Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:05, курсовая работа
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая
действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в
прямой зависимости от эффективности государственного управления и
неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.
систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных
систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление
управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного
характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли
субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в
рамках взаимодействия между ними объектом управления.
5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на
объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение
ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее
существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее
воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и
осуществляемое непосредственно субъектом управления.
6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта
субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему
элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие –
прерогатива субъекта управления.
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они
полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной
(общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают
люди и их различные объединения (например, государство, общество,
территориальное образование, общественные объединения, производственные и
непроизводственные объекты, семья и т.п.)
Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из
которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения
людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной
структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с
функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и
единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в
осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий
нормального функционирования и развития общества.
Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в
признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как
научной категории,
а также особенностями
с.41) Наиболее существенное значение имеют следующие из них:
1. Социальное управление есть только там, где проявляется
совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность
(производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое
взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение
стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление
организует людей именно для совместной деятельности и определенные
коллективы и организационно их оформляет.
2. Социальное управление своим главным назначением имеет
упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее
взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается
согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности,
а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой
деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование,
координация, контроль и т.п.).
3. Социальное управление имеет в качестве главного объекта
воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их
взаимоотношения. Это – критерии сознательно-волевого характера, в которых
опосредствуется руководство поведением людей.
4. Социальное управление, выступая в роли регулятора поведения
людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути
управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом
и объектом в связи с практической реализацией функций социального
управления.
5. Социальное управление базируется на определенной
соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений, т.к. их
отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих
приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность
социального управления, означающая, что субъект управления формирует и
реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается
властно-волевой момент социального управления. Следовательно власть есть
специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле
управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в
условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается
необходимое
«вмешательство»
7. Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации,
который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает
определенная группа людей, организационно оформленная в виде
соответствующих органов управления (общественных либо государственных),
или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая
специфическое назначение и особые формы выражения, является
управленческой.
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком
смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных
связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции
практически выполняют все государственные органы, независимо от их
конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы
социального управления является также и местное самоуправление. В качестве
объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты
развивающихся в нем общественных связей.
Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно
характеризуют как государственное управление, под которым понимается
специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных
проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская
деятельность), а также от управленческой деятельности общественных
объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы,
коммерческие структуры и т.п.).
1.2 Специфика государственного управления.
Многие авторы основанием видов управления признают при-роду и
субстанциональную специфику субьектов управления, исхо-дя из чего
разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий
- государство),
общественное управле-ние (
общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий -
предприниматель, собственник) (8,с.34). Среди всех видов управления
государственное управление занимает особенное место, так как
характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из
них:
1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает
государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы
состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть
осуществленно управление огромными массами как человеческих, так и
материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его
наличии может осуществляться согласованность, координация,
целеустремленность и эффективность.
2. Опредеделяющее влияние на характер воздействий, осу-
ществляемых данным видом управления, оказывает его субьект, то есть
гоударство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной
"Краткой философской энциклопедии" государство понимается как " структура
господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных
действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и
которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или
иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что
им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в
источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу
государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое
давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели,
содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны
быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным
управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно
делает, какие ставит перед собой цели.
3. Это, безусловно, границы распространения государст-венного
управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в
рамках всего общества, а выходщие за его рамки и проявляющиеся во внешней
политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и
общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим
объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются
как общественными институтами, так и государством. То есть, государство
посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения
людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной
силой. В данном контексте проблемой является " распространенность
государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не
о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от
способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная
сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет
сохранять свое влияние на общество , но является вопросом глубина этого
влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и
воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно
находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями на которые оно
направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.
Итак, Государственное управление - это практическое, органи-зующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на его властную силу.
Термин «государственное управление» широко используется в
отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым
конституционные основания для выделения данного вида государственной
деятельности.
1.3 Цель, функции и принципы
государственного управления.
Оценка и анализ состояния государственного управления РФ и поиски
решений по повышению производительности государствен-ного управления в
сложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностью
ряда общественно-политических и особенно обострившихся экономических
проблем, которые выступа-ют обьективными основаниями для самого
государственного управ-ления. В данный момент мы должны ответить на
принципиальные вопросы, без ясного понимания ответов на которые
государственное управление как технология их реализации не имеет большого
значения. Нужно определиться в следующих моментах:
1. В каком направление мы движемся?
В данном контексте следует ответить на вопросы, являющиеся
концептуальными, системообразующими: Определиться, какое общество мы желаем
построить и действительно можем. Определить адекватность ресурсов, которыми
мы располагаем и охарактеризова-ть ту политическую волю, которой мы
обладаем. Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризация
общественно-экономической формации, произошел переход к частной
собственности, мы находимся в плоскости рыночных отношений и живем в
демократи-ческой стране со всеми недостатками этой модели в рамках нашего,
Информация о работе Эффективность государственного управления