Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:05, курсовая работа
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая
действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в
прямой зависимости от эффективности государственного управления и
неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.
ценностей индивида. Распространившееся увлечение коммерцией, бизнесом, а
вернее ска-зать просто легкой наживы едва ли может претендовать в моральном
аспекте на универсальность целей в российском обществе. К тому же медленный
и трудный переход к рынку девальвирует его ценности, вместе с идеалами
демократии. И уже все чаще и чаще слышны разговоры о "сильной руке".
Это далеко не весь перечень тех недугов, которые поразили наше
общество, а точнее, перманентно присутствующих в нашей жизни уже в течении
второго десятилетия.
3. Учет решения задач государственного управления в кон-
тексте общемирового аспекта. Мировой опыт дает не только и не столько
знание возможных решений конкретных управленческих задач. Глобальный
контекст позволяет выстраивать предлагаемые решения так, чтобы "угадать"
прокладывающие себе путь во всем мире тенденции, сохранить российскую
самобытность и использовать действительно оптимальные варианты решения
проблем государственного управления.
Исторически и геополитически Россия - это решающий фак-тор
процессов на евразийском континенте. Ее влияние на населяющие этот ареал
народы велико и неизбежно. В российском обществе достаточно остро
дебатируется вопрос о применимости к России известных в мире моделей
развития и устройства. Обвинения в слепом копировании той или иной модели
весьма распространены и достаточно обоснованы. Методологически неверно
считать возможным применение какой-либо конкретной макромодели
государственного или социально-экономического устройства к иной стране,
кроме той, на почве которой сложилась рассматриваемая модель: каждая из
них несет на себе неповторим-ый отпечаток страны, ее породившей. Очевидно,
что и российская модель будущего устройства будет конкретной и
оригинальной. В то же время методологически ценно использовать зарубежный
опыт для поиска выхода из кризисной ситуации, решения задач, сто-явших
перед страной.
В этой связи мы опять возвращаемся к вопросу, поставленному в
начале работы - "К чему мы движемся?". Ответ на данный вопрос дает
возможность сконцентрировать усилия на пути ре-формирования. В русле этого
концепцию государственного управ-ления России следовало бы базировать на
решении стратегически ключевой задачи развития общества - на рациональном
исполь-зовании созданного в стране интеллектуального, технологического,
хозяйственного потенциала для выхода на мировой рынок высоких технологий,
завоевания
там конкурентоспособных
предполагает
подведение под современный
потенциал страны соответствующей информационной базы, новых технологий, без
которых неизбежны отставание и проигрыш конкурентам. В свою очередь,
стратегически важным представляется сохранение тех позиций, на которых
строится интеллектуальный и технологический потенциал меняющейся России:
инфраструктура, традиционные институты, потенциал образования, науки,
техники. Здесь необходимы опережающее государственное мышление, помощь и
управленческие решения в смысле политики протекционизма.
Выводы к первой главе
1. Государственное управление имеет свою ярко выражен-
ную специфику.
2. Государственное управление - это социальное управле-
ние.
3. Система эффективного государственного управления
должна обладать четко целями, функциями и принципами.
4. Неэффективность государственного управления имеет
свой глубокий исторический подтекст.
5. Государственное управление должно находиться в
коррелятивной связи с тем процессом и явлениями на которые
оно направляет свои целеполагающие, организующие и
регулирующие воздействия.
Глава 2 " Механизмы повышения эффектив-ности государственного
управления.”
2.1 Социально-политический аспект эффектив-ности.
Эффективность государственного управления, как уже отмечалось,
это не чисто технологическая проблема, а проблема, имеющая исторический
подтекст. То есть, неэффективное госу-дарственное управление является
следствием того общественного устройства, которое не способно включить в
активные социальные механизмы большинство людей.
Понять сущность общественного строя важно, ибо это означает
понять содержание, расстановку и соотношение общественных сил в стране,
соотношение их интересов, суть социальных противоречий и вытекающих из
этого понимания задач, стоящих перед обществом в целом (в целях его
выживания и устойчивого, стабильного развития) и перед общественными
политическими силами, способными решать эти задачи.В нашей политологической
литературе наиболее распространены два доминирующих способа определения
содержания общественного строя, у истоков которых, по общему мнению, стоят
Маркс, с одной стороны, и Токвиль - с другой. Первый способ: видеть
содержание, суть, корневую систему общественного строя - в экономике, в
отношениях собственности. В этом случае основными «идеальными типами»
современного строя выступают: общество частной собственности - «капитализм»
и общество общественной собственности - «социализм» (с возможными
вариациями между этими двумя основными полюсами). Различия форм
политической власти, особенностей политических режимов в этой системе
теоретических координат - малозначимы. На такой точке зрения стояла
официальная общественная наука страны "реального социализма".И другой
способ определения: видеть основу, суть общественного строя - в политике, в
политической системе, в режиме власти. Исходить из «главенства политики» -
как призывает Раймон Арон. И тут - свои два «идеальных типа»: «демократия»
и «тоталитаризм». В этой системе теоретических координат второстепенными и
малозначащими для понимания сути общественного строя выступают отношения
собственности.(9 с.7)
Реальное содержание, действительное лицо общественного строя
определяется комбинацией этих двух факторов (экономики и политики, типа
собственности и типа власти). Причем речь идет о факторах, не находящихся в
состоянии односторонней детермина-ции по отношению друг к другу. Они (и их
конкретное соот-ношение) определяются другими, более глубоко лежащими
обстоятельствами (в основе их взаимодействия лежит, разумеется, некое
”третье общее” - то, что, возможно, может быть обозначено как “культура”.
Указанные факторы, взаимодействуя друг с другом (в разные эпохи по-разному)
и определяют, в первую очередь, специфическое лицо общественного строя,
характер социальных общностей и тип их взаимодействия.(20 с.81). В этой
связи нам ну-жно проанализировать этапы становления общественного строя в
нашей стране и тогда перед нами откроется сущность, специфика того, что
мешает повышению эффективности государственного управления:
1. 20е годы общественный строй складывался, отлаживался,
проходили испытание те или другие его варианты: военный коммунизм, НЭП,
государственный капитализм (в той его своеобразной трактовке - когда
государство «пролетарское», а в экономике «разрешается» частная
собственность, элементы рынка и капитализма), смешанная многоукладная
экономическая система и т.п. К концу 20-х годов исторический выбор был
сделан.
система, с точки зрения экономической, государственно-номенклатурной
собственности, и с точки зрения политической - система тоталитаризма.
3. 1953 - 1985г. - Экономические подвижки в рамках
номенклатурного рынка, так как не только занимаемое место приравнивается к
количеству услуг, а происходит обмен привилегиями и благами. Экономическое
изменение влекло
за собой и изменение
превращался в «авторитаризм» (с некоторым обособлением названных «рыночных»
отношений от идеологии и политики).
4. Середина 80х годов - сложились две «реформаторские» тен-
денции, которые тогда еще не отделялись друг от друга и вместе поддерживали
горбачевское руководство. Это - течение «номен-клатурного реформаторства» и
движение реформаторства народ-ного, демократического. Внешне, в общем виде,
их требования совпадали: изменение экономических отношений, форм
собственности, определявшееся как разгосударствление собственности,
приватизация, рынок; и изменение политических отношений от тоталитаризма (и
авторитаризма) к демократии.
5. Конец 80х - начало 90х годов. Здесь заключается существен-ный,
концептуальный просчет, который стимулировал то устрой-ство общества, когда
большинство населения превратилось в социальных аутсайдеров. Реформы были
необходимы, деклариру-емые задачи не совпали с реальностью. Е.Гайдар в
своей книге "Государство и эволюция" так охарактеризовал свои реформы:
"переход
от бюрократического к
менклатурной к открытой, демократической, приватизации", "от государственно-
монополистического капитализма к открытому капитализму". И в результате
мы перешли от "номенклатурного" к "полудемократическому капитализму".
Приватизация, что и подтверждают сейчас ее авторы, была недостаточно
продумана и не учитывала специфики нашей страны. Получился вариант, когда
приватизация не только не была формой преодоления "номенклатурного
капитализма", но, напротив, способом его закре-пления и упрочения. Она
закрепила уже не просто де-факто (как это было прежде), но и де-юре
громадные массивы собственности в руках номенклатуры и осуществила
отчуждение подавляющего большинства населения от собственности.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что одной из
существенных причин неэффективности государственного управ-ления является
отсутствие включенности большой массы людей в экономическую, политическую,
социальную деятельность, что про-ецируется на всю социальную
действительность.
2.2 Эффективность, как способ антикризисного существования и развития.
В исследованиях, которые проводила Северо-Кавказская академия
государственной службы, эффективность государ-ственного управления
рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов,
среди которых доминирующее положение занимают человеческий, социально-
экологический фак-торы. С такой точки зрения эффективность власти должна
оце-ниваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и
государства: "Работу госаппарата можно признать дей-ствительно эффективной
лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты
интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных
групп и каж-дого человека. В этой двуединой задаче - важнейшая сторона поня-
тия эффективности государственного аппарата" (27 с.84 )
Таким образом, можно попытаться выделить следующие кри-терии
эффективности социального управления:
- степень соответствия направлений, содержания и результатов
деятельности управленческих структур и работников тем ее па-раметрам,
которые определены функциями и статусом управлен-ческого работника.
- законность решений и действий соответствующих управлен-ческих структур и
работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является
элементарной предпосылкой эффек-тивности управления.
- реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие
управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия
теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в
конечном счете, не обеспечат и реального функционирования и развития;
- глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях
коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей
- характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом
людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда
повышает ее обоснованность и резуль-тативность;
- авторитетность
решений и действий
Информация о работе Эффективность государственного управления