Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа
Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке.
Введение ……………………………………………………………………………………
3
1 Свободные экономические зоны - как средство усиления открытости экономики….
5
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон……………………
5
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон……………………..
9
2 Сущность и назначение функционирования различных типов СЭЗ…………………..
15
2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..…
15
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………...
25
Заключение ………………………………………………………………………………..
31
Список использованных источников
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1 Свободные экономические зоны
- как средство усиления открытос |
5 |
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон…………………… |
5 |
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон…………………….. |
9 |
2 Сущность и назначение |
15 |
2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..… |
15 |
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………... |
25 |
Заключение ………………………………………………… |
31 |
Список использованных |
33 |
Введение
Создание свободных и особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны.
Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке. Главное позитивное в социальном аспекте воздействия ОЭЗ в том, что успешная их деятельность оказывает благоприятное стабилизирующее воздействие на ситуацию в стране и в обществе. Соответственно, наличие и функционирование зон способствует укреплению экономической, социальной и правовой стабильности, упрочению основ правового государства. И в самом общем плане - ОЭЗ способствует включению страны в мировые интеграционные процессы, в международное разделение труда, использование выгод тесного сотрудничества с мировым рынком.
Используя такую форму бизнес-
Действующий в СЭЗ режим включает в себя таможенное регулирование экспортно-импортных операций, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю), предоставление концессий, управление свободной зоной.
Существует несколько видов классификации СЭЗ: зоны промышленной обработки: промышленно-производственные зоны; экспортные зоны (внешние рынки) и экспортно-импортозамещающие зоны (смешанная сбытовая ориентация). Существуют два различных концептуальных подхода к организации свободных зон: территориальный и функциональный.
Создание зон целесообразно там, где есть возможность, опираясь на иностранные технологии и капитал, обеспечить ускоренное развитее производительных сил, углубленную переработку сырья, значительное расширение производства товаров народного потребления и услуг. Зоны необходимы для увеличения выпуска конкурентоспособной экспортной продукции и обеспечения за этот счет роста валютных поступлений. СЭЗ нужны для расширения международных связей не только в собственной экономике, но и в области туризма, санаторно-курортной сферы и культуры, что также должно вести к увеличению валютных поступлений. При создании зон, в числе главных, должны ставиться цели обучения и подготовки современных рабочих, научно-технических, хозяйственных и управленческих кадров.
Появились зоны обработки информации.
Ряд стран, обладающих соответствующим
и людскими ресурсами и телекоммуникациями
В последние десятилетия на различных
континентах формируются
Создание СЭЗ не зависит от уровня развитая экономики. Развитие СЭЗ имеет международное значение и идет от форм низкого уровня к формам высокого уровня: торговая форма, промышленно-торговая, комбинированная и научно-техническая. Каждая зона проходит четыре этапа развития (зарождение, становление, расцвет, спад).
Актуальность данной работы видится в том, что одной из важных звеньев в реализации принципов развития экономики является создание свободных экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзонах.
Цель курсовой работы – рассмотреть функционирование различных типов СЭЗ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и причины создания свободных экономических зон;
- описать территориальное размещение свободных экономических зон;
- выделить особенности деятельно
- раскрыть сущность глобальной сети оффшорных зон на современном этапе.
1 Свободные экономические зоны - как средство усиления
открытости экономики
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. СЭЗ - это в той или иной степени географически обособленная территория, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предприятий. Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.[1,c.26].
В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.
Опыт создания СЭЗ и особых экономических
зон существенно
Главной движущей силой развития СЭЗ в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.
Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
В различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.
Особые экономические зоны получили широкое распространение во многих странах к середине XX в. Но в разных государствах создание особых экономических зон происходило по-своему. Изначально особые (свободные) экономические зоны преимущественно создавались в портах и назывались они зонами свободной торговли. В настоящее время особые (свободные, специальные) экономические зоны с тем или иным успехом на отдельных территориях функционируют более чем в 120 государствах. Самое большое количество особых экономических зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов, в США их более 240. В США функционируют три категории особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны, технологические парки [2,c.61].
В России особые экономические зоны появились в середине 90-х гг. конца прошлого тысячелетия. Объективная необходимость создания особых экономических зон заключалась в решении экономических, социальных и даже политических задач в условиях рыночных отношений. В работе «Свободные экономические зоны» Р.И. Зименков, исходя из опыта функционирования ОЭЗ (СЭЗ) в разных группах стран мирового хозяйства, определил цели создания ОЭЗ и классифицировал их на экономические, социальные и научно-технические [3,c.20].
Экономические цели создания ОЭЗ [3,c.21]:
- активизация и расширение
- привлечение в экономику
- повышение
- увеличение экспорта и
- рост национальных поступлений в бюджет страны и регионов.
Социальными целями являются [3, c. 21]:
- создание новых рабочих мест, роль занятости населения;
- обучение и подготовка
- насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;
- рост благосостояния и уровня жизни населения;
- ускорение развития
остальных регионов за счет
концентрации в пределах зон
ограниченных национальных
Научно-технические цели: [3,c.21]
- активное использование
новейших зарубежных и
- ускоренное внедрение результатов НИОКР;
- концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
- привлечение
опыта и научно-
- повышение эффективности используемых производственных мощностей.
Задачей организации
ОЭЗ является создание благоприятных
условий для привлечения
На первоначальном этапе, в связи с отсутствием федерального законодательства, как правило, офшоры создавались решением власти на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму платежа, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных офшорах ее размер отличался незначительно, это происходило из-за высокой инфляции того времени, поэтому работающие в свободных экономических зонах (СЭЗ), они же ОЭЗ, компании должны были платить в бюджет твердой валютой - в долларах США.
Особой популярностью
у бизнесменов пользовались закрытые
административно-
Информация о работе Различные типы свободных экономических зон