Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:14, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

ФАКТОРОВ

§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.

§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.

ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РОССИИ.

§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.

§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.

§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.

ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

 

- определить основные  функции и специфику проявления  религиозного фактора в многонациональном  и многоконфессиональном российском  обществе;

 

- на основе анализа  репрезентативных данных социологических  исследований установить характер  взаимосвязи между этнонацио-нальным и религиозным сознанием российских граждан, выявить общее и особенное в содержании их этнокультурных и религиозных ценностных ориентаций;

 

- проанализировать основные  концепции межнациональных и  межконфессиональных отношений,  концепции этноконфессионально ориентированного национально-государственного строительства страны, содержащиеся в программных документах ряда российских политических партий и движений;

 

- провести социально-философский  анализ базирующихся на национально-религиозном  факторе доктрин, выдвигаемых  в качестве общенациональной  идеи России (евразийство, русская идея на основе православия, панславизм, соборность и др.);

 

- посредством анализа  общероссийского и регионального  эмпирического материала установить  характер и основные тенденции  развития национально-религиозных  отношений в современной России, рассмотреть механизм воздействия  религиозного фактора на состояние  и динамику межнациональных отношений  в регионе; 

 

- изучить опыт взаимодействия  государственных и муниципальных  органов в стране и в регионе  (Оренбургская область) с этническими  общностями и религиозными организациями  по предупреждению и разрешению  противоречий и конфликтных ситуаций  между этнона-циональными и вероисповедными группами населения;

 

- на основе проведенного  исследования разработать для  органов государственной власти  и муниципального управления  практические рекомендации по  гармонизации межнациональных и  межконфессиональных отношений,  которые учитывали бы как общие  закономерности протекающих в  стране этноконфессиональных процессов, так и региональные особенности их проявления.

 

Теоретическая и методологическая база исследования. Цель, задачи и междисциплинарный  характер предмета исследования определили его методологическую базу. Основу анализа этноконфессиональных отношений в современной России составили социально-философский, диалектико-аналитический и сравнительно-критический подходы к исследуемым процессам. При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности общественных явлений, научной объективности и непредвзятого отношения к различным этнонациональным и конфессиональным общностям, которые становились объектом изучения.

 

Теоретической основой исследования стали труды отечественных и  зарубежных философов, религиоведов, социологов, этнологов, политологов, без внимательного  учета которых был бы невозможен социально-философский анализ изучаемого феномена. Источниками исследования стали публикации последних лет  российских и зарубежных авторов, посвященные  методологическим вопросам взаимодействия национального и религиозного факторов, места религии в эт-нополитической культуре граждан России, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

 

Эмпирическая база исследования. Эмпирической основой диссертации  являются результаты комплексных социологических  исследований, проведенных в 90-х  гг. кафедрой религиоведения РАГС при  Президенте РФ, данные социологических  исследований, проведенных в тот  же период ВЦИОМ, Институтом этнологии  и антропологии РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Российским независимым  институтом социальных и национальных проблем- Центром социологических  исследований МГУ им. М:В.Ломоносова.

 

Эмпирическую базу исследования проблемы на региональном уровне составили  материалы проведенного диссертантом в Оренбургской области социологического опроса экспертов на тему "Религия  и межнациональные отношения: проблемы гармонизации межнациональных и  межконфессиональных отношений" (февраль 1996 г.); регулярно проводимые в Оренбуржье при участии автора этнолого-религиоведческие мониторинга. Существенным источником эмпирической информации были личные наблюдения диссертанта и практический опыт разрешения межнациональных и межконфессиональных противоречий, накопленный в процессе многолетней работы в сфере государственно-церковных отношений.

 

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, новизна  диссертационного исследования. Диссертация  является первым комплексным монографическим  исследованием этноконфессиональ-ных отношений в России, выполненным в рамках междисциплинарного подхода, на стыке философии, религиоведения, этносоциологии и этнополитологии. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором:

 

- разработан методологический  подход к анализу понятийного  аппарата этноконфессиональной проблематики; диссертант, отмечая, что в отечественной науке сложилось несколько основных подходов к определению понятий "нация" и "этнос" (нация - это определенный тип этноса; нация и этнос - полностью тождественные категории; нация и этнос - искусственные ненаучные мыслительные конструкции), аргументирует свою точку зрения о невозможности отказа от понятия "этничности" и предлагает собственные дефиниции исследуемых явлений, согласно которым национальное (этническое) все больше переходит из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания, в связи с чем традиционные определения понятий "нация" и "этнос" оказываются малоэффективными;

 

- даны определения понятий  "национальный фактор", "религиозный  фактор", "межнациональные отношения", "межконфессиональные отношения", "этноконфессиональные отношения";

 

- определены функции и  специфика проявления религиозного  фактора в многонациональном  и многоконфессиональном российском  обществе, выявлены условия, при  которых данный фактор выполняет  функции этноконфессиональной интеграции или дезинтеграции;

 

- установлен характер  взаимосвязи и взаимообусловленности  этно-национального и религиозного  сознания российских граждан;  на основе данных социологических  исследований выявлено отношение  различных этносов и религиозных  групп к социально значимым  ценностям; 

 

- проанализированы основные  концепции межнациональных и  межконфессиональных отношений,  а также этноконфессионально ориентированные концепции государственного строительства, содержащиеся в программах политических партий и движений центристской, демократической, коммунистической (социалистической) и "национал-патриотической" ориентации, а также в программах хри-стианско-демократических и религиозно-политических мусульманских партий и движений современной России; /

 

- осуществлен социально-философский  анализ основывающихся на национально-религиозных  критериях концепций, выдвигаемых  в качестве объединяющей доминанты  (общенациональной идеи) российского  общества; показаны основные методологические  пороки данных концепций и  предложены критерии, в соответствии  с которыми, по убеждению диссертанта,  должны осуществляться современные  разработки общенациональной доктрины  России;

 

- обобщен опыт взаимодействия  государственных и муниципальных  органов федерального и регионального  уровней с этническими общностями  и религиозными организациями  по предупреждению и разрешению  противоречий и конфликтных ситуаций  между этнона-циональными и вероисповедными группами населения;

 

- разработаны практические  рекомендации для органов государственной  власти и муниципального управления  по гармонизации межнациональных  и межконфессиональных отношений, учитывающие как общие закономерности протекающих в стране этноконфессио-нальных процессов, так и региональные (на примере Оренбуржья) особенности их проявления.

 

Практическая значимость исследования. Осуществленный в работе социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России способствует становлению методологии комплексного изучения состояния, тенденций эволюции межнациональных и межконфессиональных отношений. Материалы и результаты исследования дают возможность совершенствовать формы и методы деятельности органов власти, политических структур, органов и учреждений культуры, общественных организаций в сфере межнациональных отношений с учетом воздействия на нее религиозного фактора.

 

Выводы и практические рекомендации, сделанные автором  на основе проведенного исследования, позволяют совершенствовать разработанные  при участии соискателя и уже  действующие "Целевую комплексную  программу развития государственно-церковных  отношений Оренбургской области" и "Модель национальной политики на базе Оренбургской области", и гармонизировать  межнациональные и межконфессиональные  отношения в регионе.

 

Материалы исследования могут  быть использованы в процессе преподавания в высших и средних учебных  заведениях курсов религиоведения, философии, этнополитологии, этносоциологии, культурологии и др.

 

Апробация диссертации. Основные положения и содержание диссертации  изложены в четырех монографиях, нескольких брошюрах, статьях. Теоретические  положения, выводы, обобщения и рекомендации нашли практическое применение при  подготовке концепций развития и  гармонизации межнациональных и  межконфессиональных отношений  в Оренбуржье.

 

Апробация работы осуществлялась также в форме научных докладов и сообщений автора на областной  научно-практической конференции "Национальные проблемы народов Оренбуржья: история, современность" (15 октября 1993 г.), Всероссийской  научно-практической конференции "Религия  и межнациональные отношения" (Москва, 12-14 февраля 1996 г.), Всероссийской  научно-практической конференции "Христианство и ислам на рубеже веков" (Оренбург, апрель 1998 г.), Международной конференции "Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе" (Москва, 23-24 марта 1999 г.).

 

Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и заседании  кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при  Президенте Российской Федерации и  рекомендована к защите.

 

Структура работы. Диссертация  состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации 

по теме "Философия религии", Рагузин, Вадим Николаевич

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Осуществленное исследование зафиксировало наличие ряда серьезных  проблем в сфере межнациональных  и межконфессиональных отношений, требующих внимания со стороны государственных  и муниципальных органов. Их неконтролируемое развитие, особенно в ситуации противоборства различных политических сил, способно осложнить и дестабилизировать  общественно-политическую ситуацию в  стране, привести к трудноразрешимым конфликтам. Многоэтнич-ность и многоконфессиональность большинства регионов России является постоянно действующим фактором; это заставляет рассматривать задачу гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, тесно связанных между собой, в качестве одной из приоритетных задач государственной политики.

 

Гармонизация межнациональных  и межконфессиональных отношений  в стране непосредственно связана  с решением основных проблем социально-экономического развития, ходом и результатами реформирования российского общества в социальной, экономической, политической и духовной сферах, с повышением общего уровня культуры государственного управления.

 

Как показано в исследовании, религия, будучи исторически включенной в систему жизни общества, региона, этноса, являясь подсистемой общества, неизбежно испытывает на себе влияние  других подсистем и системы в  целом и сама оказывает на них  влияние (в том числе и на сферу  национальных отношений) в качестве фактора их изменений. При этом действие религиозного фактора в большинстве  случаев опосредуется влиянием политических, культурно-исторических, национальных факторов, но прежде всего, как мы это  уже неоднократно подчеркивали, - действием  социально-экономического фактора.

 

Несомненно, напряженность  межнациональных и межконфессиональных  отношений является во многом следствием экономического кризиса и политической нестабильности, низкого качества жизни  наций и этносов. Спад производства, падение жизненного уровня в условиях многонационального и многоконфессионального состава населения страны обусловливает  в той или иной мере поляризацию  людей по национальному и религиозному признакам, появление настроений национального  и конфессионального эгоизма  и сепаратизма.

 

С сожалением приходится констатировать, что проводимые с середины 80-х  гг. реформы характеризовались абсолютизацией экономического и структурного факторов и одновременно - недооценкой социокультурного (этнокультурного, этнополитического  и этнокон-фессионального) фактора. Социокультурный же фактор - самый глубинный в ряду других факторов человеческого бытия, и не уделять должного внимания этой сфере, а в ее рамках сфере этноконфессио-нальных отношений - значит обречь себя на крупные ошибки и просчеты.

 

Коренное изменение политического  строя, государственного устройства России вызвало большие изменения в  структуре межэтнических связей, характере межнациональных отношений, в положении и деятельности религиозных  организаций в обществе, что нашло  выражение в более тесном переплетении религиозного и национального, в  политизации и этноцентрической направленности деятельности религиозных организаций, актуализировало как интегрирующую, так и эт-носегрегирующую функции религии.

 

Обусловленная отмеченными  выше причинами необходимость гармонизации межнациональных и межконфессиональных  отношений предполагает не только более  полное знание сложившейся ситуации, но и специальную разработку системы  мер органами федеральной и региональной властей по согласованию интересов  этнических и конфессиональных общностей. Равнодушие государственных и муниципальных  органов к национальным и конфессиональным особенностям указанных общностей  в различных регионах страны объективно выступает одним из источников социальной напряженности.

Информация о работе Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ