Мероприятия по совершенствованию делопроизводства и документооборота на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данного курсового проекта является: изучить организацию делопроизводства и документооборота в ОАО «Стригово» Кобринского района Брестской области.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
провести обзор литературных источников по теме исследования;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования – ОАО «Стригово»;
провести анализ организации делопроизводства и документооборота в ОАО «Стригово»;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Обзор литературы ……………………………………………………………….5
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Стригово» Кобринского района Брестской области ..…………………………………….12
Анализ организации делопроизводства и документооборота в ОАО «Стригово» …………………………………………………………..…………..24
Мероприятия по совершенствованию делопроизводства и документооборота на предприятии ………………………………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………

Файлы: 8 файлов

1.Обзор литературы 21.docx

— 31.22 Кб (Скачать файл)
  1. Обзор литературы

 

В любой организации независимо от ее функций, специфики деятельности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности создается большое количество документов. Основное назначение документа - зафиксировать и передать информацию, однако это лишь одна из задач, стоящих перед организациями в области работы с документами. Ежедневно им приходится принимать, отправлять, создавать огромное количество документов, а затем в определенных условиях их хранить и использовать полученную информацию, определять сроки хранения документов и передавать их в архив и т.д. Вся эта совокупность работ с документами, начиная с момента их создания или получения до передачи на хранение в архив или уничтожение, определяется понятием «делопроизводство» [7].

На территории Беларуси понятие «делопроизводство» стали использовать в конце XVIII — начале XIX в. одновременно с введением русского языка в учреждения государственного управления и внедрением в них российских принципов работы с, документами. Данный термин возник еще в XVI—XVII вв. в центральных органах управления Российского государства — приказах. Процесс рассмотрения решения тех или иных вопросов («дел») в приказах назывался «производством дел». Поскольку производство дел фиксировалось письменно, документы учреждений по отдельным вопросам именовали «делами», а работу по письменному оформлению производимых дел и совокупность самих дел учреждения до передачи в архив — делопроизводством.

В белорусском языке понятию «делопроизводство» соответствует термин «справаводства». Он происходит от слова «справа» — так в XV—XVIII вв. в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), государственным делопроизводственным языком которого до 1696 г. являлся белорусский, назывался процесс рассмотрения какого-либо вопроса и его документирование. Специального термина, синонимичного русскому «делопроизводство», в то время не было, что объясняется особенностями государственного устройства ВКЛ, повлиявшими на процессы составления документов и правила работы с ними. В ВКЛ не существовало специальных учреждений центрального управления, и длительное время большинство дел решалось великим князем и панами-радой, которые давали указание писарю или секретарю, находившемуся при них, о составлении соответствующего документа. «Справой», «справлением» документа решение вопроса, как правило, и ограничивалось. Поэтому в XV—XVIII вв. на территории Беларуси понятие «дело» в значении совокупности документов, используемых в процессе рассмотрения того или иного вопроса, не возникло. Таким образом, производство (ведение) дел (справ) в том смысле, в каком оно существовало в Российском государстве, в ВКЛ отсутствовало.

Термин «справаводства» появился в белорусском языке лишь в 20-е гг. XX в., когда в связи с образованием БССР и проведением политики белорусизации в государственные учреждения был возвращен белорусский язык, и началась активная разработка современной белорусской делопроизводственной терминологии.

Исторически документирование развивается по двум направлениям: документирование по общим вопросам управления и документирование специальных сторон управленческой деятельности. Первое направление охватывает основную, оперативную деятельность учреждений. Комплекс документов, возникший при документальном оформлении этой деятельности, получил название общей документации. Отдельные стороны деятельности учреждений находят отражение в системах специальной документации (бухгалтерской, статистической, военной, технической, дипломатической и др.). Необходимость выделения данных систем была вызвана особенностями содержания документов, правил их составления и работы с ними [6].

Делопроизводство как процесс обработки информации представляет собой часть технологии управления, аккумулируя в своей сфере средства, навыки и приемы обработки документов. Предметом труда в данном случае является информация в различном виде, чаще всего содержащаяся в документе. Средством труда служит оргтехника, которая обеспечивает обработку информации, качество и высокую производительность труда.

Операции по документированию организационно-распорядительной деятельности и организации работы с документами называют административным делопроизводством. Без правильной постановки делопроизводства невозможно справиться с потоком документированной информации, быстро найти документ и навести по нему справки, проконтролировать его исполнение и обеспечить сохранность.

Делопроизводство должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивалась быстрая, бесперебойная и эффективная работа учреждения.

Делопроизводство в настоящее время определяется стандартом как деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами, в процессе выполнения им управленческих функций. В настоящее время термин «делопроизводство» приравнивается к понятию «документационное обеспечение управления» (ДОУ) и определяется как «отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами».

Делопроизводство можно охарактеризовать как систему работы с организационно-распорядительными документами.

Организационно-распорядительная документация (ОРД) - это документация, обеспечивающая организацию процессов управления и управленческого труда. ОРД является одной из подсистем управленческой документации. С ее помощью документируются действия организаций и предприятий при выполнении всех управленческих функций на любом уровне управления и во всех отраслях.

Важнейшими составляющими делопроизводства являются документирование и документооборот

Документирование - процесс подготовки и создания документов с использованием различных методов, способов и средств закрепления информации на материальном носителе.

Организация работы с документами - это создание условий, обеспечивающих движение, поиск и хранение документов в делопроизводстве.

Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения (уничтожения или передачи на архивное хранение) или отправки.

Делопроизводство является составной частью управления. Так как работники сферы управления (руководители, специалисты) до 75% своего рабочего времени тратят на работу с документами, необходимо с самого начала деятельности предприятия организовать делопроизводство так, чтобы это была не традиционная канцелярия, в которой бумаги «дозревают», а современный офис.

На предприятии должен соблюдаться единый порядок (единые требования) по составлению документов и работе с ними. Этот порядок может быть закреплен инструкцией по делопроизводству или доведен до сотрудников в виде специальных инструктажей, практических занятий и т.д. [7].

Труд в сфере управления состоит из сравнительно небольшого числа сложных логических либо творческих операций - прогнозирования, планирования, оценки ситуация и принятие решений и большого количества технических операций, действий, совершаемых над документом как носителем информация (составление, регистрация, контроль и т.д.).

Делопроизводство представляет собой часть технологии управления и обработки документов. При этом предметом труда является информация в различном виде, содержащаяся в документе. Средством труда служит оргтехника, которая обеспечивает обработку информации, качество и высокую производительность труда.

Документирование управленческой деятельности заключается в фиксировании на бумаге или других носителях управленческих решений по установленным правилам, т.е. в создании управленческих документов.

Процесс труда с документами состоит из ряда операций, которые условно можно разделить на технические (делопроизводственные), логические и творческие. К техническим (делопроизводственным) относятся обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документа, перемещение документа, контроль исполнения, подписание приказов н других документов.

Логические операции включают чтение и ознакомление с документом, подбор необходимой информации, анализ и сопоставление данных, произведение необходимых подсчетов, согласование, визирование, контроль и др.

Творческие операции, отражающие специфику труда руководителя, состоят из определения состава исполнителей документа, поиска альтернативных решений, выбора оптимального решения, документирования принятого решения и пр. [8].

Основным нормативным правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы организации работы с документами, которым руководствуются все структурные подразделения (в том числе кадровая служба) и работники организации, является Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (далее - Инструкция) [4]. Инструкция разработана с целью совершенствования, повышения эффективности и качества документационного обеспечения управления путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними.

Организация и ведение делопроизводства в организациях осуществляются на основе самостоятельно разрабатываемых инструкций по делопроизводству в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Вышестоящими организациями для однородных по характеру деятельности подчиненных организаций разрабатываются инструкции по делопроизводству, устанавливающие типовой или примерный характер организации делопроизводства, используемые при разработке инструкций по делопроизводству этих организаций.

Инструкция по делопроизводству, имеющая типовой характер, устанавливает единый порядок организации делопроизводства во всех однородных организациях.

Инструкция по делопроизводству, имеющая примерный характер, устанавливает порядок организации делопроизводства в однородных организациях, предусматривающий возможность его конкретизации в инструкциях по делопроизводству организаций в установленных ею рамках.

Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, являются обязательными для применения.

Организация и совершенствование системы документационного обеспечения управления в организации, контроль за соблюдением установленных правил работы с документами, методическое руководство работой с документами и обучение работников основам делопроизводства, внедрение и применение современных информационных технологий в работе с документами возлагаются на службу документационного обеспечения управления (далее - служба ДОУ).

Наименование службы ДОУ (управление делами, секретариат, общий отдел, канцелярия и т.п.), ее структура, задачи, функции устанавливаются в соответствии с положением о ней в зависимости от объема документооборота, выполняемых функций, наличия средств вычислительной и организационной техники и т.п.

Служба ДОУ может состоять из нескольких подразделений. Задачи, функции, порядок работы подразделений службы ДОУ регламентируются положениями о них.

При небольшом объеме документооборота служба ДОУ может не создаваться. В этом случае выполнение ее функций возлагается на специально назначенного работника (группу работников).

Права, обязанности и ответственность работников, участвующих в делопроизводственном обслуживании организации, определяются их должностными инструкциями.

Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в организации, их сохранность возлагаются на руководителя организации. При смене руководителя организации составляется акт приема-передачи документов и дел.

Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях организации, их сохранность возлагаются на руководителей этих подразделений. Приказом руководителя организации назначается работник, ответственный за ведение делопроизводства, который осуществляет в структурном подразделении учет и контроль прохождения документов в установленные сроки, информирует руководителя структурного подразделения о состоянии их исполнения и др.

Работники организации должны быть ознакомлены с установленным порядком работы с документами в организации.

Работники организации несут персональную ответственность за выполнение требований инструкции по делопроизводству, сохранность находящихся у них служебных документов. Об утрате документов немедленно сообщается руководителю подразделения и в службу ДОУ.

При переводе, перемещении или увольнении работника имеющиеся у него документы и дела передаются по решению руководителя организации или соответствующего структурного подразделения другому работнику по акту приема-передачи документов и дел.

Контроль за состоянием делопроизводства в организациях осуществляется органами и учреждениями Государственной архивной службы Республики Беларусь и вышестоящими организациями.

Государство уделяет большое внимание вопросам правильной постановки делопроизводства в учреждениях, организациях и на предприятиях. Это нашло отражение, в первую очередь, в усилении государственного контроля состояния делопроизводства и архивов в учреждениях, организациях и на предприятиях, введении ответственности должностных лиц за нарушение законодательства в области делопроизводства и архивного дела.

Внедрение стандартизации в управленческую документацию обусловлено неоправданным многообразием видов и форм документов, фиксирующих выполнение идентичных управленческих действий.

Особое значение в настоящее время имеет качество документа как носителя информации. На первый план выдвигается требование повышения информативности и принципиального единства унификации документов, как по форме, так и по содержанию. Эта задача и решается методом стандартизации.

3. Анализ 21.docx

— 41.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4. Мероприятия 21 .docx

— 28.63 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение 21.docx

— 22.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение 21.docx

— 21.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А Инструкция.docx

— 19.02 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание 21.docx

— 14.72 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список использованной литературы 21.docx

— 19.08 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию делопроизводства и документооборота на предприятии