Эффективность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая
действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в
прямой зависимости от эффективности государственного управления и
неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.

Файлы: 1 файл

Эффективность государственного управления курсовая.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

   систему  элементов.  Существует  множество  взаимодействующих   целостных

   систем различного иерархического уровня, что  предполагает  осуществление

   управленческих  функций  как  внутрисистемного,   так   и   межсистемного

   характера. В последнем случае система высшего порядка  выступает  в  роли

   субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся  в

   рамках взаимодействия между ними объектом управления.

 

 

5. Управление  по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта  на

   объект, содержанием которого является упорядочение  системы,  обеспечение

   ее  функционирования  в  полном  соответствии   с   закономерностями   ее

   существования  и  развития.  Это  –   целенаправленное    упорядочивающее

   воздействие,  реализуемое  в  связях  между  субъектом   и   объектом   и

   осуществляемое непосредственно субъектом управления.

 

 

6. Управление  реально  тогда,  когда  налицо  известное  подчинение  объекта

   субъекту  управления,  управляемого  элемента  системы  ее   управляющему

   элементу.  Следовательно,  управляющее  (упорядочивающее)  воздействие  –

   прерогатива субъекта управления.

 

 

Таковы  основные  черты,  характеризующие  общее  понятие  управления.   Они

полностью   приемлемы,   и   для   понимания   управления   в     социальной

(общественной) сфере, где в роли субъектов  и объектов  управления  выступают

люди  и  их  различные   объединения   (например,   государство,   общество,

территориальное образование,  общественные объединения,  производственные  и

непроизводственные  объекты,  семья и т.п.)

 

 

Конечно, при  этом учитываются особенности  социальной  сферы,  важнейшей  из

которых  является то, что управленческие связи реализуются  через  отношения

людей.  Общество  представляет   собой   целостный   организм   со   сложной

структурой, с  различного рода индивидуальными  проявлениями, равно как  и  с

функциями общего характера. Отсюда потребность в  выражении  общей  связи  и

единства  социальных  процессов,   каковая   находит   свое   проявление   в

осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих  условий

нормального функционирования и развития общества.

 

 

Социальное  управление  как  атрибут   общественной   жизни   выражается   в

признаках, предопределенных общими  чертами,  свойственными  управлению  как

научной категории, а также особенностями организации  общественной  жизни.(1

с.41)  Наиболее существенное значение имеют следующие  из них:

 

 

         1.  Социальное  управление  есть  только  там,   где    проявляется

совместная  деятельность  людей.  Сама  по  себе  такого  рода  деятельность

(производственная  и  иная)  еще не  в состоянии обеспечить   необходимое

взаимодействие  ее  участников,  бесперебойное  и   эффективное   выполнение

стоящих  перед  ними  общих  задач,  достижение  общих   целей.   Управление

организует  людей  именно  для  совместной   деятельности   и   определенные

коллективы  и организационно их оформляет.

 

 

             2.  Социальное  управление  своим главным назначением   имеет

упорядочивающее действие  на участников совместной  деятельности,  придающее

взаимодействию   людей    организованность.    При    этом    обеспечивается

согласованность индивидуальных действий участников совместной  деятельности,

а также выполняются  общие  функции,  необходимые  для  регулирования  такой

деятельности  и прямо  вытекающие  из  ее  природы  (например,  планирование,

координация, контроль и т.п.).

 

 

           3.   Социальное управление  имеет в качестве  главного  объекта

воздействия поведение  (действия)  участников  совместной  деятельности,  их

взаимоотношения. Это – критерии сознательно-волевого  характера,  в которых

опосредствуется руководство поведением людей.

 

 

           4. Социальное управление, выступая в роли  регулятора  поведения

людей, достигает  этой цели в рамках общественных связей, являющихся по  сути

управленческими отношениями. Возникают они,  прежде всего,  между  субъектом

и  объектом  в  связи  с  практической   реализацией   функций   социального

управления.

 

 

             5.   Социальное   управление   базируется    на    определенной

соподчиненности воль людей – участников управленческих  отношений,  т.к.  их

отношения  имеют  сознательно-волевое  опосредствование.  Воля   управляющих

приоритетна  по  отношению  к  воле   управляемых.   Отсюда   –   властность

социального управления, означающая,  что  субъект   управления  формирует  и

реализует «господствующую  волю», а объект  подчиняется  ей.  Так  выражается

властно-волевой  момент социального  управления.  Следовательно  власть  есть

специфическое средство,  обеспечивающее  следование  воли  управляемых  воле

управляющих. Так происходит  волевое  регулирование  поведения  людей,  а  в

условиях  государственной  организации  общественной  жизни   обеспечивается

необходимое «вмешательство» государственной  власти в социальные отношения.

 

 

7. Социальное  управление  нуждается  в  особом  механизме  его  реализации,

   который  олицетворяет  субъекты  управления.  В  роли  таковых  выступает

   определенная   группа   людей,    организационно   оформленная   в   виде

   соответствующих органов управления (общественных  либо  государственных),

   или же отдельные, уполномоченные на это  лица. Их  деятельность,  имеющая

   специфическое   назначение   и   особые   формы    выражения,    является

   управленческой.

 

 

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В   самом  широком

смысле оно  может пониматься в качестве  механизма  организации  общественных

связей. В подобном смысле можно говорить о том, что  его  задачи  и  функции

практически  выполняют  все  государственные  органы,   независимо   от   их

конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом  системы

социального управления является также и местное  самоуправление.  В  качестве

объекта управления здесь  выступает  все  общество  в  целом,  все  варианты

развивающихся в нем общественных связей.

 

 

 

Социальное  управление имеет и специальный  смысл. В этом варианте его  обычно

характеризуют  как  государственное  управление,  под   которым   понимается

специфический  вид  государственной  деятельности,  отличающий  от  ее  иных

проявлений    (например,     законодательная,     судебная,     прокурорская

деятельность),  а  также   от   управленческой   деятельности   общественных

объединений и других негосударственных  формирований  (трудовые  коллективы,

коммерческие  структуры и т.п.).

 

 

 

  1.2    Специфика государственного управления.

 

        Многие  авторы  основанием  видов  управления  признают  при-роду  и

субстанциональную  специфику   субьектов   управления,   исхо-дя   из   чего

разграничивают  государственное управление  (субъект  управляющих  воздействий

- государство), общественное управле-ние (субъект  управляющих воздействий  -

общество и  его структуры)  менеджмент  (субъект  управляющих  воздействий  -

предприниматель,  собственник)  (8,с.34).  Среди   всех   видов   управления

государственное   управление   занимает    особенное    место,    так    как

характеризуется только ему присущими  свойствами.  Рассмотрим  важнейшие  из

них:

 

         1. Государство, выступая в качестве  субъекта  управления,  придает

государственному  управлению важное свойство, без которого оно  не  могло  бы

состояться.  Это  свойство   системности.   Как   иначе,   могло   бы   быть

осуществленно  управление  огромными  массами  как   человеческих,   так   и

материальных  ресурсов. Данное свойство принципиально  ведь  только  при  его

наличии     может     осуществляться      согласованность,      координация,

целеустремленность  и эффективность.

 

            2.     Опредеделяющее  влияние на  характер  воздействий,  осу-

ществляемых  данным  видом  управления,  оказывает  его  субьект,  то   есть

гоударство, и  заложенная в нем властная сила. Так,  обратясь  к  современной

"Краткой  философской энциклопедии" государство  понимается  как  "  структура

господства,  которая  постоянно  возобновляется  в   результате   совместных

действий  людей,  действий,  совершающихся  благодаря  представительству,  и

которая, в  конечном счете, упорядочивает общественные  действия  в  той  или

иной области". Государство, тем и отличается от общественных  структур,  что

им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет  в

источнике правовую  обусловленность  (легитимность),  а  в  реализации  силу

государственного  аппарата, обладающего средствами принуждения.  Это  силовое

давление,  которое  ведет  к  тому,  что  поставленные  в  управлении  цели,

содержащиеся  в нем организационные моменты, и установленные им нормы  должны

быть исполнены. Следовательно, все  проблемы,  связанные  с  государственным

управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как  оно

делает,        какие        ставит         перед         собой         цели.

 

 

 

        3.    Это,  безусловно,  границы распространения государст-венного

управления. Такие  границы  могут  быть  определены,  как   проходящие  не  в

рамках всего общества, а выходщие за его рамки и  проявляющиеся  во  внешней

политике данного  государства. Нормальный вариант взаимосвязи  государства  и

общества характеризуется  тем, что общественная жизнь людей  обладает  большим

объемом свободы  и самоуправления, границы же данной  автономии  определяются

как общественными институтами, так  и  государством.  То  есть,  государство

посредством законодательства устанавливает основные типы и  нормы  поведения

людей во всех сферах жизни  и  обеспечивает  их  соблюдение  своей  властной

силой.  В  данном  контексте  проблемой   является    "   распространенность

государственного  управления на общество", так как  здесь уже пойдет  речь  не

о технологических  изменениях, а об анализе  состояния  самого  общества,  от

способности его  к  саморегуляции  и  адаптации  к  чему-то  новому.  Данная

сентенция приводит  нас  к  выводу,  что  государственное  управление  будет

сохранять свое влияние на общество ,  но  является  вопросом  глубина  этого

влияния. Важно  отметить то,  что это влияние будет призвано  отражать  и

воспроизводить  в  себе  состояние  общества.  Тем  самым  управление  должно

находиться  в коррелятивной связи с тем  процессом и явлениями на которые  оно

направляет  свои целеполагающие,  организующие  и  регулирующие  воздействия.

 

 

 

     Итак, Государственное управление - это  практическое,  органи-зующее  и

регулирующее  воздействие  государства  на  общественную   жизнедеятельность

людей в целях  ее упорядочения, сохранения  или  преобразования,  опирающееся

на его властную силу.

 

 

         Термин   «государственное   управление»   широко   используется   в

отечественной и зарубежной научной литературе, а  также  в  законодательстве

многих стран. Более 70  лет  он  употреблялся  и  у  нас,  давая  тем  самым

конституционные  основания  для  выделения  данного   вида   государственной

деятельности.

 

 

 

    1.3 Цель, функции и принципы

                               государственного управления.

 

         Оценка и анализ состояния государственного управления РФ и   поиски

решений  по  повышению  производительности  государствен-ного  управления  в

сложившейся в  Российской  Федерации  ситуации  затруднены  непроясненностью

ряда  общественно-политических  и   особенно   обострившихся   экономических

проблем,   которые   выступа-ют   обьективными   основаниями   для    самого

государственного  управ-ления.  В  данный  момент  мы  должны  ответить   на

принципиальные  вопросы,   без   ясного   понимания   ответов   на   которые

государственное управление как технология их реализации  не  имеет  большого

значения. Нужно  определиться в следующих моментах:

 

        1.  В каком направление мы движемся?

 

         В  данном  контексте  следует  ответить  на   вопросы,   являющиеся

концептуальными, системообразующими: Определиться, какое общество мы  желаем

построить и  действительно можем. Определить адекватность ресурсов,  которыми

мы  располагаем  и  охарактеризова-ть  ту  политическую  волю,  которой   мы

обладаем.  Да,  безусловно,    на   данном   этапе   идет   реструктуризация

общественно-экономической   формации,   произошел    переход    к    частной

собственности, мы  находимся  в  плоскости  рыночных  отношений  и  живем  в

демократи-ческой стране со всеми недостатками этой модели в  рамках  нашего,

Информация о работе Эффективность государственного управления