Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:38, реферат
Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.
Понятие идеология.
Основные функции и задачи идеологии.
3. Основные виды идеологии и их сравнительный анализ.
4. Актуальность изучения идеологии белорусского государства.
5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.
Литература.
Содержание.
3. Основные
виды идеологии и их
4. Актуальность изучения идеологии белорусского государства.
5. Конституция Республики
Литература.
1.Понятие идеология.
Под идеологией
понимается система взглядов, убеждений,
ценностей и установок, в которых
осознаются отношения людей к
действительности и друг к другу,
социальные проблемы и конфликты, а
также содержатся цели социальной деятельности,
направленной на закрепление или
изменение существующих общественных
отношений. Она обладает внутренним
единством и цельностью и не содержит
взаимоисключающих или
В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология не только стала известной по прошлому историческому опыту формой самопознания классов и больших социальных групп людей, но и формой справедливости и ориентации государств и отдельных индивидов.
Можно охарактеризовать несколько определений данного понятия.
Существование различных трактовок понятия идеологии ставит изучающего идеологию белорусского государства перед непростой проблемой выбора. Данный выбор должен проистекать из обобщения и анализа существующих определений, а затем на основании аргументов раскрывать свою уникальность и принципиальное различие. Поэтому, идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.
Идеи можно условно делить на две группы: теоретические и практические. Первые – результат сложной игры человеческого ума, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения знаний о внешнем мире и самом человеке, результат комбинирования наших мыслей и представлений, сплав интуиции и рассудка. Они являются как бы свернутыми теориями и концепциями. Представлены теоретические идеи принципами, законами, категориями.
Практические идеи представлены ценностями, идеалами, убеждениями людей. В ценностях человека, общества и государства выражаются наиболее общие цели, отражающие потребности и интересы людей. Идеалы отражают наиболее общие цели человека, общества, государства, в которых одни интересы и потребности людей учитываются, а другие последовательно игнорируются или остаются в тени. Убеждениями называются такие идеи, к которым человек эмоционально и личностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента.
Несомненно важной особенностью развития любого государства и в частности Республики Беларусь является возможность свободно и легко адаптироваться во внутренней жизни его гражданам. Условия, которые позволяют проявить возможности и таланты каждого человека, являются приоритетной задачей любого государства.
Теоретическая и практическая актуальность изучения идеологии белорусского государства связана в первую очередь с теми изменениями в структуре и направленности общественного сознания, которые произошли после распада СССР и обретения Республикой Беларусь суверенитета.
Рассмотренное Э.Дюркгеймом социальное явление, названное как «социальная аномия» - определяет ситуацию, когда старые методы и нормы изжиты, а новые еще не приняты, происходящий хаос в мыслях и поступках масс является более неадекватным, непредсказуемым и в большинстве случаев крайне негативным вначале.
Формирование
идеологии государства в наши
дни не только насущна, но и закономерна.
Она обусловлена глубинными экономическими,
социально-политическими и
Что же собой представляет идеология? От греческого «эйдос»- идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, понятие «идеология» означает учение об идее. Понятие «идеология» в культурный оборот в 18 веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Д. де Траси, П Кабанис, Э.Кондильяк и др.
Убежденные
в том, что именно «Идеи правят
миром», формируют общественную мораль
которая, в свою очередь, определяет
стратегию и тактику
- идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы носителя,
- совокупность
политических убеждений и
- совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей и т.п.),
- систему
идей, обслуживающую и оправдывающую
определенные виды
Мир ценностей существует в разных видах. Когда мы рассматривали убеждения, мы отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определённую информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором — об обычаях, традициях, ритуалах, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание на социально-психологическом уровне.
Рассматривая идеологию, её внутреннее строение и многообразие, к ней следует применить классификацию, которая использовалась нами выше по отношению к самим ценностям.
Идеология при таком подходе предстаёт как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную, лишь её "собственную" идеологию. Сведение всех видов идеологии к классовой идеологии в своё время привело к подчинению идеологии человечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные объекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.
Идеология любого социального объекта имеет как бы несколько пластов, ярусов. Первый — базисный, общечеловеческий, в котором находят своё идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта. В истории встречались человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего). Они были осуждены всем человечеством в лице ООН. Международный трибунал в Нюрнберге, достаточно широкие санкции против ЮАР и т. д. — всё это есть не что иное, как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства — члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими своё идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т. д.
Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в Конституции конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Т. Парсонс, отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определённых норм, подчёркивал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула в Конституции и Билль о правах"1. Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишён возможности добиться того, чего он желает.
При этом следует учесть, что каждое современное цивилизованное государство включает в свою Конституцию в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, обеспечивающих приоритет прав человека.
Третий ярус идеологии, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т. д. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий.
В ходе голосования граждане фактически высказываются за те или иные ценности (либерализм, консерватизм и т. д.). В результате в ходе парламентских выборов ценности, которые претендуют на то, чтобы выражать новые тенденции в развитии общества, получают или не получают поддержку большинства общества.
Как видим, происходит постоянное взаимодействие идеологий, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность, целостность общества, с другой стороны, позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
В настоящий момент можно обозначить основные элементы государственной идеологии Республики Беларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народа ценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Естественно, они должны вбирать в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культорологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-кулъторологичекая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что-то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации. Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так же относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования., понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.
Социально-гуманитарную составляющую
государственной идеологии
2. Основные функции и задачи идеологии.
Анализ функций идеологии позволяет получить развернутый ответ на вопрос о роли идей в жизни общества.