широкому охвату населения различными видами обучения и по выпуску специалистов в расчете на 10 тыс. жителей, Россия, согласно данным ЮНЕСКО, входит в первую десятку стран мира.
Развитие и размещение системы образовательных учреждений, которые в России представлены тремя уровнями (общие образовательные, средние специальные и высшие учебные заведения), во многом определяются демографической ситуацией.
Особое место занимает дошкольное образование. Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. на фоне экономического кризиса привело к сокращению охвата детей дошкольными учреждениями на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье. Исключение составляют северные территории России, где обеспеченность детей постоянными дошкольными учреждениями примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.
Система общего среднего образования отличается повсеместностью размещения. В стране работают государственные дневные общеобразовательные учреждения различных видов, развивается сеть частных школ, из которых более 1/3 расположено в Центральном районе, главным образом в Москве и Московской области, а также в крупных городах России.
Размещение системы среднего профессионального образования ориентируется на городскую среду и до сих пор основными районами подготовки специалистов среднего звена для различных отраслей народного хозяйства остаются Центр и Урал, где сосредоточено почти 2/5 учебных заведений, обеспечивающих квалифицированными кадрами все районы страны.
Богатые традиции в подготовке специалистов имеет российская высшая школа. В настоящее время в системе высшего образования страны работает более 1 тыс. вузов. Среди государственных вузов явно преобладает подготовка специалистов технического и естественно-научного профиля, а среди негосударственных – финансово-экономического. Распределены вузы по территории России крайне неравномерно. Более 1/3 вузов страны находятся в Центре и Северо-Западе, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, где высока доля негосударственного сектора высшей школы.
Информационные услуги, предоставляемые на российском рынке, постоянно растут и расширяются. Они являются непременным условием динамичного развития рыночной экономики. Возможность получения и использования электронных информационных ресурсов превращается в ключевой фактор развития России.
Значительную часть информационных услуг составляют услуги связи, обеспечивающие пространственное перемещение информации, не создавая при этом нового продукта. Размещение телефонных аппаратов (телефонная емкость) отличается их сосредоточением в Западной зоне страны, где наиболее высокие показатели телефонной плотности (число телефонов на 100 жителей) имеют Северо-Западный и Центральный районы, главным образом за счет Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 1990-х гг. в стране ускорился процесс внедрения цифровых систем связи и по количеству крупных проектов в области телекоммуникаций Россия опережает все страны мира. К 2011 г. цифровизация телефонной системы связи составила 94%.
Наиболее высокими темпами развивается мобильная связь, включающая сотовую связь, пейджинг, транкинг, беспроводной телефон. При этом происходит постепенное территориальное перераспределение числа абонентов – сокращается доля Москвы и растет удельный вес регионов (52% в 2001 г. и 17% в 2011 г.).
Новой средой создания и распространения информации являются компьютерные сети, стирающие географические, политические или этнические границы, которые больше всего используются в науке и образовании, меньшие – в торговле и заготовках. Переход к постиндустриальной стадии инновационной волны в сфере информационных технологий и превращает Интернет в приоритетную отрасль экономики.
Услуги культуры представляют объекты культуры и искусства, кинематографии, печати, телевидения и радиовещания, осуществляющих производство, сохранение, тиражирование, распространение и организацию потребления населением благ и услуг культурного и информационного назначения.
Культурный потенциал России огромен и уникален – это театры, музеи, в том числе под открытым небом (Суздаль, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Кириллов), массовые библиотеки с фондом свыше 1,1 млрд. экз.; киноустановки с платным показом, распределенных относительно равномерно – пропорционально численности населения [8].
Однако резкое сокращение бюджетных ассигнований на культуру в годы рыночных реформ поставило эту сферу в тяжелейшее положение. В нашей стране на 1 млн. жителей приходится 3,2 театра (в Австрии – 24, Швеции – 13,6, Франции – 9,6), 10 музеев (в Нидерландах – 35, Швеции – 34, Чехии – 33), 368 библиотек (в Финляндии – 2500, Чехии – 708) [8]. Даже в Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, библиотеками существенно ниже, чем во многих европейских столицах. Растет охват населения телевидением и радиовещанием. Несмотря на повсеместность размещения объектов культуры и массовой информации наибольшей обеспеченностью ими отличаются два района – Центральный и Северо-Западный, прежде всего Москва и Санкт-Петербург.
Услуги делового характера включают услуги кредитно-финансовые, рекламы, посреднические, маркетинговые, по обработке данных и информационному обеспечению, в области права и аудита и др. Размещение этих услуг отличается высоким уровнем территориальной концентрации – сосредоточением в Центральном экономическом районе – форпосте рыночных преобразований в России. Так, здесь функционирует свыше половины из почти 1200 коммерческих банков, действующих в стране, главным образом в Московском регионе (57%); получают 3/4 всей выручки от реализации рекламных услуг в стране, которую обеспечивают 2/3 рекламных агентств, зарегистрированных в России; 60% выручки от реализации продукции организаций, оказывающих услуги в области аудита, более 50% услуг правового характера и др. [18, C. 305]
Рекреационные услуги обеспечивают восстановление и развитие физических и духовных сил человека, создавая для него наиболее благоприятную среду обитания. Среди видов рекреационной деятельности выделяют санаторно-курортное лечение, туризм и экскурсии, организацию мест отдыха (дома, базы отдыха, пансионаты, спортивно-оздоровительные лагеря) и формирование городских, пригородных, приморских зон отдыха.
Россия обладает богатым и разнообразным рекреационным потенциалом – благоприятные климатические ресурсы южных районов европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока, огромная площадь рекреационных лесов, густая речная сеть, озера и водохранилища, целебные минеральные источники, морские побережья Северного Кавказа, Балтийского взморья и Японского моря, горные ландшафты Хибин, Урала, Кавказа, Саян, Забайкалья – который используется всего на 8-10 % и обеспечивает обслуживание лишь 1% мирового туристического рынка. Созданное в стране рекреационное хозяйство лишь наполовину обеспечивает потребности населения в организованном отдыхе и лечении, на 20-30% – в туристическо-экскурсионном обслуживании [23, C. 94].