Территориальная организация непроизводственной сферы в России. Особенности организации отдельных отраслей непроизводственной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации непроизводственной сферы и особенностей организации отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России.
Охарактеризовать степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Проанализировать территориальную организацию и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной сферы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России
1.1. Сущность непроизводственной сферы и ее влияние на экономику России
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Глава II. Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России
2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы в современной России
2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
3.2. Основные проблемы и перспективы развития предприятий непроизводственной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТОН чисто.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, результат  деятельности здравоохранения по укреплению здоровья населения отражает социальная эффективность, измеряемая по  снижению инвалидности, росту продолжительности жизни, повышению рождаемости, и оцениваемая, применительно к репродуктивному здоровью, по методикам оценки стоимости сохранённой жизни и экономического эффекта от снижения частоты абортов. Социальная эффективность напрямую связана с качеством медицинского обслуживания и удовлетворением потребностей населения  в услугах медицинского назначения. Удовлетворенность пациентов отражает социальную приемлемость здравоохранения и влияет на здоровье населения.

Для характеристики уровня обеспеченности населения России услугами здравоохранения были рассмотрены основные социально-экономические показатели здравоохранения (см. таблицу 3).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Социально-экономические показатели здравоохранения в РФ [6]

 

 

2000г.

2005г.

2010г.

2011г.

Макроэкономические  показатели

Среднегодовая численность  занятых в здравоохранении:

тыс. человек

в процентах к предыдущему году

 

 

4408

100,0

 

 

4548

101,3

 

 

4644

101,0

 

 

4666

100,5

Платные услуги населению, млн. руб.:

медицинские

санаторно-оздоровительные

услуги физической культуры и спорта

 

27448

16840

2251

 

109756

36082

14862

 

162115

49158

21744

 

195600

58125

28976

Удельный вес услуг  в общем 

объеме платных услуг, оказанных населению, процентов:

медицинских

санаторно-оздоровительных

услуг физической культуры и спорта

 

 

 

4,6

2,8

0,4

 

 

 

4,8

1,6

0,7

 

 

 

4,7

1,4

0,6

 

 

 

4,8

1,4

0,6

Индексы потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего года, процентов):

медицинские услуги

санаторно-оздоровительные  услуги

услуги физической культуры и спорта

 

 

122,9

134,7

131,9

 

 

118,7

111,2

118,6

 

 

113,9

115,6

117,5

 

 

116,3

121,2

121,0

Медицинское обслуживание

Число больничных коек, тыс.

671,6

575,4

373,4

339,5

Число больничных коек на 10 000 чел.

15,0

11,3

6,8

3,7

Численность населения  на 1 больничную койку, чел.

 

6,9

 

9,9

 

3,3

 

6,7

Мощность амбулаторно-поликлиничес-ких  учреждений, тыс. посещений в смену

 

533,7

 

637,9

 

657,2

 

691,9

Мощность амбулаторно-поликлиничес-ких учреждений на 10 000 чел., посещений в смену

 

 

43,2

 

 

56,9

 

 

57,7

 

 

58,3

Численность врачей всех специальностей, тыс. чел.

 

80,2

 

90,3

 

11,3

 

15,8

Численность врачей на 10 000 чел., чел.

6,8

8,8

0,1

0,1

Численность населения  на 1 врача, чел.

13,6

5,1

99,5

99,7

Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел.

 

563,6

 

529,8

 

517,6

 

508,7

Численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел., чел.

 

7,6

 

8,0

 

6,9

 

5,6

Численность населения  на 1 работника среднего медперсонала, чел.

 

2,9

 

2,6

 

3,5

 

4,7

Прерывание беременности (аборты) на 100 родов

 

69

 

21

 

4

 

7

Заболеваемость на 1000 чел.

30,5

45,9

2,5

79,6


 

Таким образом, рассмотрев макроэкономические показатели системы  здравоохранения России видно, что  численность сотрудников, занятых в здравоохранении, возрастает незначительно. Количество платных услуг в здравоохранении, оказанных населению за анализируемый период значительно возрасло.

Показатели динамики распределения среднесписочной  численности работников здравоохранения  в организациях по формам собственности в России в 2000, 2005, 2010, 2011 гг. (см. таблицу 4) свидетельствуют об их концентрации в организациях государственной и муниципальной собственности.

 

Таблица 4 - Динамика среднесписочной численности работников здравоохранения в организациях по формам собственности в России в 2000, 2005, 2010, 2011 гг., тыс. чел. [9]

Вид деятельности

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

Тысяч человек

Всего

4403,2

4357,3

4496,7

4464,0

в том числе по формам собственности:

государственная

1594,2

1837,7

2053,5

2059,8

муниципальная

2405,5

2242,6

2138,9

2120,8

частная

170,5

173,1

216,9

202,8

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

56,7

29,5

27,4

25,6

смешанная российская

146,4

56,9

42,6

38,5

иностранная, совместная российская и иностранная

29,9

17,5

17,4

15,7

В процентах к итогу

Всего

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная

36,2

42,2

45,7

46,1

муниципальная

54,6

51,4

47,6

47,5

частная

3,9

4,0

4,8

4,5

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

1,3

0,7

0,6

0,6

смешанная российская

3,3

1,3

0,9

0,9

иностранная, совместная российская и иностранная

0,7

0,4

0,4

0,4


 

Таким образом, обеспеченность населения страны услугами здравоохранения находится на среднем уровне и повышение качества и доступности медицинских услуг было и остается одной из ключевых проблем развития национальной системы здравоохранения.

В условиях спада производства и роста безработицы, которые  влекут за собой ухудшение качества жизни, потребность в медицинских услугах возрастает. Поэтому функционирование лечебно-профилактических учреждений нуждается, в первую очередь, в бесперебойном финансировании. Следовательно, в переходный период, с характерным для него дефицитом государственного бюджета, рассчитывать на эффективность государственной модели организации системы здравоохранения не приходится.

Низкий уровень доходов  населения и высокие темпы  инфляции будут значительно ограничивать платежеспособный спрос на медицинские  услуги со стороны частных лиц. Спад производства и ориентация на выживание не позволят фирмам осуществлять добровольное страхование своих работников. Поэтому использование рыночной модели в условиях переходного периода приведет к тому, что значительная часть населения не сможет получить необходимую медицинскую помощь. Особенно это касается таких социально незащищенных слоев населения, как пожилые люди, инвалиды, дети, поскольку это группы с наименьшими доходами, но с наибольшими потребностями в медицинском обслуживании.

 

2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами

 

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой  непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные; 

- учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей; 

- профессиональные (начальные,  средние специальные, высшие и  т.п.);

- учреждения дополнительного  образования; 

- другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Статистика дошкольного  воспитания собирает данные, характеризующие  численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). Собираются данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, форме оплаты труда и сумме оплаты родителями услуг по содержанию детей в этих учреждениях.

На конец 2011 года 45607 ДДУ посещало свыше 5 млн.чел. (см. таблицу 5).

 

Таблица 5. – Основные показатели дошкольного образования [8]

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Число ДДУ, единиц

46518

45696

45730

45607

Численность детй, посещающих ДДУ тыс. чел.

4530,4

4713,2

4906,3

5105,4

Численность населения в возрасте 1-6лет, тыс. чел.

7927,6

8111,9

8305,6

8505,2

Обеспеченность детей дошкольными  учреждениями (в  т числа детей 1-6 лет), %

57,3

58,3

59,2

59,4


 

Как видно из таблицы 5, число дошкольных учреждений сокращается, в то время как численность детей в возрасте 1-6 лет растет. За последние четыре года (2008-2011гг) численность детей дошкольного возраста выросла на 7%, а число ДДУ сократилось почти на 2%, но в то же время растет количество мест в этих учреждениях. Это положительно влияет на обеспеченность детей сетью дошкольных учреждений: данный показатель вырос на 2,1.

Но дефицит детских  садов приводит и к ухудшению  условий содержания детей. Мест не хватает, поэтому укрупняются группы, вместе находятся дети разных возрастов, нарушаются и воспитательные принципы, и элементарные санитарные нормы. К тому же, многим женщинам приходиться сидеть дома с детьми (40% детей не обеспечены местами в ДДУ), что серьезно влияет на экономическую ситуацию, так как половину экономически активного населения составляют женщины.

В 2011г. число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось на 4,7% и составило 47146 единиц. Увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,9%), лицеев (на 1,5%) и численность обучающихся в них (см. таблицу 6) [14, C. 66]

 

Таблица 6. – Основные показатели деятельности организаций  образования

Показатели

2011г.

В % к 2010г.

2010г.

В % к 2009г.

Государственные и муниципальные  
общеобразовательные учреждения  
(без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)

число учреждений, единиц

из них:

гимназии

лицеи

 

 

 

 

46459

 

1438

1074

 

 

 

 

95,2

 

100,9

101,5

 

 

 

 

48804

 

1425

1058

 

 

 

 

95,7

 

100,6

101,2

численность обучающихся, тыс.человек

из них:

в гимназиях

в лицеях

13362,3

 

1056,0

736,2

100,9

 

104,0

105,4

13244,2

 

1015,4

698,7

99,9

 

103,3

104,7

Негосударственные общеобразовательные учреждения

число учреждений, единиц

из них:

гимназии

лицеи      

 

 

687

 

116

42

 

 

103,3

 

150,6

100,0

 

 

665

 

77

42

 

 

97,8

 

100,0

77,8

численность обучающихся, тыс.человек

из них:

в гимназиях

в лицеях   

83,5

 

17,1

6,3

113,6

 

156,6

139,4

73,5

 

10,9

4,5

103,2

 

106,2

85,4

Государственные и муниципальные  
образовательные учреждения среднего  
профессионального образования

       

число учреждений, единиц

2665

103,1

2586

100,9

численность студентов, тыс.человек

1984,0

97,9

2026,8

98,8

прием, тыс.человек

628,8

93,6

671,8

100,8

выпуск, тыс.человек

484,2

90,4

535,7

90,2


 

Окончание таблицы 6.

Негосударственные образовательные  
учреждения среднего профессионального образования

       

 число учреждений, единиц

260

98,5

264

87,4

численность студентов, тыс.человек

97,7

98,8

98,9

110,1

прием, тыс.человек

30,8

91,9

33,5

120,7

выпуск, тыс.человек

33,8

92,6

36,5

98,7

Государственные и муниципальные  
образовательные учреждения высшего  
профессионального образования

       

число учреждений, единиц

634

97,1

653

98,6

численность студентов, тыс.человек

5453,9

93,2

5848,7

95,3

прием, тыс.человек

1057,7

88,5

1195,4

89,9

выпуск, тыс.человек

1157,3

98,3

1177,8

100,9

Негосударственные образовательные  
учреждения высшего профессионального образования

       

число учреждений, единиц

446

96,5

462

102,2

численность студентов, тыс.человек

1036,1

86,3

1201,1

93,6

прием, тыс.человек

149,7

73,4

204,0

95,1

выпуск, тыс.человек

285,6

98,4

290,1

105,3


 

По сравнению с 2010г. увеличилось число негосударственных  общеобразовательных учреждений (на 3,3%) и составило 687 единиц.

В 2011г. в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных  учреждений среднего профессионального образования. По сравнению с 2010г. их число возросло на   2,6% и составило 2925 единиц. Основной прирост дали государственные и муниципальные образовательные учреждения - на 79 единиц (на 3,1%). Сократилось число негосударственных образовательных учреждений.  В то же время темпы их сокращения замедлились: в 2010г. число негосударственных образовательных учреждений уменьшилось на 12,6%, в 2011г. - на 1,5%.

Информация о работе Территориальная организация непроизводственной сферы в России. Особенности организации отдельных отраслей непроизводственной сферы