Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративного СМИ, как авиажурнал; определить основные имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи:
- определить место инфлайт-издания в системе корпоративных СМИ
- сформулировать определение бортовой прессы
- составить содержательную модель клиентских корпоративных изданий и на основании этой модели проанализировать контент авиажурналов
- на основании составленной модели корпоративного издания провести контент-анализ журналов
- выявить проблематику, найти варианты решения сложившихся противоречий
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
Глава I. Корпоративная пресса и ее разновидности ………………...............10
Глава II. Содержательная модель корпоративного издания…………………...17
2.1. Позиционирование инфлайт-изданий………………………………………22
2.2. Проблематика изучения аудитории авиажурналов………………………..25
2.3. Жанровая палитра……………………………………………………………31
2.4. Система рубрик………………………………………………………………41
2.5. Характер и модальность материалов……………………………………….43
2.6. Обратная связь с читателем…………………………………………………45
2.7. Проблематика содержательной модели авиажурнала: соотношение рекламы и журналистских материалов…………………………………………………….48
Глава III. Контент-анализ авиажурналов………………………………………..51
3.1.1.Анализ содержательной модели журнала «Аэрофлот»…………………..52
3.1.2.Разделы и рубрикация……………………………………………………....54
3.1.3.Тематика……………………………………………………………………..55
3.1.4.Жанровая структура………………………………………………………...58
3.2.1. Анализ содержательной модели американского инфлайт-издания «AmericanWay»……………………………………………………………………62
3.2.2. Разделы и рубрикация…………………………………………………….. 63
3.2.3. Тематика издания ………………………………………………………….66
3.2.4. Жанровое наполнение……………………………………………………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...
Четвертое и пятое определения термина наиболее полно создают представление о корпоративных СМИ. Определение С. Блэка (1) устарело в связи с тем, что сегодня сложно назвать корпоративную прессу некоммерческой, поскольку можно привести массу примеров корпоративных изданий, размещающих рекламу с целью получения прибыли. К их числу можно отнести и авиажурналы. Хотя есть такие типы изданий, которые издаются не для коммерческой цели, а, например, имиджевой или информационной. Вполне удачным является определение корпоративной прессы как «инструмента». Корпоративное издание воздействует на целевую аудиторию, побуждая ее изменить отношение к компании так, как это намечено издателем (корпорацией).
Мурзин
отмечает сходство
Многие исследователи СМИ трактуют тип издания как некий обобщенный образ, повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующий средств массовой информации17. Принята общая система деления типов корпоративных изданий, построенная на аудиторном признаке:
- издания для внешней аудитории (B2C, B2B). К ним относятся исследуемые нами авиажурналы
- издания для внутренней
- «универсальные» издания, ориентированные как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию
Известный исследователь деловой прессы Д. А. Мурзин включает клиентские бортовые журналы в группу изданий для внешней аудитории. Их основная функция придать транспортной услуге дополнительное качество, сделать ее более привлекательной для пассажиров. В основе своей они опираются на модель качественно-массового универсального развлекательно-познавательного журнала18.
Следует отметить, что термин «бортовой журнал» пока не закреплен в исследовательской литературе по журналистике. Сами авиаперевозчики пользуются таким определением для авиажурналов как «инфлайт-издания», то есть издания, распространяющиеся во время полета на бортах самолетов. Те бортовые журналы, которые распространяются в аэропортах сложно отнести к категории бортовых журналов, хотя содержательная модель во многом повторяет авиажурналы.
Как отмечают исследователи, авиажурналы являются вполне прибыльной группой изданий корпоративной прессы. Редакционная политика авиажурналов не имеет принципиальных отличий от политики, принятой в практике независимой прессы. Это обстоятельство создает хорошую основу для применения в таких изданиях манипулятивных стратегий для решения конкретных сбытовых задач. Бортовые журналы, в том числе и авиажурналы, являются эффективным маркетинговым инструментом, поскольку читательская аудитория находится в условиях замкнутого пространства. С точки зрения финансов, это удачное вложение, которое работает не только на имиджевую составляющую компании, но и приносит прибыль. Инфлайты «являются хорошей площадкой для продвижения брендов и весьма слабой для конкретных торговых предложений, разве что за исключением специальных рубрик»19.
Инфлайт-издания обладают следующими признаками корпоративной прессы:
Принадлежность к корпоративной прессе обуславливается следующими функциональными особенностями инфлайт-изданий:
Авиажурналы привлекают клиентов, бизнес-партнеров, рекламодателей, акционеров и инвесторов, агентов, знаменитостей. Это позволяет быть в центре внимания, повысить привлекательность и доверие к услугам авиаперевозчика.
Автор работы предлагает следую
Любое издание, в том числе и корпоративное, начинается с моделирования его концепции. Концепция издания21 – это модель, замысел, необходимый для подготовки издания к печати, который определяет состав, содержание и оформление номера, процесс его подготовки и состав исполнителей.
Содержательная модель издания в первую очередь определяется запросами той аудитории, для которой она создается. Именно с учетом интересов аудитории и формируются стиль подачи и тематика материала, объем самого издания.
Концепция корпоративного СМИ включает в себя основные тематические направления издания и соотношение публикаций на разные темы, систему рубрик, жанровую систему, структуру издания, требования к стилю, языку, особенностям подачи информации.22
Исследователи корпоративной прессы разнятся в представлении этапов создания содержательной модели издания. Как показалось автору работы, исследователь Лариса Рудакова23 наиболее структурированно и подробно описывает этапы создания концепции корпоративного издания.
Первый шаг. Получение точного задания от идеолога (главного заказчика, плательщика).
Задание должно ясно описывать цель проекта. Цель издания описывает ожидаемый результат и критерии его оценки. Задание должно описывать как изменится ситуация вокруг (или внутри) компании после того, как издание выйдет на «проектную мощность». Идеальное техническое задание на запуск корпоративного издания содержит главное послание руководства и реализующие его ключевые вводные: краткое описание аудитории, задачи проекта, его технические параметры (журнал или газета, тираж, объем, периодичность и так далее). Необходимо также поинтересоваться у руководителя издания о его предпочтениях в СМИ, и узнать на какое из них должно быть похоже его корпоративное издание.
Шаг второй. Готовим «болванку»
Концепция любого издания должна содержать следующие обязательные разделы:
- описание аудитории
издания (пол, возраст, доход,
занимаемое положение,
- технические характеристики издания,
- описание целей и задач, миссии издания,
- варианты названия издания,
- рубрикатор (пополосный план) издания,
- описание средств
и методов (организационных,
- принципы подхода к дизайну;
Шаг третий. Описание аудитории издания.
На этом этапе необходимо выбрать внутри каждого типа главную целевую аудиторию (или несколько аудиторий). В каждом типе издания могут быть аудиторные подтипы, например, издание b2b-формата имеют немало совершенно разных аудиторных адресов: госорганы, акционеры и потенциальные инвесторы компании, партнеры компании (российские или зарубежные) и так далее. Итак, необходимо знать как можно больше информации о целевой аудитории будущего корпоративного издания.
Шаг четвертый. Технические
- формат издания,
- полосность (объем),
- качество бумаги (газетная, офсетная, глянцевая или матовая, плотность бумаги),
- тип скрепления,
- печать черно-белая, с использованием
фирменного цвета,
- тираж,
- периодичность,
- система распространения;
Шаг пятый. Описание целей и задач, миссии издания.
Цель издания – это те изменения в жизни компании, которые должны произойти с появлением издания. Достижение этой цели будет главным критерием оценки эффективности издания. Цель издания формата b2p – повышение лояльности персонала, b2c – повышение продаж, b2b – повышение стоимости бренда.
Задачи издания – это конкретизация целей издания. Для всех трех типов корпоративных СМИ задачи связаны с улучшением результатов по нескольким сходным параметрам: информированность, лояльность, удовлетворенность, побуждение к чему-то.
Миссия издания – расширенный вариант слогана, который мог бы быть написан под названием издания. Формулировка миссии объединяет в себе послание руководства, цели, поставленные перед изданием, а также то, ради чего издание будут с интересом читать представители целевой аудитории.
Шаг шестой. Варианты названия издания.
Чтобы выбрать вариант названия издания необходимо применить следующие методы:
- провести опрос среди сотрудников компании
- собрать несколько
креативных сотрудников
- объявить среди сотрудников конкурс на лучшее название
Шаг седьмой. Структура корпоративного издания. Рубрикатор и пополосный план.
Этот этап является важным разделом концепции издания, который описывает не только образ издания для вышестоящего руководства и стратегическое видение для самой редакции, но и становится содержательным шаблоном для каждого выпуска издания.
Шаг восьмой. Описание средств
и методов (организационных,
На этом этапе для начала необходимо создать список организационных мероприятий, необходимых для реализации концепции:
1) создание редакционного совета,