Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:14, доклад

Описание работы

Под электронным правительством в настоящей концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Файлы: 1 файл

концепция электронного правительства.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
    1. Формирование  необходимой нормативной  правовой базы формирования электронного правительства

     Существующая  нормативно-правовая база не покрывает  сложившегося многообразия отношений, возникающих в рамках создания и  использования ИКТ в государственном управлении, и не соответствует международной практике. Действующие нормативные правовые акты не согласованы между собой и регламентируют только отдельные аспекты информационного обмена между органами государственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами.

     Формирование  нормативной правовой базы должно быть направлено на обеспечение правовых условий создания и деятельности электронного правительства, создание правовой основы для обеспечения  эффективного использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в этой сфере.

     В рамках совершенствования нормативной  правовой базы необходимо обеспечить:

     развитие  законодательства, обеспечивающего  использование электронной подписи в Российской Федерации, гармонизированного с международными правовыми актами;

     внесение  изменений в законодательные  акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд для  обеспечения технологической совместимости информационных систем органов государственной власти при проведении закупок продукции для государственных нужд, в том числе на условиях проведения совместных конкурсов с целью экономии на масштабе закупок;

     подготовку  системы нормативных правовых актов, регламентирующих порядок определения необходимого объема авторских имущественных прав, в процессе закупок программ для ЭВМ для государственных нужд, порядок оценки конкурсных заявок, включая порядок закрепления и учета авторских имущественных прав на свободное программное обеспечение (программы для ЭВМ с открытым кодом);

     внесение  изменений в законодательные  акты для регламентации вопросов, связанных с внедрением в органах  государственной власти систем электронного документооборота, использованием в  системах электронного документооборота открытых стандартов форматов электронных документов, созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их технологической и семантической совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности;

     подготовку  системы нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы информационного  взаимодействия органов государственной  власти в процессе выполнения закрепленных за ними функций, идентификации участников электронного взаимодействия, деятельности уполномоченных государственных органов в электронном информационном обмене;

     внесение  изменений и дополнений в законодательные  акты об архивном фонде, регламентирующих порядок формирования, ведения и  использования различных регистров, реестров и кадастров, классификаторов и номенклатур, устанавливающих формальные различия их между собой, а также ответственность ведомств за их создание и ведение (актуализацию).

     Одновременно  необходимо разработать нормативные  правовые требования к способам выполнения административных регламентов с помощью информационных систем, определяющие:

     порядок определения состава данных, используемых при выполнении государственных  услуг (учетных данных), а также  регламентных действий (событий), приводящих к изменению учетных данных (учетных событий) в процессе оказания государственных услуг;

     порядок регистрации всех учетных событий, лиц, производящих изменения учетных  данных, а также момента времени  осуществления изменений;

     порядок обеспечения достоверности и  юридической значимости электронных данных, используемых при выполнении административных регламентов с использованием информационно-коммуникационных технологий;

     порядок протоколирования (регистрации) всех юридически значимых административных процедур и  административных действий, выполняемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;

     порядок восстановления состояния учетных  данных на любой момент времени в  прошлом;

     порядок определения должностных лиц  органа власти, ответственных за выполнение административных регламентов с использованием информационно-коммуникационных технологий;

     порядок обжалования действий или бездействия  органа власти при выполнении административных регламентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

     Также должны быть определены организационные требования к порядку функционирования информационных систем, используемых при оказании государственных услуг:

     порядок ввода информационных систем в эксплуатацию, порядок их эксплуатации и выведения  из эксплуатации;

     порядок исправления выявленных ошибок в используемых при выполнении административных регламентов программах для ЭВМ, порядок обновления версий программ для ЭВМ;

     порядок публикации (раскрытия) исходных текстов  программ для ЭВМ, используемых при  выполнении административных регламентов в электронном виде, и порядок обеспечения соответствия опубликованных исходных текстов фактически исполняемому коду в эксплуатируемых информационных системах органов власти;

     порядок публикации (раскрытия) технических  спецификаций, описывающих интерфейсы информационных систем, используемые для взаимодействия с информационными системами получателей услуги.

     Совершенствование нормативно-правовой базы позволит устранить  отставание законодательства в этой области от потребностей общества и характера общественных отношений, а также создать целостную правовую систему и гармонизировать законодательство Российской Федерации с общепризнанными нормами и принципами международного права.

  1. Основные этапы формирования электронного правительства

     Формирование электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года планируется обеспечить в два основных этапа.

     На  первом этапе в 2008 году планируется  разработать необходимые нормативные  правовые и нормативно-технические  документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, а также предоставления государственных услуг. На данном этапе необходимо также разработать типовые ведомственные технологические решения поддержки предоставления государственных услуг и обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти на основе ИКТ и провести их апробацию на отдельных примерах. Одновременно предполагается завершить проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компонентов электронного правительства: единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного документооборота.

     На  втором этапе в 2009-2010 годах необходимо обеспечить тиражирование и внедрение  в широкую практику деятельности государственных органов типовых  ведомственных технологических  решений, а также завершить первый этап создания межведомственных компонент с вводом их в промышленную эксплуатацию. 
 

  1. Управление  формированием электронного правительства

     Управление  реализацией Концепции должно гарантировать  достижение целей, эффективность формирования электронного правительства, а также  долгосрочную устойчивость получаемых результатов.

     Координацию деятельности по формированию в Российской Федерации электронного правительства  осуществляет Правительственная комиссия по проведению административной реформы (далее – Комиссия).

     Обеспечение деятельности Комиссии в части формирования и развития нормативно-правовых и методологических основ электронного правительства, разработки требований к административным регламентам в части исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в электронном виде, внедрение системы управления по результатам и реализации проектов по межведомственному информационному взаимодействию в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг на базе Многофункциональных центров осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

     Функции создания и внедрения единой информационно-справочной системы, информационно-технологической  инфраструктуры обеспечения межведомственного  взаимодействия и взаимодействия органов  государственной власти с гражданами и организациями, единой информационной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти в рамках оказания государственных услуг, технологического администрирования электронного правительства возлагаются на Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации и подведомственные ему федеральные органы исполнительной власти.

     Создание  системы защищенного межведомственного  электронного документооборота возлагается  на Федеральную службу охраны Российской Федерации.

     На  уровне субъектов Российской Федерации  вопросы координации формирования электронного правительства возлагаются  на региональную комиссию по административной реформе. Решением главы администрации  субъекта Российской Федерации ответственность за реализацию программы формирования электронного правительства в регионе закрепляется за одним из его заместителей.

     Источниками финансирования формирования в Российской Федерации электронного правительства  являются федеральная целевая программа  «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также средства, выделяемые органам исполнительной власти в рамках реализации концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р.

     В рамках указанной программы обеспечивается реализация общесистемных задач, формирование единой инфраструктуры, создание межведомственных систем, разработка типовых решений.

     В рамках административной реформы планируется  поддерживать реализацию пилотных проектов с участием широкого круга федеральных и региональных органов государственной власти.

     Комиссия  утверждает формы стимулирования мероприятий  по формированию в Российской Федерации  электронного правительства в федеральных  органах исполнительной власти и субъектах Российской Федерации на конкурсных принципах. 

     Создание, развитие и обеспечение функционирования ведомственных и региональных информационных систем на основе типовых проектных  решений осуществляется за счет средств, предусматриваемых на текущее содержание соответствующих органов государственной власти в рамках ведомственных программ информатизации, а также программ информатизации отдельных субъектов Российской Федерации.

     В рамках федеральной целевой программы  «Электронная Россия (2002-2010 годы)» могут софинансироваться отдельные ведомственные и региональные проекты, выбираемые на основе конкурсного отбора.  

  1. Оценка  социально-экономической  эффективности 
    формирования электронного правительства

     С учетом основных направлений формирования электронного правительства представляется возможным оценить эффект реализации Концепции по следующим основным направлениям:

     снижение  трудозатрат органов государственной  власти на организацию обмена информацией  на межведомственном уровне до 50 процентов  за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных ведомств и интеграции государственных информационных систем, развития межведомственной системы электронного документооборота;

     уменьшение  административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы власти необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы государственной власти для оказания услуг, сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия ведомств на основе ИКТ на принципах «одного окна», что, по экспертным оценкам, позволит в масштабах страны получить ежегодную экономию до 10 млрд. рублей;

Информация о работе Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года