Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа
Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке.
Введение ……………………………………………………………………………………
3
1 Свободные экономические зоны - как средство усиления открытости экономики….
5
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон……………………
5
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон……………………..
9
2 Сущность и назначение функционирования различных типов СЭЗ…………………..
15
2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..…
15
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………...
25
Заключение ………………………………………………………………………………..
31
Список использованных источников
Понятие особой экономической зоны дается в ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и определяется как определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Следуя данному определению, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории РФ, кроме этого, в ОЭЗ устанавливается особый льготный режим по сравнению с общим режимом производственных инвестиций предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности [4].
Особый режим осуществления предпринимательской деятельности связан с выстраиванием системы администрирования, налоговых льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон [5,c.18]:
- во-первых, основой будущих ОЭЗ, как правило, становятся территории, где расположены ориентированные на экономические связи транспортные узлы. Это, прежде всего, порты (морские и речные, аэропорты), связанные с другими территориями - потенциальными рынками или источниками сырья - подъездными путями, располагающими энергетическими мощностями, складскими и т.п. возможностями. Прибрежные зоны, приграничные, сопредельные с другими странами участки, аэропорты;
- во-вторых, это особый административный режим;
- в-третьих, налогообложение
- в-четвертых, действие особого
таможенного режима, при котором
иностранные товары
- в-пятых, существенной льготой,
Таким образом, для России создание СЭЗ, возможно, поможет не только предотвратить такую утечку, но и направить потоки свободного капитала в зоны.
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон
Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
СЭЗ действуют более чем в 80 странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию накоплен в Китае [6,c.47].
Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах.
Свободной экономической зоной России
является территория, на которой устанавливается
особый режим хозяйственной деятельности
иностранных инвесторов и предприятий
с иностранными инвестициями, а также
отечественных предприятий и граждан.
Порядок осуществления хозяйственной
деятельности иностранных инвесторов,
предприятий с иностранными инвестициями
и условия льготно-экспортно-импортно-
К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся [6,c.48]:
благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон [7,c.89]:
комплексные специальные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.
Основными свободными экономическими зонами, формирующимися на территории России, являются: «Санкт-Петербург», «Выборг» (под Санкт-Петербургом), «Находка» (Дальний Восток), «Янтарь» (Калининградская область), «Сахалин» (Дальний Восток), «Даурия» (Читинская область), «Алтай» (Западная Сибирь), «Кузбасс» (Западная Сибирь), «Садко» (Новгород), «Технополис Зеленоград» (Московская область), «Ева» (Дальний Восток, Еврейская автономная область), «Магадан» (Дальний Восток) и др.
Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ «Находка» и «Сахалин».
Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.
Территория СЭЗ «Находка» располагается в административных границах г. Находки и Приморского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 70 предприятий, т.е. более половины из всех образованных на Дальнем Востоке с иностранным участием. В пределах зоны действуют льготный налоговый и таможенный режим и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ «Находка» имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ «Находка», предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — Административный комитет [8,c.12].
СЭЗ «Находка» специализируется на добыче и глубокой переработке местных сырьевых ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонте, производстве машиностроительной и электронной продукции, иностранном туризме, развитии отраслей агропромышленного комплекса. Предполагается развивать легкую промышленность, часть продукции которой будет экспортироваться. Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная.
На Дальнем Востоке (в Приморском
крае) предусматривается также
Свободной экономической зоной «Сахалин» является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, «Курилы», которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.
В настоящее время в рамках СЭЗ «Сахалин» созданы 23 совместных предприятия. В пределах зоны действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления - Администрация СЭЗ «Сахалин». В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров.
В субзоне «Курилы» Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается целевое федеральное финансирование строительства и реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны «Курилы» — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.
Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург» формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг.
Информация о работе Различные типы свободных экономических зон