Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративного СМИ, как авиажурнал; определить основные имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи:
- определить место инфлайт-издания в системе корпоративных СМИ
- сформулировать определение бортовой прессы
- составить содержательную модель клиентских корпоративных изданий и на основании этой модели проанализировать контент авиажурналов
- на основании составленной модели корпоративного издания провести контент-анализ журналов
- выявить проблематику, найти варианты решения сложившихся противоречий
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
Глава I. Корпоративная пресса и ее разновидности ………………...............10
Глава II. Содержательная модель корпоративного издания…………………...17
2.1. Позиционирование инфлайт-изданий………………………………………22
2.2. Проблематика изучения аудитории авиажурналов………………………..25
2.3. Жанровая палитра……………………………………………………………31
2.4. Система рубрик………………………………………………………………41
2.5. Характер и модальность материалов……………………………………….43
2.6. Обратная связь с читателем…………………………………………………45
2.7. Проблематика содержательной модели авиажурнала: соотношение рекламы и журналистских материалов…………………………………………………….48
Глава III. Контент-анализ авиажурналов………………………………………..51
3.1.1.Анализ содержательной модели журнала «Аэрофлот»…………………..52
3.1.2.Разделы и рубрикация……………………………………………………....54
3.1.3.Тематика……………………………………………………………………..55
3.1.4.Жанровая структура………………………………………………………...58
3.2.1. Анализ содержательной модели американского инфлайт-издания «AmericanWay»……………………………………………………………………62
3.2.2. Разделы и рубрикация…………………………………………………….. 63
3.2.3. Тематика издания ………………………………………………………….66
3.2.4. Жанровое наполнение……………………………………………………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...
Сатирические жанры. Специфика сатирических жанров определяется прежде всего их назначением, к ним обращаются с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Объект фельетона – недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Задача фельетониста – помочь устранить эти недостатки, высмеяв их носителей. Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой – человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред.
Памфлет направлен на борьбу с явлением, имеющим резко отрицательное значение для жизни общества, или человеком, олицетворяющим это явление. Герой этого жанра представляет крупную социальную группу, целую систему, идейное течение. Памфлет в последнее время совсем исчез со страниц изданий.
Эссе завершает цепочку газетно-журнальной публицистики. Это полифонический жанр, сочетающий признаки многих других жанровых форм. Его назначение – осмысление всего, что привлекает внимание автора: новых общественных явлений и процессов, возникновения актуальных проблем, значения ярких фактов и развития ситуаций в различных областях жизни общества и государства. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик.
Сатирические жанры практически исчезли из современной журналистики. Возможно потому, что они требуют определенного мастерства от журналиста. Трудно сказать было бы это уместно в корпоративной прессе для клиентов или партнеров по бизнесу, однако, для внутрикорпоративного издания это было бы вполне актуальным жанром.
Корпоративное издание, которое рискнет использовать жанр фельетона, непременно заинтересует читателей. Допустим, никто не знает о ком идет в тексте речь, но тот, кому этот фельетон адресован, поймет, что он обращен к нему и примет определенные меры. Сами сотрудники могут также участвовать в создании внутрикорпоративного журнала и вести свою «авторскую» колонку фельетониста. Однако важно ощущать границу, используя этот публицистический жанр, чтобы не превратить легкую иронию в сарказм, который может обидеть и задеть достоинство человека.
Визуальной разновидностью текстового фельетона могут быть карикатура и комикс. Такая разновидность жанра будет приемлема и для инфлайт-издания. Притом, это могут быть как забавные карикатуры, так и ироничные фельетоны не политического характера. Безусловно, это требует определенных усилий со стороны издателя, но это поддерживает информационно-развлекательный характер инфлайт-издания. Комикс будет актуален для маленьких пассажиров авиакомпании и привлечет их внимание к изданию.
Жанровые формы публикаций других типов. Документальные и официальные материалы делятся на группы, в каждой из которых представлены несколько жанров. В первую группу входят тексты официальных документов – законов, указов, постановлений правительства. Во вторую группу – публикации сообщений, отчётов руководства государственных органов и негосударственных организаций, коммерческих компаний и фирм об итогах их деятельности, их обращений к руководителям государства и регионов. В третьей группе представлены частные документы – паспорта, удостоверения, фрагменты судебных решений, связанные с публицистическими текстами в газете.
Жанры справочных материалов делятся на две части по временному признаку. В первую входят справки, сообщающие констатирующую информацию о том, что уже произошло: об изменении курсов валют, рыночных цен, расписания авиарейсов и др. Во второй части справки содержат превентивную информацию о том, что произойдет: о встречах, собраниях, премьерах кинофильмов и спектаклей и т.п. Нередко справочные материалы занимают в газете и целую полосу под рубрикой «Афиша».
В авиажурналах можно встретить констатирующую справочную информацию (расписание рейсов), а также такой специфический жанр как инструкция (поведение пассажиров на борту или правила провоза багажа). Рубрика «Афиша» в инфлайт-изданиях является постоянной. Нередко встречаются и корпоративные отчеты о том, что произошло в компании за последний месяц (например, были закуплены новые самолеты, улучшен сервис по обслуживанию пассажиров).
Итоговое заключение по жанровой палитре: в современном авиажурнале можно встретить все три группы жанров, но с большим или меньшим противовесом. Для многих из них характерны путевые очерки и путевые заметки. Часто можно встретить такой диалогический жанр как интервью. Сатирические жанры в бортовых изданиях также «переживают кризис», как и во многих других изданиях. Общим жанром для всех инфлайт-изданий можно назвать инструкцию и справку. Их можно встретить в любом авиажурнале. Как правило, в начале журнала есть редакторская статья. Информационные жанры чаще преобладают над аналитическими. Это обуславливается характером инфлайт-изданий. Из аналитических жанров встречаются статьи.
Рекомендации. Авиажурналам необходимо расширить жанровое наполнение и обратиться к тем жанрам, которые подзабыты другими средствами массовой информации. Например, вернуть такие сильные жанры как зарисовка и фельетон. Возможно, в редакциях нет таких журналистов, которые могут писать в таких жанрах, но это будет преимуществом в наполнении и жанровом разнообразии издания. Именно зарисовка способна раскрыть событие, человека или аспект жизни компании, тем самым привлечь внимание читателя к серьезным и масштабным темам и проблемам.
Структура издания – это связь
и взаимное расположение
Каждый раздел и рубрика
Раздел и рубрика – это
По мнению автора работы, инфлайт-издания могут иметь как постоянные, так и непостоянные рубрики. К постоянным рубрикам можно отнести обращение президента или генерального директора авиакомпании, информация о правилах поведения на борту самолета, информация о направлениях рейсов авиакомпании, новости авиакомпании, материал о выдающемся пилоте или другом сотруднике авиации (случай из профессиональной деятельности, портретный очерк), путешествия.
К непостоянным рубрикам можно отнести новости о кино, музыке, книгах, кулинария, автомобили, недвижимость, стиль и так далее. Бортовые журналы охватывают огромное тематическое поле, поэтому всех тем не перечислить и, как считает автор работы, к числу постоянных рубрик в авиажурналах должны относиться те, которые работают на имидж авиаперевозчика и сообщают важную информацию пассажирам, связанных с оказанием услуги перевозки, а также материалы о путешествиях. Это «каркас» структуры издания. Все остальные темы могут варьироваться в зависимости от аудиторных предпочтений.
Модальность (знак информации) материалов свидетельствует об отношении редакции к реальной действительности, выражающемся через выпускаемое издание49. Материалы по модальности могут быть нейтрально-информационными, положительными, критическими и аналитическими.
Характер информации определяется тематикой издания и читательским интересом. Исследователь Дзялошинский И. М. по характеру информации различает постановочные, критические, развлекательные, аналитические, информационные материалы. Их соотношение в издании необходимо тщательно продумывать перед выпуском инфлайт-издания.
Модальность материалов отличает бортовое издание, допустим, от отраслевого издания, для которого, как правило, характерны имиджевые материалы, рассказы о предприятиях, научно-исследовательские статьи, отчеты, большое количество экспертных мнений и так далее.
По мнению автора работы, авиажурналы по модальности текстов похожи на массовые развлекательные издания с элементами неглубокой аналитики, имиджевой и справочной информации. Для инфлайт-изданий характерны развлекательные, информационные и ограниченное количество аналитических материалов. Присутствуют также новостная информация, но она касается самой авиакомпании. Тексты по характеру положительные, либо нейтрально-информационные. Критических текстов нет совсем, так как они не свойственны для издания такого типа. Публикации в авиажурналах аполитичны, рассчитаны «не переутомить» целевую аудиторию и на время отключить от мира проблем. Во многом характер текстов и их модальность напоминает симбиоз глянцевых изданий типа life style и познавательных журналов. Для инфлайт-изданий характерны путевые заметки, материалы о стиле потребления товаров и услуг, истории успеха. Основное отличие – наличие корпоративной информации, принадлежность авиаперевозчику.
Существование любого издания невозможно без обратной связи с читателями. Средство массовой информации должно выступать в роли собеседника, поддерживающего постоянный диалог с аудиторией. Это повышает лояльность читателя к журналу или газете, а издание, в свою очередь, становится более близким к аудитории. Открытость и готовность к диалогу любой компании, которое создает свое издание, сегодня является неотъемлемой частью сервиса и даже конкурентным преимуществом.
К сожалению, сегодня далеко не все корпоративные издания понимают важность обратной связи. К примеру, из российских авиажурналов сегодня единицы имеют свой сайт (например, журнал «Линия полета»), что допустим, для американских и азиатских изданий не является такой уж редкостью. Как правило, сайт позволяет просмотреть архив издания, оставить комментарий или отправить письмо, ответ на которое будет опубликован в журнале. Можно также оставить предложение по улучшению сервиса либо написать напрямую директору авиакомпании.
Полученная информация от читателей дает возможность подкорректировать редакционную политику, чтобы максимально соответствовать запросам аудитории50. Настройка на аудиторию позволяет сделать издание более популярным. Если говорить «языком» менеджмента, то обратную связь можно приравнять к клиентоориентированности. Клиентоориентированность - это способность организации извлекать дополнительную (материальную и нематериальную) прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов51. Российские инфлайты пока могут от этого извлекать только нематериальные выгоды, такие, как лояльность читателя, повышение имиджа авиакомпании и так далее. Американские бортовые издания, в частности «AmericanWay», научились извлекать и материальную выгоду, распространяя авиажурналы по подписке.
Итак, рассмотрим формы возможной обратной связи с аудиторией: