Понятие идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

Содержание работы

Понятие идеология.
Основные функции и задачи идеологии.
3. Основные виды идеологии и их сравнительный анализ.
4. Актуальность изучения идеологии белорусского государства.
5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.
Литература.

Файлы: 1 файл

идеол.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Понятие идеология.
  2. Основные функции и задачи идеологии.

3. Основные  виды идеологии и их сравнительный  анализ.

4. Актуальность изучения идеологии белорусского государства.

  5. Конституция Республики Беларусь  – правовая основа идеологии белорусского государства.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие идеология.

Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых  осознаются отношения людей к  действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а  также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или  изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология  представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология не только стала известной по прошлому историческому опыту формой самопознания классов и больших социальных групп людей, но и формой справедливости и ориентации государств и отдельных индивидов.

Можно охарактеризовать несколько определений данного  понятия.

    • Идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть отдельные представители, большие социальные группы, государства.
    • Идеологией называют совокупность политических убеждений и установок.
    • Идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества.
    • Идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности.

Существование различных трактовок понятия  идеологии ставит изучающего идеологию  белорусского государства перед  непростой проблемой выбора. Данный выбор должен проистекать из обобщения и анализа существующих определений, а затем на основании аргументов раскрывать свою уникальность и принципиальное различие. Поэтому, идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.

Идеи  можно условно делить на две группы: теоретические и практические. Первые – результат сложной игры человеческого ума, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения знаний о внешнем мире и самом человеке, результат комбинирования наших мыслей и представлений, сплав интуиции и рассудка. Они являются как бы свернутыми теориями и концепциями. Представлены теоретические идеи принципами, законами, категориями.

Практические  идеи представлены ценностями, идеалами, убеждениями людей. В ценностях  человека, общества и государства  выражаются наиболее общие цели, отражающие потребности и интересы людей. Идеалы отражают наиболее общие цели человека, общества, государства, в которых одни интересы и потребности людей учитываются, а другие последовательно игнорируются или остаются в тени. Убеждениями называются такие идеи, к которым человек эмоционально и личностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента.

Несомненно важной особенностью развития любого государства и в частности Республики Беларусь является возможность свободно и легко адаптироваться во внутренней жизни его гражданам. Условия, которые позволяют проявить возможности и таланты каждого человека, являются приоритетной задачей любого государства.

Теоретическая и практическая актуальность изучения идеологии белорусского государства  связана в первую очередь с  теми изменениями в структуре  и направленности общественного  сознания, которые произошли после  распада СССР и обретения Республикой  Беларусь суверенитета.

Рассмотренное Э.Дюркгеймом социальное явление, названное  как «социальная аномия» - определяет ситуацию, когда старые методы и  нормы изжиты, а новые еще не приняты, происходящий хаос в мыслях и поступках масс является более  неадекватным, непредсказуемым и  в большинстве случаев крайне негативным вначале.

Формирование  идеологии государства в наши дни не только насущна, но и закономерна. Она обусловлена глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Здесь можно выделить, что идеологическая работа происходит во всех областях и  сферах человеческой деятельности, даже во многих крупных коммерческих компаниях  ориентируются на рассмотрении МИССИИ, которая определяет основные направления  деятельности, направленные на созидание  и облагораживания человека и  все общество, а также само государство.

Что же собой  представляет идеология? От греческого «эйдос»- идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, понятие «идеология» означает учение об идее. Понятие «идеология» в культурный оборот в 18 веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Д. де Траси, П Кабанис, Э.Кондильяк и др.

Убежденные  в том, что именно «Идеи правят миром», формируют общественную мораль которая, в свою очередь, определяет стратегию и тактику государственной  политики, французские мыслители  методично и последовательно  развивали учение об идеях в связи, в конечном счете, с потребностями  государственного управления.

Современное понимание идеологии

- идеологией  называют совокупность идей, выражающую  интересы носителя,

- совокупность  политических убеждений и установок  (либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма и т.д.),

- совокупность  идей, отражающих экономическую  структуру общества (богатых и  бедных, производителей и потребителей  и т.п.),

- систему  идей, обслуживающую и оправдывающую  определенные виды общественной  практики и отличающуюся от  теоретического осмысления действительности.

 Мир ценностей существует в разных видах. Когда мы рассматривали убеждения, мы отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определённую информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором — об обычаях, традициях, ритуалах, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание на социально-психологическом уровне.

Рассматривая  идеологию, её внутреннее строение и  многообразие, к ней следует применить  классификацию, которая использовалась нами выше по отношению к самим  ценностям.

Идеология при таком подходе предстаёт  как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать  как в виде идеологии всего  человечества, идеологии конкретного  общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это  отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью  изолированную, лишь её "собственную" идеологию. Сведение всех видов идеологии  к классовой идеологии в своё время привело к подчинению идеологии  человечества, идеологии общества специфическим  узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные объекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.

Идеология любого социального объекта имеет  как бы несколько пластов, ярусов. Первый — базисный, общечеловеческий, в котором находят своё идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта. В истории встречались человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего). Они были осуждены всем человечеством в лице ООН. Международный трибунал в Нюрнберге, достаточно широкие санкции против ЮАР и т. д. — всё это есть не что иное, как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства — члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими своё идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т. д.

Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в Конституции конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Т. Парсонс, отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определённых норм, подчёркивал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула в Конституции и Билль о правах"1. Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишён возможности добиться того, чего он желает.

При этом следует учесть, что каждое современное  цивилизованное государство включает в свою Конституцию в том или  ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, обеспечивающих приоритет  прав человека.

Третий ярус идеологии, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т. д. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий.

В ходе голосования  граждане фактически высказываются  за те или иные ценности (либерализм, консерватизм и т. д.). В результате в ходе парламентских выборов  ценности, которые претендуют на то, чтобы выражать новые тенденции  в развитии общества, получают или  не получают поддержку большинства  общества.

Как видим, происходит постоянное взаимодействие идеологий, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность, целостность  общества, с другой стороны, позволяет  выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в  развитии общества.

В настоящий момент можно обозначить основные элементы государственной  идеологии Республики Беларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народа ценностей  и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его  институтами.             Естественно, они должны вбирать в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культорологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-кулъторологичекая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что-то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации.          Политическую составляющую государственной идеологии Республики   Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так же относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования., понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.

Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет, прежде всего, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства  за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарная идеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизни своих граждан. Будучи элементом политического сознания общества, государственная идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления. Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это - учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, закрепляется содержание государственной идеологии - произведения национальной кино - и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные функции и задачи идеологии.

Анализ функций идеологии позволяет получить развернутый ответ на вопрос о роли идей в жизни общества.

    1. Соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке осуществляется в функции самопознания идеологии. Самоидентификация и самооценка индивида, а также его роль и значение в жизнедеятельности общества.
    2. Воспитательная функция – связана с процессами информирования, пропаганды, агитации, а также развитие общественной культуры.
    3. Мобилизующая функция – осуществляет объединение социальных общностей (бедных и богатых и т.п.)
    4. Коммуникативная функция – определяет основные механизмы построения взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий индивидов, групп и общностей.

Информация о работе Понятие идеологии