Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:14, диссертация
Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО
ФАКТОРОВ
§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.
§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.
ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
РОССИИ.
§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.
§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.
§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.
ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ
Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО
ФАКТОРОВ
§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.
§ 2. Религиозный фактор и
его функции в
§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.
ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
РОССИИ.
§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.
§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.
§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.
ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ПОЛИЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ.
§ 1. Религиозный фактор в развитии этнополитических отношений в Российском государстве.
Актуальность темы исследования.
Радикальные перемены в общественном
развитии в результате политических
и социально-экономических
Основные конфликтообразующие причины происходящих процессов находятся в социально-политической и экономической сферах, национальный и религиозный факторы своеобразно транслируют нерешенность многих политических и социально-экономических проблем в сферу национального и религиозного сознания российских граждан. При этом, как закономерность, проявляется определенная диалектика исследуемых сфер, а именно: с одной стороны, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от хода реформирования, эффективной деятельности политических и экономических структур, с другой стороны, - последние зависят от того, насколько учитывается национальная и религиозная специфика страны в целом, и регионов в частности, доминирующих в массовом сознании настроения, ценностные установки и стереотипы.
Религия в общественной жизни
практически никогда не выступает
в так называемом "чистом" виде.
Тесно связанная с другими
формами общественного сознания
и различными сферами жизнедеятельности
человека, она вплетена в культуру,
мораль, просвещение и, несмотря на
декларативные заявления
1 Дефиниции и содержание
понятий "религиозный фактор",
"национальные (этнические) отношения",
"межконфессиональные (
Проблема этноконфессиональных отношений чрезвычайно актуализируется также в связи с тем, что многие российские политические партии и движения сегодня предлагают в своих программных документах концепции будущего национально-государственного устройства, базирующиеся на том или ином видении взаимоотношений наций и религий, вплоть до создания государства на унитарно-национальной или моноконфессиональной основе. Значительная роль отводится этноконфессиональному фактору также и в разнообразных современных концепциях общенациональной идеи России (доктрина евразийства и базирующийся на этой доктрине проект Евразийского Союза; концепция "русской идеи" преимущественно в ее православной версии; идеология панславизма и проект создания нового межгосударственного образования - Славянского Союза - взамен недостаточно эффективно функционирующего СНГ и т.д.).
Бесспорно, вопросы этноконфессиональных отношений выдвинулись в последние годы на передний край теории и практики общественных преобразований. Становится очевидным, что будущее Российской Федерации, всех населяющих ее народов во многом зависит от их способности, а также от способности властных федеральных и региональных структур обеспечить необходимый уровень единства и взаимопонимания представителей многочисленных этносов и религий в сложных условиях переходного периода. Не осознав и не исследовав особенностей проявления национального и религиозного факторов в многонациональном и многоконфессиональном обществе, не уяснив направленность и содержание трансформирующегося этнона-ционального и религиозного сознания российских граждан, невозможно выработать научные рекомендации по взаимодействию федеральных и региональных органов власти с действующими на территории страны и региона этническими общностями и религиозными организациями, выработать целостную научную концепцию взаимодействия с ними вообще. В этой связи предпринятая диссертантом попытка дать социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России, выявить их "болевые точки" и наметить пути гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации - Оренбургской области - может рассматриваться как решение чрезвычайно актуальной этнополи-тической, философской и религиоведческой задачи.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексное исследование этноконфессиональных отношений возможно только в рамках междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, религиоведческой, социологической, этнологической, политологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы последних десятилетий показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по национально-религиозной тематике, хотя в комплексном виде поставленная в диссертационной работе проблема не выдвигалась. Обращение диссертанта к проблеме, находящейся на стыке этнологии и религиоведения, потребовало включения в научный оборот большого массива литературы из данных областей обществознания, в том числе и источников, содержащих во многом еще дискуссионный понятийный аппарат эт-ноконфессиональной тематики.
Пожалуй, наибольшее количество
работ отечественных авторов
посвящено методологическим вопросам
генезиса, сущности и функционирования
наций и национальных отношений.
В частности, методологический аспект
данной темы активно разрабатывался
с 60-х гг. и разрабатывается в
настоящее время Р.Г.
B.В.Амелиным, Э.А.Баграмовым, Ю.В.Бромлеем, В.Н.Басиловым, Ж.Г.Голотвиным, М.Н.Губогло, Л.Н.Гумилевым, М.С.Джунусовым, Л.М.Дробижевой, А.А.Знаменским, А.А.Игнатенко, С.Т.Калтахча-ном, В.А.Михайловым, Г.Т.Тавадовым, В.А.Тишковым, В.П.Тору-кало, Н.Н.Чебоксаровым, В.В.Чистовым. Эти ученые внесли значительный вклад в разработку понятийного аппарата этнонациональ-ной проблематики, стремясь дать дефиниции основных категорий этнологии ("этнос", "этническая идентификация", "национальное самосознание", "межнациональные отношения" и др.). На основе анализа работ названных авторов диссертант приходит к выводу о том, что в отечественной литературе существуют различные точки зрения на природу этноса и наций, что этнология пока еще не имеет общепризнанной методологии изучения и интерпретации национального и этнического. Данный вывод послужил основанием для диссертанта представить собственное видение рассматриваемой проблематики, дать свои определения основных этнологических категорий. Сказанное выше говорит прежде всего о сложности самого объекта анализа и нисколько не умаляет заслуг отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку социокультурного и этнополитическо-го аспектов изучаемой проблемы, в исследование влияния этнического фактора, этнических ценностей на процесс трансформации современного российского общества.
При изучении проблем взаимосвязи этносов и их культур диссертант опирался на обширную литературу, представляемую работами
C.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, В.Г.Бабакова, Э.А.Баллера, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.Д.Гачева, В.В.Журавлева, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, В.М.Межуева, Н.Н.Моисеева, В.М.Семенова и других авторов.
Исследуя проблему роли религиозного
фактора применительно к
В исследовании проблем взаимосвязи
межнациональных и
Особую значимость для
нашего исследования имеют труды, посвященные
роли в современном обществе так
называемого "исламского фактора",
что объясняется как усилением
непосредственного воздействия
указанного фактора на политический
процесс в России в целом, так
и в представляемом диссертантом
многонациональном и
1 См. работы ученых Центра
"Религия в современном
Следует отметить значительный вклад в разработку исследуемой темы проф. А.Н.Ипатова - этот ученый первым осуществил комплексный анализ проблемы этноконфессиональной общности. Его докторская диссертация "Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса)" (1980 г.) послужила своеобразным прологом для последующего изучения этноконфессиональных отношений в России, поскольку - и это вполне естественно - всерьез говорить о данных отношениях стало возможным лишь после предложенных дефиниций, исследования генезиса и природы этноконфессиональных общностей. Сами же этноконфес-сиональные отношения в современной России комплексному анализу (в рамках междисциплинарного исследования) пока еще не подвергались, в связи с чем настоящая диссертационная работа может рассматриваться как определенный вклад в решение данной задачи.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России на федеральном и региональном уровнях и последующая разработка концепции их гармонизации. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- уточнить содержание
и сущность понятийного