Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:30, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ДОКУМЕНТ И СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.
ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМУЛЯР-ОБРАЗЕЦ, СОСТАВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
ЛЕКЦИЯ 4. СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Как следует из названия, инструкция предназначена для федеральных органов власти, однако службы делопроизводства организаций и предприятий могут использовать ее положения при разработке своей индивидуальной инструкции по делопроизводству.
«Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2005 № 452, устанавливает, что основные правила организации документооборота в федеральных органах исполнительной власти определяют регламент и инструкция по делопроизводству этого федерального органа. Типовой регламент закрепляет порядок подготовки и оформления таких документов федерального органа, как его решения, нормативные правовые акты в установленной сфере его деятельности, а также проекты актов, вносимых федеральным органом на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Кроме того, он определяет порядок рассмотрения отдельных видов обращений, в том числе организаций и граждан.
«Основные правила работы архивов организаций» (2002 г.) регламентируют хранение документов в делопроизводстве (требования к номенклатурам дел, порядок формирования дел в делопроизводстве, проведения экспертизы ценности документов, выделения документов к уничтожению, подготовку дел к передаче в архив), а также содержат методику работы с документами в архиве организации (комплектование архива, обеспечение сохранности использования документов архива, порядок передачи документов на постоянное хранение и т.д.). Правила позволяют создавать архивы документов на электронных носителях и принимать электронные документы обычными архивами организаций, которые в этом случае обязаны обеспечить сохранность, отбор, учет, использование, а также подготовку и передачу таких документов на государственное хранение.
Ни один правовой акт Российской Федерации напрямую не запрещает создание и хранение документов исключительно в электронной форме, тем более документов негосударственных организаций. Тем не менее отечественная нормативно-методическая база, особенно в области хранения документов в электронной форме, значительно отстает от практики использования электронных документов в делопроизводстве российских организаций и предприятий, а также от нормативных актов развитых стран в этой области. Кроме того, по мнению Н. А. Храмцовской, «наши архивы сейчас не готовы к приему документов на электронных носителях и к организации надежного и профессионального долговременного хранения таких материалов» [85].
В течение нескольких десятилетий отечественные специалисты службы ДОУ в государственных и негосударственных организациях разных видов деятельности для определения сроков хранения и при отборе на уничтожение управленческих документов использовали единый и обязательный для всех нормативный документ — «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков их хранения» (последняя редакция 2000 г.). К сожалению, его содержание в достаточной мере устарело: оно не отражает изменения законодательства, и в нем отсутствуют многие виды появившихся в последние годы документов.
Российская законодательная и нормативная база в этой части в настоящее время характеризуется запутанностью, неполнотой и изменчивостью [82].
В соответствии с законодательством об архивном деле сроки хранения документов устанавливают федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня, а также перечни, которые разрабатывают федеральные органы исполнительной власти для собственных нужд и подведомственных им организаций.
Так, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» указано, что акционерное общество хранит документы в течение сроков, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. А, например, в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью ничего не сказано ни о сроках хранения документов, ни об органе, ответственном за их установление. Эти коммерческие организации никому не подведомственны, поэтому для них разработанные федеральными органами перечни не являются нормативными документами.
В федеральных законах прослеживается тенденция усложнения правил установления сроков хранения документов. Уже сейчас выявляются нормативные акты, устанавливающие для одинаковых документов разные сроки хранения.
Существующие
требования к составу управленческой
документации, правилам подготовки и оформления
управленческих документов (в основном
это касается организационно-
По мнению
документоведов, среди недостатков нормативно-методической
базы в области ДОУ — ее ориентирование преимущественно
на государственные (бюджетные)
структуры и на организационно-
Уже два года специалисты Росархива и ВНИИДАД говорят о необходимости принятия федерального закона «О документационном обеспечении управления», который будет обязателен для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Методическим материалом для службы делопроизводства в коммерческих организациях могла бы стать «Типовая инструкция по документационному обеспечению управления в организациях».
В условиях неполноты, изменчивости, а порой и противоречивости правовой и методической базы в сфере работы с документной информацией можно рекомендовать руководителям и работникам отделов ДОУ коммерческих организаций при составлении внутренних нормативных актов по делопроизводству и хранению документов обращаться к специалистам — архивистам и документоведам.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ, УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ
В начале 1970-х годов в СССР начала создаваться «Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством» (ОГАС). При ее разработке возникла проблема систематизации больших объемов документной информации в целях последующей обработки информации средствами электронно-вычислительной техники.
Для систематизации и упорядочения документной информации использовали три процесса: классификация, унификация и стандартизация.
Слово «классификация» происходит от латинских слов.Классифицировать — это распределять какие-либо объекты по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков.
В целях классификации информации была создана Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ), работа над которой продолжается и в наши дни. Задача системы состоит в разделении технико-экономической и социальной информации на группы объектов, а затем присвоении этим группам и объектам определенных кодов. Объекты классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ — технико-экономические объекты, используемые в различных областях деятельности народного хозяйства страны, и их свойства.
Было выделено восемь групп информации: 1 — социальная информация; 2 — информация по описанию организации экономики; 3 — информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах; 4 — информация о природных и трудовых ресурсах; 5 — информация о финансово-кредитной сфере; 6 — информация об управленческой документации, показателях и единицах измерения; 7 — информация о стандартах и технологических процессах; 8 — прочие виды технико-экономической и социальной информации.
Элемент ЕССК ТЭСИ — общероссийский классификатор, а вся система — совокупность классификаторов (в настоящее время их около 40).
Классификатор ЕСКК ТЭСИ — систематизированный свод (список) наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. Общероссийские классификаторы ТЭСИ относят к нормативным документам, они по своему статусу соответствуют государственным стандартам Российской Федерации.
Наиболее часто для кодирования информации, содержащейся в управленческой документации, в настоящее время используют:
Унификация означает приведение каких-либо объектов (в том числе документов) к единой системе, форме и единообразию.
Унификация приводит к сокращению множества объектов, установлению рационального единообразия в любой деятельности, в том числе и документировании.
В результате унификации документов создается унифицированная форма документа (УФД), применение которой позволяет улучшать качество документов, снижает затраты на их изготовление, передачу и обработку. Это позволяет ускорить прохождение документов в организации, оптимизировать документооборот. УФД — это партитура, по которой будет «разыгрываться» информация. Такие свойства управленческой информации, как ее повторяемость и тематическая ограниченность, облегчают создание УФД для каждого типового управленческого действия.
Унифицированная форма документа (УФД) — совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
Унифицированные и взаимоувязанные формы документов, обеспечивающие документированное представление данных в определенных видах управленческой и хозяйственной деятельности, объединяют в унифицированные системы документации (УСД).
Унифицированная система документации (УСД) — система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
В Российской
Федерации созданы следующие унифицированные
системы управленческой документации:
1 — система плановой документации (УСПД);
2 — система первичной учетной документации
(УСПД); 3 — система организационно-
К унифицированной системе организационно-
Структура кодового обозначения УФД по ОКУД
Коды по ОКУД – Наименование формы или классификационной группировки
02 – Унифицированная система
организационно-
0211–Документация по созданию, организации предприятия (подкласс УФД)
0211111–Положение о структурном подразделении (УФД)
7–Контрольное число
Код формы по ОКУД, в основном, используют в кадровой документации и бухгалтерской документации.
Для установления правил оформления документов используют принцип стандартизации.
Стандартизация — деятельность по установлению и применению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и услуг, а также повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и носит рекомендательный характер.
УСОРД включает в себя государственный стандарт, альбом унифицированных форм документов и инструкции по их заполнению и применению.
В курсе
«Документирование управленческой деятельности»
изучается стандарт УСОРД — ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-
Ранее Госстандартом России были утверждены еще ныне действующие в области делопроизводства стандарты, среди которых:
Важный вклад в национальную систему стандартизации деятельности ДОУ внесет после его принятия ГОСТ Р ИСО 15489 «Информация и документация — Управление документами», проект которого в 2006 г. прошел публичное обсуждение.
Использование электронных документов и информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятия и ДОУ вызывает необходимость обращения к стандартам, регламентирующим эту сферу.