Содержательная модель бортового журнала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративного СМИ, как авиажурнал; определить основные имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи:
- определить место инфлайт-издания в системе корпоративных СМИ
- сформулировать определение бортовой прессы
- составить содержательную модель клиентских корпоративных изданий и на основании этой модели проанализировать контент авиажурналов
- на основании составленной модели корпоративного издания провести контент-анализ журналов
- выявить проблематику, найти варианты решения сложившихся противоречий

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
Глава I. Корпоративная пресса и ее разновидности ………………...............10
Глава II. Содержательная модель корпоративного издания…………………...17
2.1. Позиционирование инфлайт-изданий………………………………………22
2.2. Проблематика изучения аудитории авиажурналов………………………..25
2.3. Жанровая палитра……………………………………………………………31
2.4. Система рубрик………………………………………………………………41
2.5. Характер и модальность материалов……………………………………….43
2.6. Обратная связь с читателем…………………………………………………45
2.7. Проблематика содержательной модели авиажурнала: соотношение рекламы и журналистских материалов…………………………………………………….48
Глава III. Контент-анализ авиажурналов………………………………………..51
3.1.1.Анализ содержательной модели журнала «Аэрофлот»…………………..52
3.1.2.Разделы и рубрикация……………………………………………………....54
3.1.3.Тематика……………………………………………………………………..55
3.1.4.Жанровая структура………………………………………………………...58
3.2.1. Анализ содержательной модели американского инфлайт-издания «AmericanWay»……………………………………………………………………62
3.2.2. Разделы и рубрикация…………………………………………………….. 63
3.2.3. Тематика издания ………………………………………………………….66
3.2.4. Жанровое наполнение……………………………………………………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

Файлы: 1 файл

efremova_diplom.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

          Стоит отметить, что анкетирование, проведенное автором работы, показало, что 33 респондента не видят необходимости в обратной связи, а это подавляющее большинство. Однако, если даже 7 респондентов считают это необходимостью, то ради этого количества поддерживать связь с читателем  нужно всеми вышеперечисленными методами. А для тех читателей, которые не находят в себе такой потребности, можно использовать такие интерактивные методы как конкурсы (это, возможно, привлечет внимание части читательской аудитории), вовлечение читателей в различные социальные проекты,  а также размещение на страницах издания кроссвордов, сканвордов, судоку.

          Нам хотелось бы отметить, что проблема отсутствия интереса к обратной связи с изданием, возможно, лежит гораздо глубже, чем просто нежелание людей вступать в диалог именно с изданием этого вида. И это требует отдельного изучения вне рамок данной работы. На наш взгляд, многое зависит и от уровня доверия к изданию (как мы видим, опрос показал, что он очень низок) и от контента самого издания.

          Стоит отметить, что, допустим, у полемичных изданий гораздо больше шансов получить отзыв на материалы авторов. Поднятие спорных вопросов, задевающих интересы аудитории, безусловно, привлекут к себе внимание. Так почему бы не сделать авторские колонки в инфлайт-изданиях? Читатели должны знать тех, кто передает им информацию. Не лишним будет поместить фотографию журналиста рядом с публикацией. Это повышает уровень доверия, читатель видит как выглядит объект коммуникации. Журналистика не должна быть безличной, поскольку она предполагает диалог. Наличие диалога между изданием и аудиторией – это успех и высокая степень эффективности любого СМИ.

 

 

 

 

2.7.ПРОБЛЕМАТИКА  СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ АВИАЖУРНАЛА: СООТНОШЕНИЕ РЕКЛАМЫ И ЖУРНАЛИСТКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

 

 

Основная проблема, которую  можно выделить в авиажурналах, - это избыток рекламной информации, ограниченное количество и узкий круг журналистских материалов и жанров.

Рекламные материалы  и их размещение регулируются Федеральным  законом «О рекламе», согласно которому размещение текста рекламы в периодических  печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы»52. Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40 % объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Автор работы проанализировала пять номеров авиажурнала «Аэрофлот» и выявила процент соотношения рекламных сообщений к общему объему журнала. Показатель варьируется от 30-36 %. Что касается журнала «AmericanWay», то и здесь объем рекламы не превышает  40 % (не зависимо, конечно, от федерального закона)53.

Основная проблема заключается  в том, что реклама в авиажурналах, по мнению автора, нарушает структуру  издания. Это легко объяснить, так  как если обратить внимание на журналистские  тексты, то они либо вымещаются рекламным  сообщением, либо разрываются целой полосой рекламы. Как отмечает исследователь Мурзин Д.А.54, структура должна быть с одной стороны гибкой, лояльной по отношению к рекламе, а с другой жесткой, неуступчивой, поскольку не должна реклама ломать структуру издания. Неприкосновенность структуры издания обеспечивает защиту содержания от давления рекламы. Получается, что, с одной стороны, читатель видит издание как рекламное, а не как информационно-развлекательное или познавательное, как себя позиционируют многие инфлайты. Выявлено, что в авиажурнале «AmericanWay» «гвоздевой» материал номера не нарушается рекламными сообщениями, что нельзя сказать об авиажурнале «Аэрофлот».  Рекламные сообщения, которые препятствуют целостному восприятию текста, также влияют на информационную привлекательность журнала в целом.

Вернуть читателя можно  за счет качества информации55. Издания в стратегической перспективе смогут конкурировать на рынке информации только в содержании, так как информации становится больше, а читатель становится избирательнее в потреблении информации. Издателей инфлайт-изданий можно понять: они борются за внимание рекламодателей, так как конкуренция на рынке рекламы сегодня велика, а размещение рекламы в бортовых изданиях является дорогостоящей услугой, доступной далеко не каждому бизнесу. В том же «Аэрофлоте» разместить рекламу на первом развороте стоит свыше 1 млн. рублей56. Когда речь идет о таких суммах, читательские интересы, как мы видим, не учитываются.

Стоит отметить в качестве второй основной проблемы авиажурналов – это ограниченный круг журналистских жанров и в принципе журналистики как таковой. Большинство текстов  либо носят развлекательный характер, либо под видом журналистики подается рекламный текст. Широко распространены в авиажурналах рекламные интервью, обзоры различной продукции (что по существу тоже реклама). Путевые заметки также сопровождаются рекламой отелей, кафе и прочих мест, где можно провести время в путешествии. Совсем отсутствуют художественно-публицистические и сатирические жанры на страницах инфлайтов. Журналистские материалы в соотношении с рекламными занимают меньший объем в бортовом издании, так как еще и присутствует корпоративная информация, представляющая собой тексты паблик рилейшнз. Таким образом, если не учитывать корпоративную информацию, журналистики остается совсем мало.

          Резюме: поскольку будущее только за качественными по контенту изданиями, наполненными действительно полезной и ценной для читателя информацией, авиажурналам необходимо тщательнее изучать читательскую аудиторию, внести изменение в рекламную политику издания, пересмотреть размещение рекламных сообщений на полосах издания, внести коррективы в жанровый контент издания (расширить список жанров). Ряд этих мер, по нашему мнению,  позволит бортовым изданиям выйти на новый качественный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     III. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ АВИАЖУРНАЛОВ

 

 

 

          Для сравнительного анализа содержательной модели выбраны два инфлайт-издания, выпускаемых в России и Америке, а именно российский «Аэрофлот» и американский «AmericanWay». Основными критериями для анализа будут составляющие содержательной модели, такие как разделы и рубрикация, тематика, жанровое своеобразие. Это поможет определить общие тенденции и различия в концепции построения авиажурналов.

          Следует отметить, что автором работы были также изучены содержательные модели таких бортовых изданий как «S7», «Домодедово», «Inflight Review». Эти журналы похожи друг на друга по тематическому наполнению (путешествия, отели, курорты, истории успеха), жанровой палитре, но, безусловно, каждый из них имеет свои особенности и характерные черты, не присущие другим журналам. Поэтому было бы логичным и достаточным остановиться на двух изданиях и провести их контент-анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЖУРНАЛА «АЭРОФЛОТ»

 

 

 

          Журнал «Аэрофлот» является официальным бортовым изданием ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии». Учредителем выступает ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии». Издателем является ООО «ИнфлайтИнтертейментГрупп». Тираж издания – 100 000 экземпляров. Объем – 240-320 полос. Периодичность – 12 раз в год. Язык – русский и английский.

Особенности издания:

          Формат и содержание инфлайта  соответствует международным стандартам  бортового издания рекламно-информационной  и развлекательной тематики. На  обложке присутствует всегда высокого качества фотография, связанная с путешествиями в различные города и страны. Первые 2-3 разворота занимают рекламные модули. Далее идет редакционный материал – обращение от имени генерального директора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Виталия Савельева, сопровождающееся его фотографией. Также присутствует обращение к пассажирам на английском языке. Рядом с редакционным материалом последние новости авиакомпании об успехах авиакомпании, улучшении обслуживания пассажиров, наградах и т.д.  Новости поддерживают корпоративный дух и повышают лояльность пассажиров к авиаперевозчику.

          Все материалы воспринимаются легко, так как структура журнала хорошо сегментирована, есть постоянные разделы и рубрики и большое количество графических элементов, иллюстраций и фотографий. Главная тема номера всегда посвящена путешествиям в определенную страну или город и сопровождается информацией о рейсах и специальных предложениях авиакомпании. Это привлекает внимание пассажиров к услугам авиакомпании, как к непопулярным, так и к популярным направлениям рейсов. Часто параллельно с текстом идет реклама гостиниц, отелей. В каждом номере присутствует интервью с представителями искусства, шоу-бизнеса, культуры, шоу-бизнеса, спорта и масс-медиа. 

          Журнал открывает раздел «События», в который входят такие постоянные рубрики как «Календарь», «Кино», «Книги», «Спорт». Иногда выходят рубрики «ТВ», «Музыка» и «Добрые дела». Раздел «Планета», в которую входят рубрики «Новости», «Интернет»,  «Цифры». Также присутствуют такие постоянные разделы как «Путешествие», «Дело вкуса», «Чтение» и «Гид», «Информация Аэрофлота».

          Раздел «Путешествие» рассказывает  пассажирам о достопримечательностях  разных стран и континентов  и сопровождается яркими фоторепортажами. Авторы подают свежие идеи для путешествий по всему миру.

          Раздел  «Дело вкуса» имеет  три постоянных рубрики «Кухня»,  «Авто» и «Часы». В рубрике  «Кухня» публикуются материалы  о традиционных блюдах разных  стран, модные гастрономические  тенденции в обзорах и интервью с шеф-поварами. Рубрика «Авто» посвящена тест-драйвам новых автомобилей от авторов, информации об автоновинках и изменённых версиях автомобилей.  Рубрика «Часы» о последних трендах в часовой моде, дизайнерских и ювелирных находках часовщиков.

          «Информация Аэрофлота» - это информация о сервисе авиакомпании, направлениях, лайнерах и аэропортах, в которых осуществляет посадку авиаперевозчик.

          Завершает выпуск англоязычная версия публикаций и реклама на последней полосе.

          Вид анализа – контент-анализ. Используемые для исследования номера: апрель, июнь, август 2011 года.

 

 

 

 

3.1.2. РАЗДЕЛЫ И РУБРИКАЦИЯ

 

 

 

  1. «Аэрофлот»: редакционный материал, обращение к пассажирам генерального директора Виталия Савельева, новости авиакомпании
  2. «События»: Календарь, Кино, Книги, Спорт, ТВ, Музыка
  3. «Планета»: Новости, Интернет, Цифры
  4. «Путешествие»: Направления, Миниатюры, Дизайн-Отель, Отель, Выбор, Парки развлечений, Советы, Недвижимость, За птицами
  5. «Цифры»: Статистика
  6. «Дело вкуса»: Кухня, Напитки, Часы, Авто, Техно, Новости, Стиль, Дом
  7. «Чтение»: выдержки из авторских книг, «Юбилеи»
  8. «Детская страничка»
  9. «Путеводитель» (достопримечательности, события, кафе, музеи Москвы и Санкт-Петербурга)
  10. «Информация Аэрофлот»: карта маршрутов, информация об авиапарке компании, терминалы Аэрофлота, терминалы альянса SKY TEAM, партнеры, правила перевозки багажа, сервис
  11. «English pages»: Calendar, Interview, Cusine, Opinion,  путешествие в город

          Проанализировав несколько выпусков журнала, можно сделать вывод, что все разделы являются постоянными. Большинство рубрик имеют постоянный характер. В разделе «Путешествия» рубрики меняются часто, так как они посвящены различным городам и странам. Названия рубрик конкретны, поэтому читателю довольно просто будет сориентироваться  и найти нужную информацию. Имиджевые материалы располагаются в начале журнала – это редакционный материал и новости авиакомпании.

 

 

 

3.1.3. ТЕМАТИКА

 

 

 

          Журнал включает в себя следующую совокупность тем (указано суммарное число публикаций по определенной тематике):

 

- обращение гендиректора  к пассажирам

3

- новости авиакомпании 

14

- события

32

- кино

23

- книги

14

- спорт 

27

- планета

43

- дело вкуса (реклама  потреб. товаров)

8

- телевидение

1

- музыка

2

- выставка (реклама)

1

- добрые дела

1

- интернет

6

- путешествия

47

- кухня

18

- напитки

16

- рестораны

3

- часы 

3

- автомобили

18

- технические новинки

22

- заметки о стиле

12

- заметки о доме

4

- выдержки из книг

3

- юбилеи

12

- детская тематика

3

   

Информация о работе Содержательная модель бортового журнала