Различные типы свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………
3
1 Свободные экономические зоны - как средство усиления открытости экономики….
5
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон……………………
5
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон……………………..
9
2 Сущность и назначение функционирования различных типов СЭЗ…………………..
15
2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..…
15
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………...
25
Заключение ………………………………………………………………………………..
31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СЭЗ различные типы.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с существующим законодательством США свободные  таможенные зоны, действующие  на  территории  страны,  подразделяются  на  зоны  общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое  пространство  (несколько  кв.  км)  и  находятся   за   пределами национальной  таможенной  территории.  В  них  осуществляются  операции по складированию и переработке  ввезенных  товаров   (упаковка,   сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются  для  отдельных  крупных  компаний,  деятельность  которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная; или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации   режимов,   зон   свободной   торговли  и    импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США  насчитывалось  около  500 зон свободной торговли. К числу  простейших  зон  свободной  торговли  можно отнести  специальные  магазины   "дьюти   фри" в крупных  международных аэропортах. С точки зрения режима они  рассматриваются  как  находящиеся  за пределами государственных  границ.  К  зонам  свободной  торговли  относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам  второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали  ввозить не только товар, но  и  капитал,  заниматься  не  только  торговлей,  но  и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным  режимом,  где производится экспортная  или  импортозамещающая продукция. Эти  зоны  пользуются существенными  налоговыми  и  финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ).  Современная  модель  таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г.  в  ирландском аэропорту Шеннон. Наибольший эффект от  таких  зон  был  получен  в  "новых индустриальных странах".

Логика образования  экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины  60-х  годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

 Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего  поколения  (70—80-е годы).  Они  образуются  стихийно  (США)   или   создаются   специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония,  Китай). В  них  концентрируются  национальные   и   зарубежные   исследовательские, проектные,  научно-производственные  фирмы,  пользующиеся  единой  системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее  число технико-внедренческих зон  функционирует в США,  Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае  — зонами развития новой и высокой технологий. Самый известный в мире и крупнейший  в  США  технопарк  "Силикон  Валли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового  производства  средств вычислительной техники компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.  В начале  90-х годов  в  США  функционировало  около  150   технопарков.   Родственных   им образований,  именуемых  "инкубаторами  бизнеса",  в   начале   90-х   годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе  к  концу  80-х  годов  было  уже более 200 научных парков, причем они имелись практически  в  всех  регионах [4,c.12].

В Японии в рамках  специальных  правительственны  программ  создано  два десятка технополисов на базе ведущих научных  организаций.  В  КНР  подобные зоны создаются, как правило, в ходе  реализации  государственных  планов  по развитию науки и техники. В середине 90-х годов Китае функционировало более 50 зон развития новой высокой технологий. Характерно, что в азиатских "новых индустриальных странах" технико-внедренческие   зоны   формируются   как инновационные центры  сложившихся  экспортно-производственных  зон,  которые уже находятся в достаточной степени развития и им  требуется  переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов  к созданию научных  парков  подключились  Индия,  Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90~х годах в мире функционировало более 7  тыс. научных  парков  включающих  собственно  научные   парки,   регионы   науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".

Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимом предпринимательской  деятельности,  для  фирм  и  организаций,   оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и  налоговые  гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным  валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование  от  компании, зарегистрированной  оффшорной  зоне  и претендующей на получение налоговых и  иных  льгот,  —  не  быть  резидентом страны, где находится оффшорный центр  и  не  извлекать  на  его  территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в  НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на  все или некоторые виды деятельности. В настоящее  время  г.  мире  насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней — около 70 [10,c.12].

К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия),  Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и  др.  В  последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа,  в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и  другие компании либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим  паушальным  налогом  (Лихтенштейн,  Антильские  острова,  Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например,  установлен  более  низкий  размер налога, который может и не взиматься  при  определенных  условиях.  Льготный режим  в   оффшорных   зонах   определяется   также   отсутствием   валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного  капитала; отсутствием  таможенных  пошлин  и  сборов   для   иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные  зоны,  выгода состоит  в  привлечении  дополнительных  иностранных  капиталов,   получении дохода от пребывания  зарегистрированной  компании  в  этой  зоне,  создании дополнительных  рабочих  мест  для  местных  специалистов,   что   в   целомспособствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в  банковском,  страховом, деле,  морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций,  в консалтинге.  По  некоторым  оценкам,  капитал,  задействованный   в   сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти  2  млн. вкладчиков (юридических и  физических  лиц),  и  каждый  год  регистрируется несколько   тысяч   новых,   компаний,   увеличивающих   объемы    оффшорной деятельности [11,c.12].

Признавая важную роль оффшорных зон в международном  движении капитала, многие  сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую  являются  местом  отмыва  "грязных денег" и разного рода банковских афер    Комплексные зоны образуются  путем  установления  особого,  льготного  по сравнению  с  общим,  режима  хозяйственной   деятельности   на   территории отдельных административных образований.

Комплексные свободные  экономические зоны появились сравнительно  недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы  с  нуля, а  большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью  и представляют  собой  новую,  более   высокую   ступень   развития.   Отличие комплексных  свободных  экономических  зон  от  других  форм  заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле  деятельности.  Их  функции  составляют  единое целое: преимущественное  развитие   международной   торговли экспортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным  СЭЗ можно отнести пять специальных  экономических зон Китая, «открытые  районы»  КНР,  а также бразильскую зону  «Манаус»,  территорию «Огненная  Земля»  в Аргентине,   зоны   свободного   предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В  90-е  годы  активизируются  процессы  по  формированию  международных  свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта  СЭЗ  должна  быть  создана  на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20  лет, его стоимость на первом этапе - 90- 110  млрд.  долл.  Создание  этой  зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.  В свободной экономической зоне будет  построен  крупный  порт,  многочисленныепромышленные предприятия с  использованием  китайской  и  корейской  рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия  сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в  СЭЗ,  будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что  зона  будет  иметь  гибкие границы, к  участию  в  совместном  освоении  смогут  подключиться  также  и сопредельные районы [11,c.12].

Таким образом, создание особых экономических зон (ОЭЗ) направлено на привлечение зарубежных и российских инвестиций с целью ускорения экономического роста, расширения экспортного потенциала, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Для достижения этих целей в свободных экономических зонах устанавливаются льготные налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, что должно создать благоприятные условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов ОЭЗ.

Успешным вариантом свободной  экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте «Шеннон». Территория зоны составляла всего 15 га. Целью являлось получение дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, результаты значительно превзошли ожидания.

В 1967 г. в Бразилии была создана  свободная экономическая зона иного  типа – «промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония). Выделенная для этой ОЭЗ площадь - 3,6 млн кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро ОЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

В 1978 г. в Китае были созданы свободные  экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15 - 17 млн долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в ОЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил 3 млрд долл.

Происходит ускоренное развитие и  научно-технических зон. В 1973 г. в  США их насчитывалось 84. Здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.

В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис «Цикуба» обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

На территории Российской Федерации  могут создаваться особые экономические  зоны следующих типов [12,c.32]:

- промышленно-производственные, деятельность  которых включает в себя производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию;

- технико-внедренческие, деятельность  которых направлена на создание  и реализацию научно-технической  продукции, доведение ее до  промышленного применения, включая  изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем;

- туристско-рекреационные. Такие зоны создаются для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.

Туристско-рекреационные ОЭЗ являются эффективным инструментом:

- для обеспечения благоприятного  инвестиционного и предпринимательского  климата в России;

- создания конкурентоспособного  туристского и санаторно-курортного российского продукта;

- содействия переводу туристской  и санаторно-курортной индустрии  РФ на инновационный путь развития;

Информация о работе Различные типы свободных экономических зон