Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Однако проблема терминологии родства, в частности, в китайском языке в сопоставлении с русским остается малоизученной. В существующей китайско-русской лингвистической литературе не полностью описаны особенности структуры и функционирования слов-терминов родства китайского языка и русского языка в сопоставлении, не выявлены причины, обусловливающие различие между китайскими и русскими терминами родства, как с точки зрения их объема, так и с точки зрения их структуры и функционирования.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 1. Значение семьи в китайской и русской культурах……………………. 7 1.1. Семья в национально-культурном аспекте в китайском этносе……... 7 1.2. Семья в национально-культурном аспекте в русском этносе………... 12 2. Родственные связи………………………………………………………. 16 3. Прямое и боковое родство по восходящим и нисходящим линиям….. 27 4. Лингвистический анализ китайских терминов родства……………….. 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Недаром обычай предписывал
как можно торжественнее доставлять приданое
к дому жениха, а многие брачные обряды
подчеркивали превосходство семьи невесты
над семьей жениха. Какие-либо контакты
между юношами и девушками до свадьбы
считались недопустимыми, и женщины, уличенные
в распутстве, навсегда теряли лицо.
Брачный возраст для девушек
на Юге составлял 15, на Севере - 16-17 лет.
В деревнях женщина, не вышедшая до 27 лет
замуж, считалась старой девой и уже не
могла рассчитывать на законное замужество.
Впрочем, такова была судьба сравнительно
немногих: по данным обследования 1929 г.,
85% женщин в возрасте от 15 до 44 лет состояли
в браке [Крюков.1972 с. 35 ] .
Выбор супруга или
супруги определялся местным обычаем.
Нередко случалось, что два клана, обитавшие
по соседству, из поколения в поколение
обменивались невестами. В некоторых областях
были приняты браки между двоюродными
братьями и сестрами. Территориально сфера
брачных связей отдельных семей обычно
составляла в радиусе несколько километров.
Особая роль в семейных отношениях
отводилась брату матери, который, как
незаинтересованное лицо, обычно улаживал
конфликты, связанные с разделом имущества
среди племянников. Распространенная
в Юго-Восточном Китае поговорка гласила:
"На небесах Небесный владыка, на земле
дядя по матери".
Прежде многие родители
брали в дом на воспитание малолетних
девочек с тем, чтобы впоследствии выдать
их замуж за сыновей. Это вело к появлению
особого типа отношений, которые характеризовались
наличием тесных контактов между невесткой
и воспитавшей ее свекровью. Подобные
браки были особенно распространены среди
крестьян, часто ограниченных в средствах.
Данные, относящиеся к рубежу 20-30-х годов
XX века, свидетельствуют о том, что эта
форма брака была почти неизвестна на
Северо-Китайской равнине (в среднем 2-3
% общего числа браков), но относительно
часто встречалась в восточных провинциях:
Аньхой (12,6%), Цзянсу (18,6%), Цзянси (29,7 %), Фуцзянь
(15,2 % всех браков).
В нарушение традиции
отдельные браки заключались на условиях,
при которых муж брал фамилию тестя и получал
специально оговоренную в брачном контракте
долю семейного имущества. Такое положение
могло быть постоянным или временным.
Во втором случае муж по истечении условленного
срока мог покинуть вместе с женой ее дом,
но при этом не имел прав на имущество
семьи. Разумеется, брак, как бы ставивший
мужчину в положение женщины, считался
для него унизительным. Тем не менее на
Тайване в начале XX века такие браки составляли
около 20 %. В некоторых местностях Юньнани
удельный вес таких браков достигал 40
%, причем удел заложившего себя зятя позорным
не считался.
Обычай допускал
использование едва ли не всех возможных
средств, которые могли обеспечить нормальное
функционирование семьи. Если в семье
не было мужского потомства, муж имел право
взять наложницу и сделать наследниками
рожденных от нее сыновей. Широко распространена
была практика усыновления мальчиков
из чужих семей, хотя формы ее были неодинаковы
в разных областях Китая.
Так, в большинстве районов
Северного и на побережье Южного Китая
обычай разрешал усыновлять только кровных
родственников по мужской линии, тогда
как в Восточном Китае допускалось усыновление
детей сестер или даже мальчиков, купленных
в младенческом возрасте.
1.2.Семья в национально-культурном
аспекте в русском этносе
Исторические корни России
уходят настолько глубоко, что с точностью
очень сложно определить, когда были созданы
те или иные обычаи, традиции и обряды.
Такого огромного количества
национальных праздников, которые отмечаются
в России, нет ни в одной другой стране.
Хотя не только национальные праздники
в России отмечаются очень широко.
Каждая культура, которую страна
охотно принимает и которая становится
частью русской культуры, также вносит
свои корректировки, и множество праздников
других народов мира в России также готовы
отмечать вместе со всеми.
В каждой республике и в каждой
области люди празднуют национальные
праздники, к которым добавляются еще
и те, которые являются присущими для конкретной
местности.
Люди всех национальностей
мира проживают в России и для каждого
создаются те условия проживания, которые
будут комфортны и удобны.
Однако если говорить о семейных
ценностях и обычаях, то Россия практически
единственная страна, которая одновременно
сохранила свое древнее наследование,
и в то же время люди в стране живут так,
как того требует новый современный мир,
с его технологическими возможностями.
Семьи в России, которые были
десять или двадцать лет назад сильно
отличаются от тех семей, которые существуют
в настоящее время. Также семьи тех лет
невозможно сравнить с традиционной семьей,
которая существовала на Руси. Конечно
же, в каждой стране происходят значительные
изменения в семейных отношениях и в сохранении
традиций и обычаев.
Однако все-таки русские семьи
живут по своим собственным правилам и
во многих из них уже просто забыли о том,
что существует что-то единое целое для
всех, что объединяет истинно русские
семьи. Кроме того, смешанные браки также
способствуют тому, что культуры и традиции
перемешиваются и, в конце концов, совсем
забываются.
Настоящая русская семья - это
крепкая дружная община, в которой мужчина
является основным кормильцем, а женщина
хранительница очага, отвечающая за хозяйство,
воспитание детей и за порядок в доме.
Несмотря на то, что мужчина
в семье - это хозяин и жена должна ему
подчиняться во всем, в русских семьях
практически всегда царило равноправие,
когда супруги жили в любви и согласии,
воспитывали своих детей.
Русские женщины всегда отличались
трудолюбием, и даже если день их с раннего
утра был заполнен домашними заботами,
у них всегда хватало времени на себя,
на своих детей, родителей и своего любимого
супруга.
Стоит заметить, что практически
все браки происходят в России по любви,
исключая моменты, когда обеспеченные
семьи ищут для своих детей достойную
пару самостоятельно, которая соответствует
положению. Вследствие этого в большинстве
семей царит в России благополучие.
Как у мужчины, так и у женщины
всегда находится много работы по дому,
женщина обычно на ногах с самого раннего
утра, она встает раньше всех, для того
чтобы приготовить завтрак и отправить
мужчину на работу.
Потом начинаются хлопоты по
хозяйству. Все дела проходят быстрее,
если женщины - соседки собираются вместе
и за веселыми песнями переделывают огромное
количество дел по хозяйству.
Никогда от женщины в России
нельзя услышать жалоб на тяжелую жизнь.
Сильные русские женщины со временем не
изменились и в настоящее время они также
целый день заняты заботами по дому и на
работе, не замечая, как проходит день.
Многие молодые супруги в России
живут вместе со своими родителями, если
нет возможности построить собственный
дом. Многие семьи приобретают жилье рядом
с домом своих родителей, для того чтобы
быть ближе к ним. К советам родителей
в России дети прислушиваются всегда,
потому что старшее поколение всегда мудрее
и никогда не скажет того, что будет неправильным.
Оба родителя в семье являются
авторитетами, к которым прислушиваются
дети. Без родительского благословения
никто не осмелится на серьезный шаг, если
это касается брака или отъезда из родительского
дома. Однако, конечно же, основное решение
принимается отцом, и матери остается
только смириться с решением.
Разводы в русских семьях очень
редкие и они осуждаются общественностью
и родственниками, особенно если в разведенной
семье остаются дети. Чаще всего, даже
если отношения в семье разладились, и
супруги уже не являются близкими друг
другу людьми, они продолжают жить вместе
только ради своих детей, и никто из супругов
не может завести отношения на стороне,
потому что это также осуждается.
Семейные праздники в России
всегда отмечаются очень широко, и на них
собирается вся большая семья. Любовь
к детям - это особый разговор, потому что
рождение каждого ребенка встречается
очень шумно и весело.
Чем больше детей, тем больше
благополучия в семье и даже если в семье
всегда не хватает средств на проживание,
новый ребенок всегда является желанным.
Ведь есть родные и близкие, которые могут
помочь в трудную минуту.
Детей в России воспитывают
довольно строго, но не в страхе и они имеют
достаточно большую свободу. Не у всех,
конечно же, детей, есть возможность получить
полное образование, но в этом случае сами
родители стараются дать какие-то знания
своим детям, для того чтобы те не оставались
совсем не образованными.
Для детей в России делается
все возможное, для того чтобы они выросли
достойными своих родителей, и чтобы они
могли найти свой путь в жизни. В каждой
семье родители очень серьезно обсуждают
будущее своих детей и свои возможности,
которые позволяют воспитать детей так,
чтобы не было стыдно.
Основы русской семьи на сегодняшний
день не сильно изменились, разве что в
настоящее время в семье нет такого понятия,
как хозяин. Женщина и мужчина принимают
одинаковое участие в воспитании своих
детей, они имеют одинаковое положение
в семье и во многих случаях, женщина является
даже в большей степени кормильцем семьи,
чем мужчина.
Многодетных семей уже осталось
мало, и традиционные национальные праздники
отмечаются только в тех местах, которые
находятся в некотором отдалении от культурных
центров и больших городов.
Родственные связи
Сложность, которая подстерегает
начинающего генеалога, - необходимость
разобраться в многочисленных родственных
связях.
Родство - связь членов семьи мужского
и женского пола, происходящих от одного
общего родоначальника. Если родоначальник
один - родство считается кровным или однородным.
Если один род соприкасается с другим
через брачный союз, родство называется
свойством или родством разнородным. Кроме
этих двух видов родства есть еще родство
духовное.
Близость родства определяется
линиями и степенями.
Цепь рождений, непрерывно продолжающаяся,
составляет родственную линию, которая
бывает или восходящей,
или нисходящей,
или боковой.
Системой родства в нашей этнографической
литературе принято называть совокупность
терминов, которые обозначают существующие
в том или ином обществе родственные отношения.
Родство есть одна из форм связи
между людьми. Только наличие между данными
конкретными лицами такой формы связи
делает их родственниками. Что же это за
форма связи? Понятие о родстве неразрывно
связано сегодня с понятием о происхождении.
Родственниками являются люди связанные
происхождением. Есть две формы такой
связи: первая - это связь между людьми,
из которых один произошел от другого,
вторая - связь между людьми, которые произошли
от одного и того же предка. В первом случае
люди связаны просто происхождением, во
втором - общностью происхождения.
Связь посредством рождения
является самой простой, элементарной
формой отношения родства. Для обозначения
этой элементарной единицы нередко употребляется
термин «степень родства».
Люди, из которых один рожден
другим, связаны одной степенью родства,
являются родственниками в первой степени.
Внука связывает с дедом уже не одна степень
родства, а две, они являются родственниками
во второй степени. Правнука связывают
с прадедом три степени родства, они являются
родственниками в третьей степени.
В отношении СТР метод разложения
значения на составляющие элементы задолго
до его распространения в общей лингвистике
был разработан А.Кробером. Он выделил
8 признаков, универсальных по его мнению,
для всех ТР:
разграничение родственников
по поколениям,
разграничение прямой и боковой
линий родства,
разграничение по возрасту в пределах одного
поколения,
пол родственника,
пол эго,
пол связующего родственника,
обособление кровных родственников
от свойственников,
положение связующего родственника (жив он или умер)
Любое отношение между родственниками
независимо от числа степеней родства
образует линию родства. Линия родства
может состоять как из одной степени, так
из многих. В последнем случае она представляет
собой цепь степеней родства. Если людей
соединяет линия, состоящая из одной степени
родства, то говорят, что их связывает
первая степень родства, если линия,
состоящая из пяти элементарных единиц,
то говорят, что их соединяет пятая степень
родства и т.п.
Люди, происходящие друг от
друга, связаны линией происхождения или
линией прямого родства. Они состоят в
родстве по прямой линии или просто в прямом
родстве. В отличие от них люди, происшедшие
от общего предка, характеризуются как
состоящие в родстве по боковой линии
или просто в боковом родстве.
Боковая линия родства есть
любая линия происхождения, отходящая
от общего предка, исключая лишь ту, на
которой находится человек, от которого
ведется отсчет и которого принято обозначать,
как Я. Первой боковой линией называют
линии, идущие от моих родителей через
моих братьев и сестер. Второй боковой
линией называются линии, идущие от родителей
моих родителей через братьев и сестер
моих родителей и т.д.
Данное значение боковой линии
родства никак не может связывать братьев.
Меня и брата связывает линия, состоящая
из двух отрезков, двух степеней родства,
из которых одна степень (связывающая
меня и моего отца) лежит на моей прямой
линии, а другая степень (связывающая моего
отца и моего брата) лежит на его прямой
линии. Подобного рода ломаную линию фактически
и имеют в виду, когда говорят, что те или
иные люди связаны боковым родством.
Поставим вопрос, что собственно
обозначают термины родства. На первый
взгляд кажется, что определенных, конкретных
людей. Но обратим внимание, что человека,
которого я называю отцом, другие люди
именуют иначе: сыном, братом, дядей, дедом
и т.д. И это понятно. Отцом он является
лишь по отношению ко мне, а по отношению
к другим людям он выступает в ином качестве.
Таким образом, называя человека отцом,
я обозначаю мое отношение к нему. Меня
и отца связывает линия, состоящая из одной
степени родства... Термин «отец» обозначает
данную линию родства, но лишь в том качестве,
в каком она выступает только для меня,
но не для моего отца. Для него эта линия
- нисходящая, для меня - восходящая.