Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа
Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке.
Введение ……………………………………………………………………………………
3
1 Свободные экономические зоны - как средство усиления открытости экономики….
5
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон……………………
5
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон……………………..
9
2 Сущность и назначение функционирования различных типов СЭЗ…………………..
15
2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..…
15
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………...
25
Заключение ………………………………………………………………………………..
31
Список использованных источников
- улучшения качества туристских
и санаторно-курортных услуг
- стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
- развития инновационной и
- прироста объема экспорта
- повышения качества жизни и
занятости населения,
- портовые особые экономические
зоны. Такие зоны создаются на
территориях морских портов и
речных портов, открытых для международного
сообщения и захода
ОЭЗ не может находиться на территории
нескольких муниципальных образований
(за исключением туристско-
Срок действия ОЭЗ зависит от ее типа (вида). Так, промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на 20 лет, а портовые - на 49 лет. При этом срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.
Иные правила действуют в
отношении ОЭЗ в
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» ОЭЗ в Магаданской области действует до 31 декабря 2014 г. За девять месяцев до истечения указанного срока Правительство Российской Федерации и администрация Магаданской области создают ликвидационную комиссию, которая осуществляет все необходимые действия, связанные с прекращением существования ОЭЗ. В этом плане порядок прекращения ОЭЗ в Магаданской области более понятен по сравнению с ОЭЗ в Калининградской области. Возможна также и досрочная ликвидация ОЭЗ в Магаданской области. Она осуществляется на основании федерального закона. В случае его принятия Правительство РФ устанавливает порядок и сроки ликвидации ОЭЗ. При этом Правительство РФ и администрация Магаданской области тоже создают ликвидационную комиссию, полномочную решать вопросы, связанные с ликвидацией ОЭЗ.
Таким образом, порядок создания и прекращения действия промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ и ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях существенным образом отличается друг от друга. В первом случае он определяется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а в другом - Федеральными законами «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Соглашение о создании промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ не является гражданско-правовым договором, но содержит элементы частно- и публично-правового характера и, как следствие, носит комплексный характер.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей производства новых видов продукции, предоставления новых рабочих мест населению, выхода из депрессивного состояния отдельных регионов страны и развития транспортной инфраструктуры.
В России создано 13 ОЭЗ: две - промышленно-производственного типа, четыре - технико-внедренческие и семь - туристско-рекреационных. Отобраны три площадки для строительства портовых зон (ОЭЗ портового типа в Ульяновской области; ОЭЗ портового типа в Хабаровском крае; ОЭЗ портового типа в Красноярском крае).
Итак, мировая практика показывает, что различного рода экономические зоны (независимо от того, как их называют - свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны свободной торговли или как-то иначе) способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие страны в целом или отдельных направлений экономической деятельности. Не является исключением из данного правила по развитию экономики через запуск механизма особых экономических зон (ОЭЗ) и Российская Федерация.
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе
Офшорная зона (от англ. offshore – «вне территории») представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализирующегося на предоставлении специального (благоприятного) правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), и предоставляет последним ряд сервисных услуг, в т.ч. услуги по предоставлению юридического, налогового обслуживания, удобные условия при регистрации офшорных компаний, удобные банковские услуги, включая обеспечение конфиденциальности, и т.п.
Основным фактором существования офшорных зон выступает экономическая депрессивность отдельных регионов. Страны, исторически обделенные природными и человеческими ресурсами и имеющие сравнительно малый производственный потенциал, разрешают регистрировать на своей территории иностранные субъекты хозяйствования, что является дополнительным источником бюджетных средств, освобождая данных субъектов от уплаты налогов или облагая налогами по ставкам, размеры которых значительно ниже ставок, действующих в государствах с развитой рыночной экономикой, т.е. устанавливая особый административно-правовой режим осуществления внешнеторговой и предпринимательской деятельности.
В результате появления новых телекоммуникационных технологий перемещение международных капиталов резко увеличилось, усилилась конкуренция между новыми "экономиками с благоприятными налоговыми условиями" и возникла сеть офшорных зон, которая состоит из четырех основных групп, сформированных по региональному принципу:
группа офшорных зон Карибского
бассейна обслуживает страны Северной
и Южной Америки (находится в
одном часовом поясе с Нью-
европейская офшорная зона включает материковые страны, прибрежные анклавы и «независимые» острова, расположенные недалеко от Лондона. В ней обслуживаются страны, находящиеся в европейской группе часовых поясов;
офшорная зона Персидского залива
обслуживает ближневосточные
офшорная зона Юго-Восточной Азии - Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру - обслуживает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (находится в одном часовом поясе с Токио).
Глобальная сеть офшорных центров распределена по континентам неравномерно: 7 из них находятся в Северной Америке, 25 - в Южной и Центральной Америке, 28 - в Европе, 19 - в Азии, 7 - в Африке и 14 - в Океании. Такое расположение офшорных центров говорит об их тяготении к трем ведущим финансовым центрам - Нью-Йорку, Лондону и Токио и некоторым региональным финансовым центрам. В целом глобальная сеть офшорных центров уже сложилась, хотя в будущем возможно открытие нескольких новых центров, в том числе в Центральной Америке, Океании и в республиках бывшего Союза ССР. По мнению Д. Маршалла, оформившаяся конфигурация офшорных зон свидетельствует о том, что финансовый капитал стал таким же важным элементом мировой экономической системы, как торговый и производительный капитал.
Некоторые офшорные зоны имеют свою
давно сложившуюся
Напротив, Каймановы острова, также располагающиеся в Карибском бассейне, являются лидером именно банковского оффшорного бизнеса и при этом пятым крупнейшим финансовым центром в мире после таких всемирно известных финансовых центров, как Гонконг, Лондон, Нью-Йорк и Токио. По состоянию на начало 2000-х гг. в оффшорной зоне Каймановых островов было зарегистрировано 450 банков, кроме этого, 43 из 50 крупнейших банков мира имеют на Каймановых островах свои отделения или филиалы.
Оффшорный бизнес Бермудских островов также имеет свою специализацию - это услуги по страхованию. Бермудский оффшор занимает лидирующее положение на рынке внутрифирменного страхования с валовой ежегодной премией, исчисляемой десятками миллиардов долларов США, и общими активами, превышающими сотню миллиардов долларов США.
Офшорная зона, находящаяся на Багамских островах, расположена в Атлантическом океане недалеко от западного берега Флориды. Она специализируется на взаимных фондах и трастовых компаниях. Багамские острова по качественному показателю входят в пятерку центров по управлению взаимными фондами. В начале 2000-х гг. здесь было зарегистрировано более 700 взаимных фондов, в управлении которых находятся активы на сумму, примерно равную 100 млрд долл. США. На Багамских островах нет корпоративных и личных подоходных налогов, налогов на имущество, на прирост капитала и добавленную стоимость. Компаниям и частным лицам, не имеющим на Багамах статуса резидентов, для ведения бизнеса необходимо формальное разрешение местного центрального банка. На Багамских островах не предусмотрены санкции для владельцев оффшорных компаний за уклонение от уплаты налогов в других странах.
В южной части Тихого океана между Фиджи и французской Новой Каледонией находится еще одна оффшорная зона - островное государство Вануату.
В Вануату отсутствует валютный контроль и не проводятся аудиторские проверки. Разглашение финансовой информации, согласно законам Вануату, является уголовно наказуемым деянием. За регистрацию компании уплачивается пошлина в размере примерно 2 тыс. долл. США.
Для регистрации компании также необходимо рекомендательное письмо от известного банка или юридической компании, содержащее положительную характеристику владельца учреждаемой компании.
В Гибралтаре существует льготное таможенное налогообложение и не уплачивается налог на добавленную стоимость. Учредителями компаний в Гибралтаре могут быть только местные адвокаты, а акционерами могут быть граждане других стран.
На острове Мэн существуют правила, согласно которым принято обеспечивать конфиденциальность банковской информации. Подоходный налог составляет 15 - 20%, и взимается налог на добавленную стоимость. Налоги на перевод капитала, на имущество, на прибыль не взимаются.
В Сингапуре действует правило, согласно которому капиталы иностранного происхождения не облагаются налогами до тех пор, пока они не переведены в Сингапур. Здесь не взимаются налоги на прирост капитала, на добавленную стоимость, налог с продаж. В Сингапуре нет ограничений на ввоз и вывоз валюты. Офшорные компании, зарегистрированные в Сингапуре, облагаются только налогом с чистой прибыли, полученной на его территории.
В Гонконге подоходным налогом облагаются только доходы, полученные на его территории. Нерезиденты, ведущие бизнес за пределами Гонконга, полностью освобождаются от налогов, но они обязаны уплачивать ежегодный взнос за регистрацию бизнеса.
В Республике Панама от налогов освобождаются компании, получающие доход за пределами оффшорной зоны.
Компании, зарегистрированные в штате Делавер (США), но ведущие бизнес за его пределами, освобождаются от уплаты местных налогов. Однако такие компании платят налог в размере 1% от своего уставного капитала.
Свои особенности также имеют оффшорные зоны Андорра, Люксембург, Лихтенштейн, Кипр, Нормандские острова, Бахрейн и Бруней.
С середины 1990-х гг. на территории нашей страны существовала практика создания оффшорных зон, первыми из которых являются учрежденные в 1994 г. зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позже возникли внутренние офшоры в Алтайском крае, Республике Бурятия, городах Центральной России - Угличе, Курске, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей [13,c.8].
ЗЭБ «Ингушетия» была учреждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики», а ее статус подтвержден Федеральным законом от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса «Ингушетия». В соответствии с этими документами ингушскому правительству предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачивались предприятиями, зарегистрированными на территории Ингушетии. Республиканскому руководству разрешалось также по своему усмотрению взимать налоги с зарегистрированных в ЗЭБ «Ингушетия» предприятий, причем эта свобода распространялась не только на местные, но и на федеральные налоги. Однако итог деятельности ингушского офшора оказался негативным из-за больших финансовых потерь для федерального бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализации финансового сектора региона.
Более успешным был опыт функционирования офшорной зоны в Республике Калмыкия, где режим льготной зоны также начал действовать с 1994 г., с момента вступления в силу Закона Республики Калмыкия «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков». Однако в этом регионе не предлагались льготы по федеральным налогам, ставка была сделана на существенное снижение региональных и местных налогов, что является правомерным в рамках республиканского законодательства. Несмотря на весьма высокий регистрационный взнос, результатом такой финансовой политики стала ежегодная регистрация в калмыцком офшоре более тысячи новых компаний.
Информация о работе Различные типы свободных экономических зон