Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации непроизводственной сферы и особенностей организации отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России.
Охарактеризовать степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России.
Проанализировать территориальную организацию и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной сферы Российской Федерации.
Введение
Глава I. Особенности территориальной организации непроизводственной сферы в России
1.1. Сущность непроизводственной сферы и ее влияние на экономику России
1.2. Отраслевой состав непроизводственной сферы в России
1.3. Факторы, влияющие на размещение предприятий сферы услуг
Глава II. Степень развития отдельных отраслей непроизводственной сферы в России
2.1. Уровень развития жилищно-коммунальной сферы в современной России
2.2. Обеспеченность населения России услугами системы здравоохранения
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Глава III. Анализ территориальной организации и перспективы развития отдельных отраслей непроизводственной Сферы Российской Федерации
3.1. Анализ территориальной организации отдельных отраслей России
3.2. Основные проблемы и перспективы развития предприятий непроизводственной сферы
Заключение
Список использованной литературы
Как известно, результат деятельности здравоохранения по укреплению здоровья населения отражает социальная эффективность, измеряемая по снижению инвалидности, росту продолжительности жизни, повышению рождаемости, и оцениваемая, применительно к репродуктивному здоровью, по методикам оценки стоимости сохранённой жизни и экономического эффекта от снижения частоты абортов. Социальная эффективность напрямую связана с качеством медицинского обслуживания и удовлетворением потребностей населения в услугах медицинского назначения. Удовлетворенность пациентов отражает социальную приемлемость здравоохранения и влияет на здоровье населения.
Для характеристики уровня обеспеченности населения России услугами здравоохранения были рассмотрены основные социально-экономические показатели здравоохранения (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Социально-экономические показатели здравоохранения в РФ [6]
2000г. |
2005г. |
2010г. |
2011г. | |
Макроэкономические показатели | ||||
Среднегодовая численность занятых в здравоохранении: тыс. человек в процентах к предыдущему году |
4408 100,0 |
4548 101,3 |
4644 101,0 |
4666 100,5 |
Платные услуги населению, млн. руб.: медицинские санаторно-оздоровительные услуги физической культуры и спорта |
27448 16840 2251 |
109756 36082 14862 |
162115 49158 21744 |
195600 58125 28976 |
Удельный вес услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению, процентов: медицинских санаторно-оздоровительных услуг физической культуры и спорта |
4,6 2,8 0,4 |
4,8 1,6 0,7 |
4,7 1,4 0,6 |
4,8 1,4 0,6 |
Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, процентов): медицинские услуги санаторно-оздоровительные услуги услуги физической культуры и спорта |
122,9 134,7 131,9 |
118,7 111,2 118,6 |
113,9 115,6 117,5 |
116,3 121,2 121,0 |
Медицинское обслуживание | ||||
Число больничных коек, тыс. |
671,6 |
575,4 |
373,4 |
339,5 |
Число больничных коек на 10 000 чел. |
15,0 |
11,3 |
6,8 |
3,7 |
Численность населения на 1 больничную койку, чел. |
6,9 |
9,9 |
3,3 |
6,7 |
Мощность амбулаторно- |
533,7 |
637,9 |
657,2 |
691,9 |
Мощность амбулаторно-поликлини |
43,2 |
56,9 |
57,7 |
58,3 |
Численность врачей всех специальностей, тыс. чел. |
80,2 |
90,3 |
11,3 |
15,8 |
Численность врачей на 10 000 чел., чел. |
6,8 |
8,8 |
0,1 |
0,1 |
Численность населения на 1 врача, чел. |
13,6 |
5,1 |
99,5 |
99,7 |
Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел. |
563,6 |
529,8 |
517,6 |
508,7 |
Численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел., чел. |
7,6 |
8,0 |
6,9 |
5,6 |
Численность населения на 1 работника среднего медперсонала, чел. |
2,9 |
2,6 |
3,5 |
4,7 |
Прерывание беременности (аборты) на 100 родов |
69 |
21 |
4 |
7 |
Заболеваемость на 1000 чел. |
30,5 |
45,9 |
2,5 |
79,6 |
Таким образом, рассмотрев макроэкономические показатели системы здравоохранения России видно, что численность сотрудников, занятых в здравоохранении, возрастает незначительно. Количество платных услуг в здравоохранении, оказанных населению за анализируемый период значительно возрасло.
Показатели динамики распределения среднесписочной численности работников здравоохранения в организациях по формам собственности в России в 2000, 2005, 2010, 2011 гг. (см. таблицу 4) свидетельствуют об их концентрации в организациях государственной и муниципальной собственности.
Таблица 4 - Динамика среднесписочной численности работников здравоохранения в организациях по формам собственности в России в 2000, 2005, 2010, 2011 гг., тыс. чел. [9]
Вид деятельности |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Тысяч человек | ||||
Всего |
4403,2 |
4357,3 |
4496,7 |
4464,0 |
в том числе по формам собственности: | ||||
государственная |
1594,2 |
1837,7 |
2053,5 |
2059,8 |
муниципальная |
2405,5 |
2242,6 |
2138,9 |
2120,8 |
частная |
170,5 |
173,1 |
216,9 |
202,8 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
56,7 |
29,5 |
27,4 |
25,6 |
смешанная российская |
146,4 |
56,9 |
42,6 |
38,5 |
иностранная, совместная российская и иностранная |
29,9 |
17,5 |
17,4 |
15,7 |
В процентах к итогу | ||||
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: | ||||
государственная |
36,2 |
42,2 |
45,7 |
46,1 |
муниципальная |
54,6 |
51,4 |
47,6 |
47,5 |
частная |
3,9 |
4,0 |
4,8 |
4,5 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
1,3 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
смешанная российская |
3,3 |
1,3 |
0,9 |
0,9 |
иностранная, совместная российская и иностранная |
0,7 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Таким образом, обеспеченность населения страны услугами здравоохранения находится на среднем уровне и повышение качества и доступности медицинских услуг было и остается одной из ключевых проблем развития национальной системы здравоохранения.
В условиях спада производства и роста безработицы, которые влекут за собой ухудшение качества жизни, потребность в медицинских услугах возрастает. Поэтому функционирование лечебно-профилактических учреждений нуждается, в первую очередь, в бесперебойном финансировании. Следовательно, в переходный период, с характерным для него дефицитом государственного бюджета, рассчитывать на эффективность государственной модели организации системы здравоохранения не приходится.
Низкий уровень доходов населения и высокие темпы инфляции будут значительно ограничивать платежеспособный спрос на медицинские услуги со стороны частных лиц. Спад производства и ориентация на выживание не позволят фирмам осуществлять добровольное страхование своих работников. Поэтому использование рыночной модели в условиях переходного периода приведет к тому, что значительная часть населения не сможет получить необходимую медицинскую помощь. Особенно это касается таких социально незащищенных слоев населения, как пожилые люди, инвалиды, дети, поскольку это группы с наименьшими доходами, но с наибольшими потребностями в медицинском обслуживании.
2.3. Уровень обеспеченности населения образовательными услугами
Согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании», Российское
образование представляет собой
непрерывную систему
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). Собираются данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, форме оплаты труда и сумме оплаты родителями услуг по содержанию детей в этих учреждениях.
На конец 2011 года 45607 ДДУ посещало свыше 5 млн.чел. (см. таблицу 5).
Таблица 5. – Основные показатели дошкольного образования [8]
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Число ДДУ, единиц |
46518 |
45696 |
45730 |
45607 |
Численность детй, посещающих ДДУ тыс. чел. |
4530,4 |
4713,2 |
4906,3 |
5105,4 |
Численность населения в возрасте 1-6лет, тыс. чел. |
7927,6 |
8111,9 |
8305,6 |
8505,2 |
Обеспеченность детей |
57,3 |
58,3 |
59,2 |
59,4 |
Как видно из таблицы 5, число дошкольных учреждений сокращается, в то время как численность детей в возрасте 1-6 лет растет. За последние четыре года (2008-2011гг) численность детей дошкольного возраста выросла на 7%, а число ДДУ сократилось почти на 2%, но в то же время растет количество мест в этих учреждениях. Это положительно влияет на обеспеченность детей сетью дошкольных учреждений: данный показатель вырос на 2,1.
Но дефицит детских садов приводит и к ухудшению условий содержания детей. Мест не хватает, поэтому укрупняются группы, вместе находятся дети разных возрастов, нарушаются и воспитательные принципы, и элементарные санитарные нормы. К тому же, многим женщинам приходиться сидеть дома с детьми (40% детей не обеспечены местами в ДДУ), что серьезно влияет на экономическую ситуацию, так как половину экономически активного населения составляют женщины.
В 2011г. число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось на 4,7% и составило 47146 единиц. Увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,9%), лицеев (на 1,5%) и численность обучающихся в них (см. таблицу 6) [14, C. 66]
Таблица 6. – Основные показатели деятельности организаций образования
Показатели |
2011г. |
В % к 2010г. |
2010г. |
В % к 2009г. |
Государственные
и муниципальные число учреждений, единиц из них: гимназии лицеи |
46459
1438 1074 |
95,2
100,9 101,5 |
48804
1425 1058 |
95,7
100,6 101,2 |
численность обучающихся, тыс.человек из них: в гимназиях в лицеях |
13362,3
1056,0 736,2 |
100,9
104,0 105,4 |
13244,2
1015,4 698,7 |
99,9
103,3 104,7 |
Негосударственные общеобразовательные учреждения число учреждений, единиц из них: гимназии лицеи |
687
116 42 |
103,3
150,6 100,0 |
665
77 42 |
97,8
100,0 77,8 |
численность обучающихся, тыс.человек из них: в гимназиях в лицеях |
83,5
17,1 6,3 |
113,6
156,6 139,4 |
73,5
10,9 4,5 |
103,2
106,2 85,4 |
Государственные
и муниципальные |
||||
число учреждений, единиц |
2665 |
103,1 |
2586 |
100,9 |
численность студентов, тыс.человек |
1984,0 |
97,9 |
2026,8 |
98,8 |
прием, тыс.человек |
628,8 |
93,6 |
671,8 |
100,8 |
выпуск, тыс.человек |
484,2 |
90,4 |
535,7 |
90,2 |
Окончание таблицы 6.
Негосударственные
образовательные |
||||
число учреждений, единиц |
260 |
98,5 |
264 |
87,4 |
численность студентов, тыс.человек |
97,7 |
98,8 |
98,9 |
110,1 |
прием, тыс.человек |
30,8 |
91,9 |
33,5 |
120,7 |
выпуск, тыс.человек |
33,8 |
92,6 |
36,5 |
98,7 |
Государственные
и муниципальные |
||||
число учреждений, единиц |
634 |
97,1 |
653 |
98,6 |
численность студентов, тыс.человек |
5453,9 |
93,2 |
5848,7 |
95,3 |
прием, тыс.человек |
1057,7 |
88,5 |
1195,4 |
89,9 |
выпуск, тыс.человек |
1157,3 |
98,3 |
1177,8 |
100,9 |
Негосударственные
образовательные |
||||
число учреждений, единиц |
446 |
96,5 |
462 |
102,2 |
численность студентов, тыс.человек |
1036,1 |
86,3 |
1201,1 |
93,6 |
прием, тыс.человек |
149,7 |
73,4 |
204,0 |
95,1 |
выпуск, тыс.человек |
285,6 |
98,4 |
290,1 |
105,3 |
По сравнению с 2010г.
увеличилось число
В 2011г. в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных учреждений среднего профессионального образования. По сравнению с 2010г. их число возросло на 2,6% и составило 2925 единиц. Основной прирост дали государственные и муниципальные образовательные учреждения - на 79 единиц (на 3,1%). Сократилось число негосударственных образовательных учреждений. В то же время темпы их сокращения замедлились: в 2010г. число негосударственных образовательных учреждений уменьшилось на 12,6%, в 2011г. - на 1,5%.