Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:14, диссертация
Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО
ФАКТОРОВ
§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.
§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.
ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
РОССИИ.
§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.
§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.
§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.
ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ
Унификация национальной
и религиозной политики государства
должна быть признана непродуктивной.
Отсюда вытекает требование обязательного
дифференцированного подхода, необходимость
отыскания специфического в развитии
межнациональных и
Наряду с принятыми и уже действующими на практике рекомендациями в сфере этноконфессиональных отношений, необходим, по убеждению диссертанта, дальнейший активный поиск мер, позволяющих предупреждать и сглаживать возникающие межнациональные и межконфессиональные противоречия, способствующих взаимопониманию людей разных национальностей и вероисповеданий. Осуществление этой задачи зависит от многих факторов:
- от строгого соблюдения
конституционного принципа
- от степени и форм
сотрудничества или
282
- от распространения и
утверждения толерантных
Целесообразно решить вопрос
о создании института по изучению
межнациональных, межконфессиональных
отношений, поручив ему разработать
религиозно-этническую карту с учетом
региональных особенностей страны в
целях совершенствования
По глубокому убеждению
соискателя, реализация указанных мер,
непременно сопровождаемая решением основных
социально-экономических
Список литературы диссертационного исследования
доктор философских наук Рагузин, Вадим Николаевич, 1999 год
1. Абдулатипов Р.Г. Межнациональное согласие наша общая судьба // Этнополитический вестник, № 6 / Под редакцией
2. B.Я.Липкина, И.И.Осадчего, В.Н.Павленко, В.М.Слободчикова. М.: Этнополис, 1995. - С. 95-132.
3. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995. - 224 с.
4. Абдулатипов Р.Г. О национальном согласии и сегодняшней действительности // Жизнь национальностей. 1993. - № 1. - С. 6-9.
5. Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. М.: Политиздат, 1990. - 223 с.
6. Абрамов В.В. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные подробности. М., 1997. - 39 с.
7. Аверьянов А.Н. Система:
Философская категория и
8. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты этнических конфликтов: Автореф. дис. д-ра филос. н. Ставрополь, 1997. - 31 с.
9. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: соц.-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997.- 75 с.
10. Азаматов Д.Д. Исламские организации в Башкирии: история и современные реалии // Исторические чтения. Челябинск, 1996.1. C. 139-141.
11. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII-XVIII вв. Уфа, 1978. - 236 с.
12. Акопян Р. Фундаментализм
идеология исламской
13. Акшин Г.К. Культурная интеграция или столкновение цивили-заций? // Третий международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток Запад". - М., 1997. - С. 10-14.
14. Александров В.Б. Сознание в России в период реформ // Горизонты культуры накануне XXI в.- Тверь, 1997. С. 41-46.
15. Алексахина H.A. Тенденции
в изменении национальной
16. Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности: конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. - 318 с.
17. Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. М.: Издательский центр "Росс", 1993. - 136 с.
18. Амелин В.В. Нациолнальная идея и проблемы русских регионов // Социс. М., 1997. - № 5. - С. 131-134.
19. Амелин В.В., Торукалов В.П. Оренбуржье в этнополи-тическом измерении. М.: ИЭА РАН, 1996. Т. 1. - 247 е.; Т. 2. - 266 с.
20. Амирханов P.M. Ислам и
национальная идеология
21. Ананьев В.В. Культура поликонфессиональной России как интегратор социума: Автореф. дис. д-ра филос. н. Н. Новгород, 1997. - 35 с.
22. Ануфриев Е.А., Лесная JT.B.
Российский менталитет как
23. Арипов М. Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие // Свободная мысль. 1991. - № 14.
24. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусо-колов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. - 255 с.
25. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931. - 127 с.
26. Атмурзаева Ф.И. Этнические конфликты: социально-философский анализ: Автореф. дис. к. филос. н. СПб., 1997. - 18 с.
27. Афанасьев В. Г. Общество:
системность, познание и
28. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
29. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. - 152 с.
30. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное собрание и национальная культура (методологические проблемы); РАН, Ин-т философии. М., 1996. - 70 с.
31. Бабинцев В.П., Дорожкин H.A. Диалектика национального и религиозного в русской культуре // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. - С. 11-34.
32. Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. н. (09.00.06). Казань, 1974. - 32 с.
33. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть. М.: б.и., 1997. - 161 с.
34. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 144 с.
35. Беляева Л.А. Социальная модернизация России в конце XX века // РАН. Ин-т философии. М., 1997. - 173 с.
36. Беляев И.П. Ислам: религия и политика // Диалог. 1990. -№ 6. - С. 86-96.
37. Бердяев H.A. Самопознание. М. : Книга, 1991. - 446 с.
38. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М.: Луч, 1993.- 252 с.
39. Бессонов Б.Н. Русская идея, мифы и реальность. Ч. 1. М., 1995. - 189 с.
40. Бирюков H.H., Сергеев В.М. Соборность как парадигма политического сознания // Полис. М. 1997. - № 3. - С. 65. - 73.
41. Бондаренко Е.А. Перемены в российском обществе и их влияние на этнонациональные процессы // Россия: государство, общество, личность. М., 1997. - С. 93-96.
42. Борисова В.В. Национальное и региональное в творчестве Достоевского: Проблема этноконфессионального единства и многообразия // Достоевский. С-Пб., 1997. - Т. 14. - С. 58-70.
43. Борисов А. О национализме в РПЦ // Нужен ли Гитлер России?-М., 1996.-С. 191-194.
44. Бородай Т.Ю. Христианство и современная культура // Вопросы философии, 1996. № 8. - С. 140-152.
45. Бородой Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис. 1992. -Т. 5-6.-С. 19-21.
46. Бортникова Н.Ю. Культура: этническое, национальное, религиозное // Проблемы культуры и искусста. С-Пб., 1997. - С. 22-23.
47. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новоых подходов. М.: Наука, 1988. - 207 с.
48. Бромлей Ю.В. Очерки теории этносов. М.: Наука, 1983.267 с.
49. Брычков A.C. Национальная безопасность России и проблемы формирования государственной идеологии // Вестник Международной конференции ЮНЕСКО. М., 1998. Т 2. - С. 95-104.
50. Будов А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России // Обновление в России: Трудный поиск решений. М., 1996. - Вып. 4. - С. 132-142.
51. Букин А.О. Диалог
религиозно-нравственных
52. Бутенко А.П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. М. 1997. № 3. - С. 21-33.
53. Бурдюгов В. Ведет ли программа КПРФ к коммунизму? // Коммунист. М., 1998. - № 1. - С. 76-84.
54. Буянов P.A. О духовности и национальной идее // Социализм выбор историию - Новосибирск, 1998. - С. 76-81.
55. Вальдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств: Реф. / АН СССР. ИНИОН. М., 1990. - 22 с.
56. Василенков Н.Г. О
специфике религиозной
57. Василик В.В. Проблемы
христианско-иудейского
58. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. -416 с.
59. Вдовин А.И. Особенности
этнополитических отношений и
формирование новой
60. Веряскин H.H. Россия в поисках национальной самоидентификации // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. - 4 С. 143-146.
61. Викторин В.М.
62. Вишневский А.Г.
63. Войтович С.А. Фактор социальный // Социологический справочник. Киев: Изд-во полит. Литературы Украины, 1990. - С. 117-118.
64. Володихин Д.М. Державность и религиозность // Возвращение в Россию. М. 1996. - С. 7-39.
65. Волчек В.А. Русская
православная церковь как
66. Воронцова Л.М., Филатов
С.Б., Фурман Д.Е. Религия в
67. Вынужденная миграция:
причины, состояние,
68. Гараджа В.И. Религиоведение. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.
69. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.
70. Гейдар Д. Чеченский кризис и исламский фактор // Клуб "реалистов". М., 1995. - № 11. - С. 49-51.
71. Глаголев B.C. Методологические
проблемы взаимодействия
72. Голенкова Е.З. Трансформация социальной структуры русского общества // Общество и экономика. М. 1995. - № 9. - С. 13-25.
73. Голубева E.H. Идеология
и практика современных
74. Гончаров С.З. Чем
питает православие русскую
75. Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. - 136 с.
76. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС. 1995. - 257 с.
77. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Под ред. Ф.Г.Овсиенко, М.И.Одинцова, Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 252 с.
78. Государство, право и
межнациональные отношения в
странах западной демократии / РАН.
Ин-т государства и права;
79. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (6001258): Пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 215 с.
80. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 782 с.
81. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. -М.: Экопресс, 1992. 336 с.
82. Давлетшин К.Ф. Нации и ислам. Казань: Татарское изд-во, 1986.- 199 с.
83. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата: Казахстан, 1990. 200 с.
84. Джунусов М.С. Национализм: Слов.-справ. М.: Слав, диалог, 1998.- 285 с.
85. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдато-ва Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 80-х годов. М.: Мысль, 1996. - С. 368.
86. Дугин А.Г. Основы
геополитики: Геополитическое
87. Ермошина И. И. О некоторых тенденциях развития этнического возрождения // Вестник Ставрополььского гос. пед. ун-та, Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998. - Вып. 13. -С. 91-97.
88. Елкнин С.И. Национальные особенности религиозности // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. - С. 94-95.