Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративного СМИ, как авиажурнал; определить основные имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи:
- определить место инфлайт-издания в системе корпоративных СМИ
- сформулировать определение бортовой прессы
- составить содержательную модель клиентских корпоративных изданий и на основании этой модели проанализировать контент авиажурналов
- на основании составленной модели корпоративного издания провести контент-анализ журналов
- выявить проблематику, найти варианты решения сложившихся противоречий
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
Глава I. Корпоративная пресса и ее разновидности ………………...............10
Глава II. Содержательная модель корпоративного издания…………………...17
2.1. Позиционирование инфлайт-изданий………………………………………22
2.2. Проблематика изучения аудитории авиажурналов………………………..25
2.3. Жанровая палитра……………………………………………………………31
2.4. Система рубрик………………………………………………………………41
2.5. Характер и модальность материалов……………………………………….43
2.6. Обратная связь с читателем…………………………………………………45
2.7. Проблематика содержательной модели авиажурнала: соотношение рекламы и журналистских материалов…………………………………………………….48
Глава III. Контент-анализ авиажурналов………………………………………..51
3.1.1.Анализ содержательной модели журнала «Аэрофлот»…………………..52
3.1.2.Разделы и рубрикация……………………………………………………....54
3.1.3.Тематика……………………………………………………………………..55
3.1.4.Жанровая структура………………………………………………………...58
3.2.1. Анализ содержательной модели американского инфлайт-издания «AmericanWay»……………………………………………………………………62
3.2.2. Разделы и рубрикация…………………………………………………….. 63
3.2.3. Тематика издания ………………………………………………………….66
3.2.4. Жанровое наполнение……………………………………………………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...
Центр классического образования
Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Департамент журналистики
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА
Нормоконтролер: Научный руководитель:
доктор
филологических наук
Ковалева М.М.
Екатеринбург
2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Корпоративная пресса и ее разновидности ………………...............10
Глава II. Содержательная модель корпоративного издания…………………...17
2.1. Позиционирование инфлайт-
2.2. Проблематика изучения аудитории авиажурналов………………………..25
2.3. Жанровая палитра……………………………………
2.4. Система рубрик…………………………………………
2.5. Характер и модальность материалов……………………………………….43
2.6. Обратная связь с читателем…………………………………………………45
2.7. Проблематика содержательной
модели авиажурнала:
Глава III. Контент-анализ авиажурналов………………………………………..
3.1.1.Анализ содержательной модели журнала «Аэрофлот»…………………..52
3.1.2.Разделы и рубрикация…………
3.1.3.Тематика…………………………………………
3.1.4.Жанровая структура………………
3.2.1. Анализ содержательной модели
американского инфлайт-издания «AmericanWay»……………………………………………
3.2.2. Разделы и рубрикация…………………………
3.2.3. Тематика издания ………………………………………………………….66
3.2.4. Жанровое наполнение……………………………
Приложение 1……………………………………………………………......
Приложение 2……………………………………………………………….....
Приложение 3……………………………………………………………….....
Приложение 4 …………………………………………………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Мультимедийный ландшафт средств массовой информации за последнее десятилетие серьезно изменился. Дефолт 1998 года дал весомый толчок для развития корпоративной прессы и вместе с тем журналистики брендов. Владельцам компаний потребовался серьезный инструмент менеджмента для эффективного налаживания коммуникаций. Таким инструментом, выполняющим PR-функцию, стали корпоративные издания. Медиаэксперт А. А. Мирошниченко1 отмечает, что «развитие корпораций как медиа приведут к настоящему буму корпоративных коммуникаций» и «корпорации начнут гонку медийных вооружений». Уже сегодня корпоративная пресса ничем не уступает по характеру глянцевым изданиям с высококачественным контентом. Рост корпоративного сектора в системе СМИ сегодня связан с потребностью общества в подобных изданиях2.
Авиажурнал (или инфлайт-журнал) будучи одним из представителей корпоративных СМИ, стал участником медиа соревнований. Мы предлагаем остановить свое внимание на журналах данного вида бортовой прессы и исследовать их содержательную модель.
В России история бортовых журналов началась в 1990 году, и они давно стали неотъемлемой частью всех полетов, совершаемых авиаперевозчиками. Почти все крупные авиакомпании мира имеют собственный журнал на борту.
Сегодня в научной журналистике нет четкого определения бортовой прессы. Исследователь Д. А. Мурзин в своей книге «Феномен корпоративной прессы» не дает четкого определения бортовым изданиям и называет их видом рекламного корпоративного издания.
Специализированное агентство «T-MEDIA.press»3 по размещению рекламы в прессе характеризует инфлайт-издания как печатные издания, распространяемые на бортах российских и зарубежных авиакомпаний, бизнес авиации, в аэропортах, VIP и Бизнес-залах терминалов по всему миру4.
Авиажурнал – интересный и специфический вид клиентских корпоративных изданий. Как и любое корпоративное издание, он является «универсальной» площадкой для паблик рилейшнз, журналистики и рекламы. Медиаиздания такого типа являются не просто окупаемыми, но и приносят немалый доход авиаперевозчикам. Давление со стороны учредителей в них не сильно ощущаются, поскольку информация и новости авиакомпании занимают мало места. Редакционная политика инфлайт-изданий не имеет принципиальных отличий от политики, принятой в практике независимой прессы. Однако инфлайты сильно зависимы от рекламных доходов и это, безусловно, влияет на содержательную модель издания. Издание становится не просто качественным развлекательно-информационным, но и по большей части рекламным. Из-за «рекламной зависимости» страдает наполнение авиажурнала, жанровый набор контента становится скудным, издание перестает функционировать как СМИ. Отсюда вытекают проблемы с полезностью содержания бортовых изданий для авиапассажиров. Д.А. Мурзин считал, что «содержательная модель должна отвечать на запросы целевой аудитории»5. Такие запросы, к сожалению, сегодня не изучены, поскольку издатели считают, что авиапассажир находится в условиях «вынужденного» чтения.
В данной работе будут разбираться проблемные моменты и пути выхода к созданию более интересного для авиапассажира издания, где есть не только по преимуществу рекламная информация, но и «настоящая» журналистика. Необходимо сделать такое «доверительное» издание, которое бы дало ощущение читателю диалога с редакцией.
Актуальность работы. Медиарынок бортовых изданий сегодня переполнен большим количеством журналов, которые в буквальном смысле похожи друг на друга и не отступают от «классической схемы». Однако содержательная модель таких изданий до сих пор не изучена глубоко и не представлена в исследовательской литературе. Наша работа будет направлена на изучение концепции инфлайт-изданий и выявление проблематики, решение которой поможет развитию корпоративных клиентских СМИ данного типа.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день бортовая пресса мало изучена как сегмент корпоративных изданий и соответственно слабо представлена в исследовательской журналистике. Большинство исследователей корпоративной прессы относят инфлайты к виду клиентских СМИ (b2c). Научные труды по корпоративной прессе в России появились в 2002 году. Первыми, кто опубликовал статейные материалы по корпоративным изданиям были А. Д. Кривоносов, который изучал типологию корпоративной прессы, Д.К. Дегтяренко, изучивших корпоративные издания России, их виды, функции и задачи. Е.В. Лапина в том же году подготовила исследовательскую работу по специфике внутрикорпоративного издания и его назначению. Не менее важный вклад в изучение корпоративных СМИ внесли такие авторы как Д. А. Мурзин и Ю. В. Чемякин. Мурзин в своей работе рассматривал корпоративные издания как подвид деловой прессы6. Ю. В. Чемякин создал первое практическое пособие «Корпоративные СМИ: секреты эффективности», посвященное проблемам повышения эффективности корпоративной прессы. Не менее важным событием стало появление монографии А. Ю. Горчевой «Корпоративная журналистика», в которой исследовательница рассматривает КИ с позиции социальной ответственности корпораций. В 2008 году была представлена диссертация Л.С. Агафонова7, в которой рассмотрел корпоративную прессу как социокультурный феномен и ввел методику экспресс-оценки эффективности использования медиа-потенциала корпоративных СМИ. В 2011 году издательство «МедиаЛайн» - лидер в сфере производства корпоративной прессы выпустило свою книгу «Корпоративная пресса. Руководство к действию». Это наиболее полное пособие по выпуску корпоративных изданий.
Новизна работы. Труды исследователей были направлены на изучение видов и типов корпоративных СМИ, их функций и характеристик, а также были изучены критерии эффективности и дальнейшие пути развития корпоративной прессы. Были рассмотрены корпоративные издания из различных отраслей бизнеса, однако проблематика содержательной модели корпоративной прессы не была достаточно исследована. Малоизученными остаются бортовые журналы, как тип клиентских изданий. Никто не проводил сравнительный анализ содержательных моделей российского и зарубежного инфлайт-издания. Дипломная работа направлена на решение актуальных проблем и создание модели медиаконтента авиажурнала.
Цель данной работы: изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративного СМИ, как авиажурнал; определить основные имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи:
- определить место
инфлайт-издания в системе
- сформулировать определение бортовой прессы
- составить содержательную модель клиентских корпоративных изданий и на основании этой модели проанализировать контент авиажурналов
- на основании составленной
модели корпоративного издания
провести контент-анализ
- выявить проблематику,
найти варианты решения
Итак, объектом нашего исследования являются авиажурналы. Предмет исследования: содержательная модель изданий данного типа.
Эмпирическая база работы включает: контент-анализ инфлайт-изданий «Аэрофлот», «AmericanWay», анкетирование целевой аудитории авиажурналов.
Основные гипотезы, которые нам предстоит подтвердить или опровергнуть в ходе исследования:
- авиажурналы соответствуют скор
- уровень лояльности
авиапассажиров к инфлайт-
Структура работы. Дипломная работа состоит из следующих частей: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе рассматривается место авиажурналов в системе корпоративных СМИ. Во второй главе проводится разработка содержательной модели корпоративного издания и изучается ее проблематика. В третьей главе проводится контент-анализ избранных клиентских корпоративных изданий, выявляется их проблематика. В заключении подводятся итоги и делаются основные выводы дипломного исследования.
Как уже отмечалось ранее, исследователи относят авиажурналы к клиентским корпоративным изданиям. Для того, чтобы понять какое место занимают инфлайт-издания в классификации корпоративных изданий, необходимо обратится к определениям корпоративной прессы, которых сегодня существует целый ряд.
Корпоративная пресса – это:
1) некоммерческое издание,
выпускаемое организацией для
поддержания контакта с
2) выходящие с определенной периодичностью (не реже раза в год) печатные издания, издаваемые за счет компании (полностью или частично), предназначенные для конкретной целевой группы и отражающие интересы компании9;
3) ресурс, информирующий
о задачах, целях, успехах,
4) периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, Интернет-сайт, интранет-портал или иная форма периодического распространения информации, служащая интересам определенной корпорации, созданная по ее инициативе и предназначенная, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации11;
5) коммуникационный инструмент,
создаваемый на средства и
по заданию заказчика (
6) выходящие с определённой
периодичностью (не реже раза
в год) печатные издания,
7) средства массовой информации фирм и компаний, нацеленные на решение задач конкретной компании14.
8) Custom Publishing Council (CPC) – лидирующая организация на рынке клиентских изданий США, определяет понятие корпоративной прессы как «тесный союз маркетинговых амбиций той или иной компании с информацией, которая интересует ее целевую аудиторию. Союз образуется в результате «доставки» качественного контента через печатные издания – таким образом, чтобы получить необходимую реакцию аудитории»15.