Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Целью данной работы является, исследовать основные этапы документооборота в организации, группировка документов в дела, работа с конфиденциальными документами, дать оценку значимости документов;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, определить комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве.
Введение
1.Общие принципы формирования дел
1.1 Группировка документов в дела
1.2 Особенности формирования в дела некоторых групп документов
2.Номенклатура дел организации
2.1 Типовые и примерные номенклатуры дел
2.2 Оформление и ведение номенклатуры дел
2.3 Порядок ведения и заверения номенклатуры дел
3. Оформление документов и дел к уничтожению, на длительное и постоянное хранение
3.1 Описи дел
3.2 Акты о выделении документов к уничтожению
3.3 Оформление дел
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
--дела со сроками хранения до 10 лет;
- дела со сроками хранения свыше 10 лет;
- дела со сроком хранения «постоянно».
Арифметический подсчет должен вестись с учетом «переходящих дел» и дел, сроки хранения которых определены не окончательно -- «с отметкой ЭК (ЭПК)».
Из выше сказанного следует, что итоговые сведения о количестве дел, картотек, файлов и др. единиц хранения сообщаются в архив своей организации и в государственный (муниципальный) архив, если он принимает документы данной организации на хранение.
3. Оформление документов и дел к уничтожению, на длительное и постоянное хранение
3.1 Описи дел
Для учета дел длительных сроков хранения, а при отсутствии в организации номенклатуры дел и кратковременного хранения, завершенные в делопроизводстве, журналы, картотеки, проекты и другие единицы хранения, дела по личному составу постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, прошедшие экспертизу ценности, правильно сформированные и оформленные, составляются самостоятельные описи.
Самостоятельные описи составляются также на дела, состоящие из характерных для данной организации документов: судебные, следственные дела, научные отчеты и другие.
Опись дел - это архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации и учета. Одновременно опись является основным учетным документом и основным видом научно-справочного аппарата к документам, обеспечивающим оперативный поиск дел. Отдельная опись представляет собой перечень дел с самостоятельной законченной нумерацией10.
Описи дел составляются практически по единой унифицированной форме. Описи дел постоянного хранения отличаются от описей дел долговременного хранения отсутствием в них графы 6 (срок хранения). Правилами не предусмотрено проставление в графе срок хранения ссылок на статьи перечня, так как они уже были в номенклатурах дел. Но в настоящее время, когда номенклатуры дел в организации может и не быть, добавление ссылок на статью перечня для таких случаев не ухудшит качество описи.
Технология составления и оформления описей аналогична технологии составления номенклатуры дел, поскольку составления описи является следующим технологическим этапом систематизации дел. В том случае, если какие-либо дела включаются в опись с нарушением систематизации, они могут вноситься в описи последними под литерными номерами. Сами дела размещаются в описи в соответствии с рекомендованной Архивной службой систематизацией, так заголовки дел по личному составу систематизируются в следующем порядке:
- приказы (распоряжения) по личному составу;
- списки личного состава;
- карточки по учету личного состава;
- личные дела уволившихся сотрудников;
- лицевые счета сотрудников;
- невостребованные трудовые книжки;
- акты о несчастных случаях.
В крупных организациях в качестве разделов описи могут составляться по структурным подразделениям, а затем на их основе уже архивом организации готовится сводная опись. Описи всегда завершаются итоговой записью о количестве внесенных в них дел и подписываются составителями. При незначительном количестве документов опись можно составлять за ряд лет, деля её на годовые разделы с полным оформлением каждого раздела.
Описи дел должны быть составлены
в течение года после завершения
дел в текущем
На всех описях и актах,
рассмотренных экспертными
Для удобства проверки сохранности
конфиденциальных дел, особенно при
значительном количестве дел долговременного
периода конфиденциальности, можно
ввести инвентарную форму учета
дел. Каждое законченное и закрытое
конфиденциальное дело (том), картотека,
журнал вносятся в традиционную и (или)
электронную инвентарную
Из выше сказанного следует,
что опись является основным учетным
документом и основным видом научно-справочного
аппарата к документам, обеспечивающим
оперативный поиск дел. Отдельная
опись представляет собой перечень
дел с самостоятельной
3.2 Акты о выделении документов к уничтожению
Одновременно с подготовкой описей по итогам учета документов оформляются также акты, документирующие различные ситуации снятия документов с учета:
- о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению,
- об аннулировании
- о не обнаружении дел,
пути розыска которых
- о неисправимых повреждениях дел.
Основным из этих актов является Акт о выделении к уничтожению документов не подлежащих (дальнейшему) хранению.
В организациях, в процессе деятельности которых не создаются документы, подлежащие включению в Архивный Фонд Российской Федерации, акты о выделении документов к уничтожению рассматриваются и утверждаются их руководителями только после составления годовых разделов описей дел постоянного хранения и по личному составу за те же годы, что и уничтожаемые документы. В акт включают все дела, срок хранения которых - в предыдущем году, независимо от этих сроков.
В акте допускается не перечислять
заголовки каждого дела, а сформулировать
и указывать их обобщенные (групповые)
заголовки, например копии кадровых
приказов, переписка по хозяйственным
вопросам и т.д. Но при этом необходимо
перечислить через запятую
Согласованный с ЭК акт утверждается директором, и только после этого можно приступать к физическому уничтожению дел. После уничтожения в акт вносится запись о дате и форме утилизации дел, но на типовой форме предусмотрен только один способ утилизации - сдача на пункт вторсырья. На последнем этапе в акт вносится еще одна запись, указывающая на то, что в систему учета дел внесена необходимая правка; с датой и расшифрованной подписью ответственного за это должностного лица.
Так же составляются остальные из вышеперечисленных актов.
Подводя итог можно выделить следующее, для каждой группы дел должно быть указаны дата первого и дата последнего документов (крайние даты) и общее количество дел. По каждой включенной в акт группе дел или отдельным делам должны быть указано еще раз основание их уничтожения - срок хранения и статья (статьи) по перечню.
3.3 Оформление дел
Оформление дел для оперативного хранения. Оперативное хранение документов проводится в службе ДОУ, структурных подразделениях организаций до сдачи их в ведомственный архив. Оперативное хранение можно в свою очередь разделить на хранение документов в процессе их исполнения и хранение исполненных документов.
Документы во время их исполнения могут храниться у исполнителя в специальных папках, помеченных в соответствии с номенклатурой дел или этапами их исполнения: «срочно», «на исполнении», «к заседанию», «на подпись» или т.п. Папки могут храниться в течение дня на столе исполнителя, после окончания работы должны убираться в ящик стола, шкаф или сейф.
Папки с неисполненными документами хранятся таким образом, чтобы документы можно было быстро передать руководителю или другому сотруднику. Но законченные документы запрещается хранить в столах сотрудников, они должны подшиваться в дела и строго учитываться. Организация хранения дел должна обеспечивать их сохранность и удобство использования.
Хранение исполненных
документов осуществляется в специальных
папках различных конструкций. Папки
типа «скоросшиватель» используются для
большинства документов, но более
приемлемы для документов кратковременных
сроков хранения, так как в скоросшивателях
документы располагаются в
Для документов длительных
и постоянных сроков хранения более
целесообразно использовать папки
с мягкой системой крепления (со шнурками).
Документы пробиваются
Оформление дел, сдаваемых сотрудниками для хранения в документальный фонд организации, подробно регламентировано в Основных правилах работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002. (М.: Росархив; ВНИИДАД, 2003).
На обложку каждого дела, подлежащего хранению в архиве офиса, следует вынести следующие сведения:
- название организации;
- название структурного подразделения, где сформировалось дело;
- индекс дела;
- количество листов в деле;
- даты первого и последнего документов;
- срок хранения дела;
- шифры каждого дела.
Часть элементов описания дела обозначается на обложке секретарем при заведении дела, количество листов, крайние даты, уточнение заголовка и подразделения выносится на обложку после завершения дела в процессе его обработки.
Индекс дела проставляется в соответствии с номенклатурой дел. Индекс является адресом хранения дела и его поисковым признаком.
Оформление заголовков на обложках дел облегчается при наличии правильно составленных номенклатур дел. В этих случаях достаточно перенести заголовок и сроки хранения дел из номенклатуры на обложку. При отсутствии номенклатуры дел заголовок составляется по общим правилам для каждого дела.
По аналогии с архивным оформлением папок с бумажными документами должны оформляться и этикетки, вкладыши в упаковку машиночитаемых документов.
Дополнительная подготовка дел для длительного хранения.
Завершенные дела, выполненные проекты, исполненные документы постоянного и долговременного, свыше 10 лет хранения, подлежат обязательному дополнительному оформлению и описанию в специальных учетных формах в соответствии с требованием Государственной архивной службы.
Дела временного, до 10 лет включительно, срока хранения могут оформляться только частично по сравнению с предыдущей группой. Так, они могут храниться в папках с любым типом и материалом крепления, в них может не проводиться пересистематизация документов внутри дел, листы можно не нумеровать, а листы-заверители (заверительные записи) не составлять.
Дела постоянного или долговременного хранения, а также конфиденциальные и по личному составу должны быть полностью оформлены с выполнением всех названных работ. Основные задачи, которые ставятся при этом:
- максимально возможное
обеспечение прочности и
- обеспечение учета количества листов в каждом деле и возможности проверки полноты дела после каждого обращения к нему;
- создание справочного аппарата к документам, включенным в одну единицу хранения, для быстроты поиска и нанесения при этом документам минимального ущерба при перелистывании.
В соответствии с этими требованиями, документы постоянного хранения, составляющие дело, подшиваются на 4 прокола в твердую, установленную государственным стандартам обложку. Для дел, не подлежащих постоянному хранению, допускается применение переплетных работ.
Особо ценные документы во избежание их физической порчи целесообразно (и разрешается) хранить в закрытых твердых папках с тремя клапанами и в специальных картонных футлярах.