Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического планирования;
- рассмотреть региональное стратегическое планирование в Росси и за рубежом.
Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
2.4. Практическая часть 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Инновационная инициатива нацелена на то, чтобы дать ответ следующим вызовам, стоящим перед современной Америкой.
- Подъем экономики азиатских стран и других государств, ориентированных на развитие технологий, представляющий в долгосрочной перспективе угрозу для обрабатывающих отраслей американской экономики.
- Потеря США лидерства в
- Реализация активных стратегий инновационного промышленного развития другими странами.
- Глобальная конкуренция,
- Невозможность конкурировать
с высококвалифицированными
- Нехватка квалифицированных
- Отсутствие системы
- Отставание по необоронным НИОКР от основных конкурентов США - Японии и Германии.
- Несоответствие структуры
Пока США не реагируют на эти
вызовы так, как должны. По мнению экспертов
Всемирного экономического форума самой
конкурентоспособной страной
Поэтому Инициатива и нацелена на то, чтобы активизировать работу губернаторов штатов по созданию хороших рабочих мест, на переосмысление участия штатов в этом процессе и на оценку роли инноваций в данном процессе. Именно инновации позволят экономике США продолжить свой рост, а гражданам - повысить уровень жизни.
В США накоплен ценный опыт партнерства власти и гражданского общества в решении стратегических задач развития, который и предполагается использовать при реализации Инновационной инициативы.
Система стратегического планирования Ирландии находится в стадии становления. Значительная работа уже проделана при подготовке и внесении изменений в уже существующие стратегические документы в соответствии с новыми возникающими вызовами, другие инструменты еще находятся в разработке.
К основным современным механизмам стратегического планирования относятся следующие:
Политика ирландского
Соглашение
о Концепции социального
Стратегическое планирование в Ирландии реализуется через механизм социального партнерства. Ирландские власти исходят из того, что социальное партнерство - важный механизм разработки и реализации стратегии, ориентированной на национальные приоритеты, такие как создание и поддержка условий для существенного роста занятости, финансовой стабильности и реструктуризации экономики в ответ на новые вызовы и возникающие возможности.
Соглашение «Навстречу 2016 году» содержит оптимальные рамки для ответа экономическим и социальным вызовам будущих периодов. Каждый предыдущий договор о социальном партнерстве был нацелен на достижение одной определенной цели и являлся инновационным по сути. В этом отношении в соглашении «Навстречу 2016 году» разработана новая концепция, нацеленная на ответ социальным вызовам, с которыми сталкивается каждый человек на протяжении жизни. Соглашение ориентировано на решение проблем детей, молодежи, людей в трудоспособном возрасте, пожилых людей и инвалидов.
Соглашение о социальном партнерстве подписано в Дублине 2 февраля 2006 года. Действующая на то время Стратегия Национального экономического и социального совета 2006: люди, производительность и цель.
В переговорах участвовали:
правительство, профсоюзы,
Социальные партнеры договорились о следующей формулировке видения будущего Ирландии:
динамично развивающееся
Достижение цели, поставленной в соглашении «Навстречу 2016 году», а также видения будущего Ирландии будет осуществляться на основе решения следующих задач:
Установление взаимодействия между социальной политикой и экономическим процветанием
Развитие преуспевающей экономики, основанной на знаниях
Переориентация ирландской социальной политики
Интеграция экономики в рамках всей страны
Углубление потенциала, достижение более высокого уровня занятых в трудоспособном возрасте и более успешное управление диверсификацией, включая иммиграцию.
Общая цель Соглашения заключается в реализации видения Ирландии, достижение которого потребует длительного времени и формирования новой социальной политики, основанной на жизненном цикле граждан.
Принятие концепции жизненного цикла является основной инновационной характеристикой Соглашения. Подход жизненного цикла ставит человека в центр политики развития, определяя риски, с которыми он сталкивается, и поддерживая его возможности противостоять этим рискам на основных стадиях жизни: детство, трудоспособный возраст, пожилой возраст и люди с ограниченными возможностями.
Соглашение содержит перечень предложений по поддержке роли коммун и общественных организаций в работе по реализации мероприятий Соглашения на основе подхода «жизненного цикла»: обеспечение совершенствования финансирования этого сектора и привлечение благотворительных организаций и волонтеров.
За управление реализацией Соглашения на протяжении всего десятилетнего периода будет отвечать специально созданная Наблюдательная группа. Будут проводиться ежеквартальные заседания для мониторинга и обсуждения текущих отчетов, а также ежегодные официальные встречи всех сторон, участвующих в Соглашении.
2.4 Практическая часть.
Карельский научный центр (КарНЦ РАН) – один из крупнейших региональных центров Российской академии наук на Северо-Западе России Основанный в 1946 г., он объединяет в настоящее время семь научных учреждений: Институт биологии, Институт водных проблем Севера, Институт геологии, Институт леса, Институт прикладных математических исследований, Институт экономики, Институт языка, литературы и истории.
Важнейшие направления научных исследований институтов Центра включают в себя:
· исследование биоресурсного потенциала лесных и болотных экосистем, разработку методов неистощимого комплексного использования и повышения продуктивности и биосферной роли лесов Восточной Фенноскандии;
· изучение и разработку биологических основ освоения, реконструкции и охраны растительного и животного мира, болот и почвенного покрова;
· изучение эколого-физиологических основ формирования резистентности и продуктивности растений и животных, определение нормы реакции генотипа на условия внешней среды;
· исследование режима и ресурсов вод, их использование и охрана;
· изучение геологического строения, выяснение закономерностей геологических процессов в докембрии и четвертичном периоде Фенноскандии, создание научных основ развития горно-промышленного комплекса Карелии;
· исследование региональных проблем социально-экономического развития народного хозяйства Республики Карелия в условиях формирования рыночной экономики и путей ее интеграции в российское и международное экономические сообщества;
· системное изучение природных, социальных и производственных комплексов Карелии, разработку математических и информационных моделей для решения задач оптимального управления этими комплексами, развитие информационных и телекоммуникационных систем в фундаментальных исследованиях;
· изучение проблем развития топливно-энергетического комплекса Республики Карелия;
· изучение истории, языка, процессов формирования, функционирования и взаимодействия культур коренного населения Республики Карелия и сопредельных регионов.
Научный потенциал Центра
позволяет проводить как
Институты Карельского
научного центра РАН активно участвуют
в решении задач
Важным этапом в области стратегического планирования для КарНЦ РАН стала разработка в 1998 г. концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999–2002-2010 гг. «Возрождение Карелии». Это был первый документ для Республики Карелия подобного рода. На сегодняшний день Институт экономики (ИЭ) КарНЦ РАН ведет постоянную работу по организации и проведению мониторинга реализации указанной Концепции, используя при этом собственную методику. В связи с быстрыми и значительными изменениями в экономике концепция «Возрождение Карелии» неоднократно корректировалась. Последняя ее редакция была осуществлена сотрудниками ИЭ КарНЦ РАН в 2006 г.
Работа над Концепцией позволила создать необходимую методологическую базу стратегического планирования в КарНЦ РАН и вывести его в число лидеров в этой области в российском научном сообществе.
Вслед за упомянутой Концепцией учеными Центра был разработан целый ряд стратегических документов не только на уровне Республики Карелия, но также и на уровне Северо-Запада России. Среди наиболее важных из них (разработанных учеными КарНЦ РАН, либо при их активном участии):
· Доктрина развития Северо-Запада России (2000-2001 гг.);
· Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 г.;
· Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г.;
· Территориальная схема развития Республики Карелия и размещения производительных сил на период до 2025 г. (совместно с ГП «Карелпроект» и НИИ «Институт урбанистики»);
· республиканские среднесрочные программы деятельности Правительства Республики Карелия в области социально-экономического развития на период 2002-2006 и 2007-2010 гг.;
· стратегические планы развития городов и районов Карелии, в том числе: Программа развития г. Кеми и Кемского района (2000 г.), Основные направления развития г. Сортавала (2000 г.), Стратегический план развития г. Олонца и Олонецкого района на период до 2010 г. (2003 г.), Стратегический план развития г. Петрозаводска до 2010 г., Стратегический план развития г. Костомукши до 2015 г., Программа социально-экономического развития Суоярвского района (2002 г.), Стратегия и программа развития Калевальского национального района на период до 2015 г. и др.
Институты Центра выступают также в качестве ведущих организаций в сфере отраслевого и производственного планирования. В частности, за последние годы учеными КарНЦ РАН разработаны следующие программы и стратегии:
1. республиканские отраслевые программы «Развитие лесопромышленного комплекса» (1999-200 и 2003-2006 гг.);
2. республиканские программы развития туризма в Республике Карелия на 1999-2002, 2003-2006, 2007-2010 гг.;
3. программы развития туризма в Беломорском и Лоухском районах на 2007-2010 гг.;
4. стратегия развития туризма в Республике Карелия на период до 2020 г.;
5. республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 гг.»;
6. республиканская целевая программа «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на период 2002-2010 гг.» и др.
Учеными КарНЦ РАН разрабатываются инвестиционные проекты, бизнес-планы, технико-экономические обоснования в рамках реализации стратегических документов. В частности, большое количество проектов выполнено в сфере развития туризма, отнесенного в концепции «Возрождение Карелии» к числу стратегических приоритетов развития республики. Среди них можно назвать следующие:
Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования