Формирования городских агломираций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 18:53, реферат

Описание работы

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие городской агломерации 4
1.1 Иерархия городских систем 6
1.2 Пространственная структура городских агломераций 8
1.3 Пути формирования агломерации 10
1.4 Проблемы больших городов 12
2. Крупнейшие городские агломерации мира 14
2.1 Зарубежная Европа 15
2.2 Зарубежная Азия 16
2.3 США и Латинская Америка 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Толстиков)).docx

— 54.38 Кб (Скачать файл)

1.3 Пути формирования  агломерации

 

Формирование агломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию [2]. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района». Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» [2]. По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

 

1.4 Проблемы больших  городов

 

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

  1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

  1. Происходит удорожание инженерного оборудования;

  1. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2. При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

  1. Удаление населения больших городов от природы.

  1. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

 

2. Крупнейшие  городские агломерации мира

 

В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах [7]. В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 – в развивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).

 

Таблица 1. Тридцать крупнейших городских агломераций мира в 1990 году [7]

Городская

агломерация

место

млн. человек

1

2

3

Токио

1

25,0

Нью-Йорк

2

16,1

Мехико

3

15,1

Сан-Пауло

4

14,8

Шанхай

5

13,5

Бомбей (Мумбаи)

6

12,2

Лос-Анджелес

7

11,5

Пекин

8

10,9

Калькутта

9

10,7

Буэнос-Айрес

10

10,6

Сеул

11

10,6

Осака

12

10,5

Рио-де-Жанейро

13

9,5

Париж

14

9,3

Тяньцзин

15

9,3

Джакарта

16

9,3

Москва

17

9,0

Каир

18

8,6

1

2

3

Дели

19

8,2

Манила

20

8,0

Карачи

21

8,0

Лагос

22

7,7

Лондон

23

7,3

Чикаго

24

6,8

Стамбул

25

6,5

Лима

26

6,5

Эссен (Рур)

27

6,4

Тегеран

28

6,4

Бангкок

29

5,9

Дакка

30

5,9


 

 

2.1 Зарубежная  Европа

 

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Росло и число больших городов; уже к началу XX века Зарубежная Европа концентрировала 1/3  всех больших городов мира. Именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х  годов здесь насчитывалось около 400 [3].

В Германии  большинство агломераций протягиваются цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь, состоящая из 2-х основных частей - Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дейсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кельн и Бонн. Население этой агломерации составляет 10-11 млн. человек.

Выше по течению Рейна расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению находится Рейнско-Неккорская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен.

В Великобритании среди агломераций ведущее место занимает Лондонская, население которой, в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн. до 12,1 млн. человек. В окрестностях Лондона построены восемь городов-спутников. Далее идут Большой Бирмингем (Западный Мидленд) и Большой Манчестер с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн. человек.

В Италии к категориям крупных городских агломераций относятся Миланская (4,1 млн. человек), Неаполитанская (3,6 млн.) и Римская (3,5 млн.) агломерации.

Во Франции выделяют Парижскую агломерацию с населением 11,3 млн. человек. Эта столица является крупным промышленным центром, в котором широко представлены высокотехнологические наукоемкие отрасли, а также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.). Именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В окрестностях Парижа находится пять городов-спутников [4].

2.2 Зарубежная  Азия

 

Крупнейшие города Китая – Пекин и Шанхай.

Пекин – важнейший политический, административный, экономический и культурный центр страны. Он расположен в северной части Великой Китайской равнины. В 1950 году в городе было 3,9 млн. жителей в 1970г. – уже 8,1 млн., а в 2000г. Большой Пекин имел 10,8 (по другим данным 12,4) млн. жителей. Численность жителей в собственно Пекине, без пригородов, - около 8 млн. человек. Прогноз говорит о том, что к 2010г. население Большого Пекина может возрасти до 17,8 млн. человек [3].

Шанхай – крупнейший промышленный, торговый, транспортный, финансовый и культурный город Китая.

С экономическим ростом Шанхая росло и его население. В 1950г. Шанхайская агломерация насчитывала 5,3 млн. жителей, в 1970г. – 11,2 млн., в 2000г. – 14,2 млн.

По административной реформе 1994 года территория города была увеличена до 6,3 тыс. км2 за счет «прирезки» соседних сельских уездов.

В Японии находится самый большой город мира. Токио – это главный политический, административно-управленческий центр страны. Это крупнейший сгусток самых разнообразных промышленных производств, один из самых больших в стране портовых комплексов.

Данные о населении Токио сильно расходятся. Это объясняется тем, что Токио существует в 3-х различных границах – собственно города, Большого Токио и Токийской агломерации.

Собственно город Токио занимает 577 км2, что значительно меньше площади Москвы. На этой территории живут 8 млн. человек.

Большой Токио занимает территорию собственно города и Токийской префектуры, или Столичного округа. Его площадь составляет 2,1 тыс. км2, а население в середине 90-х годов было 12 млн. человек. На территории Столичного округа, примыкающего к Токио с западной стороны, находится 26 небольших городов, население которых тесно связано со столицей маятниковыми миграциями.

Токийская агломерация, помимо Токио и Токийской префектуры, охватывает три соседних префектуры с 87 городами (Иокогама, Кавасаки, Тиба и др.). Называют ее обычно агломерацией Кейхин (кей – столица, хин – берег). Население Токийской агломерации в 2000 году по оценкам достигало 26,4 млн. человек.

Индия – страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Индия относится к среднеурбанизированным странам. Тем не менее по общей численности горожан она уступает только Китаю.

Город Дели, расположенный на правом берегу р. Джамна, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII в. – Делийского султаната, с начала XVI в. - империи  Великих Моголов, с 1911г. – Британской Индии, с 1950г. – Республики Индии. В 1911г. население города составляло всего 214 тыс. человек, в 1991г. – почти 8,4 млн., а в 2001г. – 11,3 млн. человек.

Дели является одним из крупнейших в Индии политико-административных, промышленных центров, транспортно-торговых узлов, средоточием науки, культуры, образования, искусства.

Город Мумбаи (новое название Бомбея) – самый большой по населению в Индии и третий по этому показателю во всем мире. В пределах агломерации его население достигает 18 млн. человек. Мумбаи также самый крупный промышленный  центр страны, в котором широко представлены отрасли как тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и главный морской порт в Индии, через который проходит до 60% ее внешнеторговых грузов. Мумбаи – один из важнейших в Индии научных и культурных центров. Это также главный центр кинопромышленности, который иногда называют индийским Голливудом.

Информация о работе Формирования городских агломираций