Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического планирования;
- рассмотреть региональное стратегическое планирование в Росси и за рубежом.
Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
2.4. Практическая часть 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Региональное стратегическое управление предполагает экономические, политические, социальные отношения исполнительной власти региона с центральными органами государственной власти; с местными представительствами центральных органов; с органами власти других государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицами разного организационно-правового статуса и их ассоциаций; с населением, политическими партиями и общественными движениями.
Региональное стратегическое управление, на мой взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно:
— анализа внешней и внутренней среды региона;
— установления системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития;
— выбора стратегии функционирования и развития;
— реализации стратегии развития региона;
— оценки и контроля за
реализацией стратегии
Конечная цель реализации стратегии управления - определение возможностей развития региона в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы.
С позиций системного подхода региональное стратегическое управление как целенаправленная деятельность местных органов государственной власти включает следующие виды стратегий:
— политическую, ориентированную на укрепление регионализма, согласование и взаимодействие всех уровней власти (региональной, муниципальной), предупреждение и решение этнических, конфессионных, классовых и других социальных конфликтов;
— социально-экономическую, направленную на увеличение валового регионального продукта, устойчивое развитие экономического потенциала региона, обеспечение его безопасности и сбалансированности рынка труда, сглаживание отличий в уровнях и качестве жизни между разными регионами и группами населения, создание условий для эффективного труда и развития личности во всех социальных группах;
- демографическую, связанную с рационализацией естественного прироста населения и его миграцией как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях;
— научно-техническую и образовательную, направленную на формирование и развитие региональных центров создания и широкого внедрения критически важных технологий;
— экологическую, цель которой — рациональное использование природных ресурсов при уменьшении выбросов в окружающую среду, безопасной утилизации отходов, сохранении естественного кругооборота веществ и регенерационных механизмов природы;
— земельную, направленную на рациональное использование ограниченного земельного фонда на основе оптимального размещения производств, коммуникаций, мест расселения;
— конкурентную, направленную
на развитие конкурентных преимуществ
региона, которые обеспечат дополнительн
Система стратегического управления функционированием и развитием региональной социально-экономической системы должна отвечать специфике региона, учитывать его особенности и функциональную склонность при определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и задач развития.
Сущность и содержание регионального стратегического управления наиболее полно раскрываются через совокупность основных понятий стратегического управления.
1. Разделы стратегического управления включают главные теоретические составляющие: основы стратегического управления, стратегическое планирование, управление и контроль за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.
2. Методология исследования
— совокупность общих и
3. Этапы стратегического
управления — сложные элементы
процессов исследования, разработки
и реализации стратегии,
4. Подсистемы региона — наиболее важные структурные элементы, взаимодействующие между собой.
5. Стадии жизненного
цикла региона отражают
6. Стратегии регионального
развития — виды обобщающих
моделей регионального
7. Стратегии развития региона представлены в трех вариантах — пессимистический, реалистический и оптимистический.
Особенность предложенной
системы регионального
Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:
— выявление проблем управления;
— формулирование целей управления;
— выбор базовых стратегий;
— реализация стратегий;
— управление изменениями.
1. Выявление проблемы
управления позволяет
2. Формулирование целей
управления состоит в
3. Выбор базовых стратегий
предусматривает решение
4. Реализация стратегии
состоит в том, чтобы
— совершенствование структуры управления регионом, способным успешно использовать стратегию;
— разработку финансового плана, направляющего ресурсы в самые важные для стратегического успеха отрасли;
— проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного совершенствования;
— создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы достижение поставленных целей;
— согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;
— создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;
— формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;
— введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного улучшения ее реализации.
5. Управление изменениями
обусловлено появлением новых
обстоятельств и
Среди стратегических операционных целей и первоочередных задач, на выполнении которых сосредоточились как представители власти, бизнеса, так и отдельные общины области, отметим развитие кластеров — специфических объединений, деятельность которых должна предоставить новые возможности для экономики. Кластеры являются одной из распространенных в мире моделей успешного развития экономики страны на уровне регионов. В Украине также обратили внимание на такую модель сотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколько определений понятия "кластер". В контексте нашей областной стратегии можно сказать, что кластер — это объединение предприятий и других субъектов хозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны друг с другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель — совместное производство и реализацию инновационной продукции.
Поиск путей успешной реализации стратегии — также непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие — никак не могут осуществиться. Реализация стратегии возможна при совместном влиянии всей совокупности управленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.
На региональном уровне
точкой отсчета для реализации стратегического
управления служит концепция социально-
— принцип стратегического управления, основанный на программно-целевом подходе;
— принцип системности
управления и комплексности социально-
— принцип мобилизации ресурсов, связанный с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;
— принцип согласованности
интересов органов
— принцип легитимности — принятие основной массой населения стратегии регионального развития, представленной в концепции.
В концепции формулируются основная идея и единая стратегия развития с учетом разных интересов и позиций. Система ценностей концепции основана на рассмотрении индивида как полноправного субъекта общественных отношений, обусловленных культурным климатом, общественно-политической, экологической и экономической обстановкой в регионе. Эти факторы определяют пределы жизнеспособности системы ценностей концепции. Именно такие принципы могут быть применены при разработке системы стратегического управления на региональном уровне. В украинских условиях они могут выступать точкой отсчета в выборе стратегии социально-экономического развития регионов.
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
В России как федеративном государстве задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях.
Субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют развитие управление своими территориями прежде всего путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства регионов финансировать соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.
Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов XX века государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся прежде всего тем, что унаследованная Россией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, получившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления постиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5].
Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования