Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:07, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является комплексное и всестороннее изучение гражданско-правовых норм о защите чести, достоинства и деловой репутации, выявление существующих теоретических и практических проблем в указанной сфере.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
– рассмотрение правовых категорий «честь», «достоинство», «деловая репутация»;
– исследование отечественного опыта правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации в современном законодательстве России;
– изучение международной практики защиты чести, достоинства и деловой репутации;
– определение общих положений о компенсации морального вреда по действующему законодательству России;
По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлениях от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[6]; «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46)[7]. Постановлене от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[8], а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»[9].
В заключение данного параграфа подчеркнем, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица (п.7 ст.152 ГК РФ). В литературе нередко можно встретиться с понятием чести и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т.п.). Однако честь и достоинство всякой общности могут подлежать гражданско-правовой защите только в случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин как представитель той или иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства этой общности в целом[10].
[1] Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козырева Андрея Владимировича» // Российская газета. - 22 ноября 1995г.
[2] Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 января 2001г. - №2. - ст.163.
[4] Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003г. №508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2004г. - №3.
[5] Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козырева Андрея Владимировича» // Российская газета. - 22 ноября 1995г.
[6] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996г. - №2. - с.1.
[7] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999г. - №11.
[8] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003г. - №12.
[9] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
[10] Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004.
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».37 Данное положение ГК РСФСР 1964 г. стало моделью современной ст. 152 ГК РФ. С вступлением в силу ГК РСФСР юридические лица впервые в истории советского законодательства получили право на защиту своей репутации (через защиту своей чести).
В 1977 г. впервые в истории российского государства право граждан на судебную защиту от посягательств на их честь и достоинство было возведено в ранг конституционной нормы.38
Таким образом, во второй половине XX в. в нашей стране сформировался новый институт гражданского права — так называемый «институт диффамации»,39 направленный пока на защиту только чести и достоинства граждан и организаций, но не деловой репутации. Деловая репутация — понятие нового уровня общественных отношений, термин, несмотря на свое вполне соответствующее советскому духу содержание, всегда считавшийся явлением коммерческой направленности, характерным более для рыночной экономики,40 и поэтому не употреблявшийся в советском законодательстве вплоть до начала 90-х годов.
Защита непосредственно деловой репутации стала возможна только с 1 января 1992 г., когда в действие были введены новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.4' Статья 7 Основ закрепляла право на честь, достоинство и деловую репутацию за всеми субъектами гражданского права, что являлось не совсем логичным, так как юридические лица, согласно наиболее распространенной в гражданско-
37 СЗ РСФСР. 1988. Т. 2. С. 7.
38 Статья 7 Конституции СССР 1977 г. (СЗ СССР. 1990. Т. 3. С. 14).
39 Ранее упоминалось об использовании данного понятия до революции. Однако диффамация в гражданском праве полностью проявилась лишь с изданием ГК РСФСР
1964 г.
Диффамация (от лат. diffamare — разглашать, лишать доброго имени, порочить) — термин, пришедший к нам из западной правовой доктрины, где под ним понимают распространение ложных и порочащих репутацию лица сведений. Различные зарубежные источники определяют диффамацию как «посягательство на репутацию другого лица» (A Dictionary of Modern Legal Usage /Bryan A. Garner. 2nd ed. Oxford, 2001. P. 255), «выражение ложного утверждения о другом лице, вследствие чего данное лицо терпит убытки» (http://www.expertlaw.com/libr
40 Данная позиция, несмотря на свою явную неоднозначность, по всей видимости, заняла прочное место в сознании законодателя, использовавшего категории чести и достоинства не только по отношению к физическим лицам, но и применительно к организациям, хотя «честь и достоинство — категории нравственного порядка, характеризующие личность человека» (Потапенко С. В. История развития российского законодательства по судебной защите чести, достоинства и деловой репутации. С. 33).
41 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
174
ГЧППИПЛАГОВ В. Б.
правовой науке и практике позиции, не обладают честью и aoctohhctboiv Указанное противоречие было снято после принятия в 1994 г. части перво Г« рф, наделившей юридические лица лишь правом на защиту делово репутации.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, признавшей высше ценностью общества и государства человека с его правами и свобода ми, провозгласившей переход России на рыночную экономику, а такж вступление в силу с 1 января 1995 г. ГК РФ, задачей которого являете регулирование не только имущественных, но и неимущественных отноше ний, оказали непосредственное влияние на гражданско-правовую защит нематериальных благ, в том числе деловой репутации.
3. Как показано выше, вплоть до введения в действие в 1995 г. ГК PQ в российском законодательстве отсутствовало понятие «деловая репутация» данное же благо защищалось посредством защиты «чести и достоинств; граждан и организаций», а до вступления в силу ГК РСФСР 1964 г. право н; защиту репутации организации в отечественном законодательстве отсут ствовало вовсе. Такой подход базировался на теории юридического лица ка фикции. Организации были лишь фикцией и долгое время не имели прав н< какие-либо нематериальные блага. Нельзя сказать, что в настоящее время с получением ряда неимущественных прав, теория юридического лица пре терпела существенные изменения. Появление прав на деловую репутацик и средства индивидуализации было закономерным результатом развити! рыночных отношений и информационных технологий, когда зависимость биз неса от мнения общества о нем возросла настолько, что сложившееся мнение стало одним из важнейших активов предприятия, а информация — кпючевыг^ фактором экономического развития и наиболее эффективным орудием кон курентной борьбы. Похожая тенденция, как было отмечено ранее, наблюда лась на рубеже ХГХ-ХХвв., когда, чувствуя усиление конкурентной борьбь и преобладание в ней недобросовестных методов, законодатель установи; ряд мер, направленных против посягательств на кредит, товарный зна* и фирму предпринимателя. К сожалению, теория права на кредит не успелг тогда раскрыться в полном объеме — тому препятствовала, во-первых, консервативность законодателя, а во-вторых, отсутствие масштабной социально-экономической основы для преобразований.
В наши дни в условиях стремительно развивающейся рыночной экономики поддержание на должном уровне деловой репутации предпринимателя приобретает особое значение. Мнение о человеке становится весомым фактором, влияющим не только на его психологическое состояние, но и на экономическое благополучие. В еще большей степени эте касается организаций, сама возможность существования которых завист от представления о них как других организаций (поставщиков, кредиторов, спонсоров и т. д.), так и рядовых граждан (клиентов, потребителей). Деловая репутация в России представляет собой уже не только социально-правовое явление, но и категорию экономическую, имеющую особую специфику и значение. Сейчас о деловой репутации все чаще говорят не как о некоем благе с туманным содержанием, но как о нематериальном активе бизнеса, важнейшем рычаге современных предпринимательских отношений: «Хорошая репутация — большие деньги, инвестиции в этот актив дают десяти-двадцатикратную отдачу».42 Все большее распространение в на-
к Репутация: как это делается в России //Эксперт. 2003. № 38. С. 82. — В качестве 'Римера можно привести два весьма показательных случая: корпорация «Нестле» при-
175 КОММЕРЧСЛЛЧип- nrnuKj
шей стране приобретают так называемые «рейтинги деловой репутации». Опыт известных по всему миру Financial Times и Fortune43 был воспринят изданием «Эксперт», впервые в России в 1997 г. опубликовавшим рейтинг ведущих отечественных компаний. Как следствие, понятие деловой репутации развивается, в деловую репутацию стараются вложить все большее содержание, пытаются выделить все ее возможные элементы. Понятие деловой репутации появляется во многих нормативных актах, развиваются старые и формируются новые механизмы защиты деловой репутации. Так, основу современной гражданско-правовой защиты деловой репутации составляет ст. 152 ГК РФ, ст. 129-130 УК РФ, ст. 14 Федерального закона от
26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,44 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,45 ст. 43-46 Закона РФ от
27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».46
Указанные механизмы предполагают не только различные способы и средства защиты, но и различные правовые основания для их применения, будь то распространение: 1) не соответствующих действительности порочащих деловую репутацию сведений; 2) ложных сведений, лишь ущемляющих право на деловую репутацию (общий механизм защиты права на деловую репутацию, механизм защиты от распространения информации СМИ); 3) неточных или искаженных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации предпринимателя (механизм защиты от недобросовестной конкуренции); 4) рекламной информации, порочащей деловую репутацию лица (защита от недобросовестной рекламы).
Экономика и управление находятся ныне на том этапе развития, когда риск потери деловой репутации компании столь же велик, сколь и опасен. Репутационные риски грозят финансовой и управленческой нестабильностью и, тем самым, тормозят экономическое развитие. Сложившаяся ситуация требует определенного вмешательства со стороны законодателя — необходимо предоставление широкого спектра гарантий защиты предпринимателей от негативного вмешательства в формирование их деловой репутации извне. Анализ современного законодательства, судебной практики и существующих научных трудов в области защиты деловой репутации показывает, что текущий подход государства к регулированию указанных отношений не в полной мере отражает значение, придаваемое сегодня деловой репутации, зачастую не обеспечивает полноценной охраны деловой репутации и потому нуждается в дальнейшем совершенствовании.
-^ л^поо ион р пятк паз превысило // Правоведение. – 2009. – № 4. – С. 166-176. Килинкаров, В.В. Из истории развития института гражданско-правовой защиты деловой репутации
Роль лингвистической экспертизы
в судебном процессе
по защите чести и достоинства
В соответствии со ст. 150 ГК РФ честь, достоинство и деловая репутация являются нематериальными благами любого человека. На сегодняшний день наибольшие риски, связанные с нарушением права гражданина на нематериальные блага, имеют место в пространстве массовой публичной коммуникации. Гражданин имеет полное право на защиту своих нематериальных благ в судебном порядке. Наиболее популярным способом призвать к ответу некорректного оратора является судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ввиду специфики правонарушения объектом судебного следствия является речевое произведение, потому для установления обстоятельств, имеющих значение в силу ст. 152 ГК РФ, зачастую требуются специальные познания в области лингвистики. Вниманию читателя предлагается анализ материалов реального судебного процесса с участием эксперта-лингвиста. Процесс примечателен тем, что в нем реализован весь типовой арсенал способов доказывания, при этом сделаны наиболее распространенные ошибки.
На основании с п. 1 ст. 152 ГК РФ («Защита чести, достоинства и деловой репутации») гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Для того чтобы автор публикации был привлечен к ответственности по п. 1
ст. 152 ГК РФ, необходимо наличие следующих условий в их совокупности:
— оспариваемая информация распространена;
— она является сообщением сведений, а не выражением мнения автора;
Информация о работе Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации