Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:14, диссертация
Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО
ФАКТОРОВ
§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.
§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.
ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
РОССИИ.
§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.
§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.
§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.
ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ
- определить основные
функции и специфику
- на основе анализа
репрезентативных данных
- проанализировать основные
концепции межнациональных и
межконфессиональных отношений,
- провести социально-
- посредством анализа
общероссийского и
- изучить опыт взаимодействия
государственных и
- на основе проведенного
исследования разработать для
органов государственной
Теоретическая и методологическая база исследования. Цель, задачи и междисциплинарный характер предмета исследования определили его методологическую базу. Основу анализа этноконфессиональных отношений в современной России составили социально-философский, диалектико-аналитический и сравнительно-критический подходы к исследуемым процессам. При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности общественных явлений, научной объективности и непредвзятого отношения к различным этнонациональным и конфессиональным общностям, которые становились объектом изучения.
Теоретической основой исследования
стали труды отечественных и
зарубежных философов, религиоведов, социологов,
этнологов, политологов, без внимательного
учета которых был бы невозможен
социально-философский анализ изучаемого
феномена. Источниками исследования
стали публикации последних лет
российских и зарубежных авторов, посвященные
методологическим вопросам взаимодействия
национального и религиозного факторов,
места религии в эт-
Эмпирическая база исследования. Эмпирической основой диссертации являются результаты комплексных социологических исследований, проведенных в 90-х гг. кафедрой религиоведения РАГС при Президенте РФ, данные социологических исследований, проведенных в тот же период ВЦИОМ, Институтом этнологии и антропологии РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Российским независимым институтом социальных и национальных проблем- Центром социологических исследований МГУ им. М:В.Ломоносова.
Эмпирическую базу исследования проблемы на региональном уровне составили материалы проведенного диссертантом в Оренбургской области социологического опроса экспертов на тему "Религия и межнациональные отношения: проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений" (февраль 1996 г.); регулярно проводимые в Оренбуржье при участии автора этнолого-религиоведческие мониторинга. Существенным источником эмпирической информации были личные наблюдения диссертанта и практический опыт разрешения межнациональных и межконфессиональных противоречий, накопленный в процессе многолетней работы в сфере государственно-церковных отношений.
Основные научные результаты,
полученные лично соискателем, новизна
диссертационного исследования. Диссертация
является первым комплексным монографическим
исследованием
- разработан методологический подход к анализу понятийного аппарата этноконфессиональной проблематики; диссертант, отмечая, что в отечественной науке сложилось несколько основных подходов к определению понятий "нация" и "этнос" (нация - это определенный тип этноса; нация и этнос - полностью тождественные категории; нация и этнос - искусственные ненаучные мыслительные конструкции), аргументирует свою точку зрения о невозможности отказа от понятия "этничности" и предлагает собственные дефиниции исследуемых явлений, согласно которым национальное (этническое) все больше переходит из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания, в связи с чем традиционные определения понятий "нация" и "этнос" оказываются малоэффективными;
- даны определения понятий
"национальный фактор", "религиозный
фактор", "межнациональные отношения",
"межконфессиональные
- определены функции и
специфика проявления
- установлен характер
взаимосвязи и
- проанализированы основные
концепции межнациональных и
межконфессиональных отношений,
- осуществлен социально-
- обобщен опыт взаимодействия
государственных и
- разработаны практические
рекомендации для органов
Практическая значимость исследования. Осуществленный в работе социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России способствует становлению методологии комплексного изучения состояния, тенденций эволюции межнациональных и межконфессиональных отношений. Материалы и результаты исследования дают возможность совершенствовать формы и методы деятельности органов власти, политических структур, органов и учреждений культуры, общественных организаций в сфере межнациональных отношений с учетом воздействия на нее религиозного фактора.
Выводы и практические
рекомендации, сделанные автором
на основе проведенного исследования,
позволяют совершенствовать разработанные
при участии соискателя и уже
действующие "Целевую комплексную
программу развития государственно-церковных
отношений Оренбургской области"
и "Модель национальной политики на
базе Оренбургской области", и гармонизировать
межнациональные и
Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания в высших и средних учебных заведениях курсов религиоведения, философии, этнополитологии, этносоциологии, культурологии и др.
Апробация диссертации. Основные положения и содержание диссертации изложены в четырех монографиях, нескольких брошюрах, статьях. Теоретические положения, выводы, обобщения и рекомендации нашли практическое применение при подготовке концепций развития и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Оренбуржье.
Апробация работы осуществлялась
также в форме научных докладов
и сообщений автора на областной
научно-практической конференции "Национальные
проблемы народов Оренбуржья: история,
современность" (15 октября 1993 г.), Всероссийской
научно-практической конференции "Религия
и межнациональные отношения"
(Москва, 12-14 февраля 1996 г.), Всероссийской
научно-практической конференции "Христианство
и ислам на рубеже веков" (Оренбург,
апрель 1998 г.), Международной конференции
"Вступая в третье тысячелетие:
религиозная свобода в
Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение диссертации
по теме "Философия религии", Рагузин, Вадим Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленное исследование
зафиксировало наличие ряда серьезных
проблем в сфере
Гармонизация межнациональных
и межконфессиональных
Как показано в исследовании, религия, будучи исторически включенной в систему жизни общества, региона, этноса, являясь подсистемой общества, неизбежно испытывает на себе влияние других подсистем и системы в целом и сама оказывает на них влияние (в том числе и на сферу национальных отношений) в качестве фактора их изменений. При этом действие религиозного фактора в большинстве случаев опосредуется влиянием политических, культурно-исторических, национальных факторов, но прежде всего, как мы это уже неоднократно подчеркивали, - действием социально-экономического фактора.
Несомненно, напряженность
межнациональных и
С сожалением приходится констатировать,
что проводимые с середины 80-х
гг. реформы характеризовались
Коренное изменение
Обусловленная отмеченными
выше причинами необходимость