Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем совершенствования архивных процессов на базе автоматизированных систем управления, а также анализ автоматизированных систем, применяемых в архивном деле. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю автоматизации архивного дела;
охарактеризовать основные цели, и принципы информатизации архивного дела;
провести анализ существующих автоматизированных систем в области архивного дела;
разработать мероприятия по совершенствованию архивного дела.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХИВНОГО ДЕЛА 5
1.1 История автоматизации архивного дела 5
1.2 Основные цели и принципы информатизации архивного дела 15
1.3 Понятие автоматизированной системы управления 19
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ В АРХИВНОМ ДЕЛЕ 25
2.1 Анализ возможностей системы «1С: Архив» 25
2.2 Анализ возможностей системы «ЕВФРАТ-документооборот» 31
2.3 Анализ возможностей системы «АРХИВНОЕ ДЕЛО» 34
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АРХИВНЫХ ПРОЦЕССОВ 40
3.1 Информационные технологии в архиве РАН 40
3.2 Достижения польских архивистов по созданию архивов электронных документов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
К середине 1990-х годов в архивной отрасли сложился неофициальный рынок программных продуктов, лидирующее положение на котором занимали три разработчика программ: Российский центр космической документации, отдел автоматизации ВНИИДАД, Центр хранения и изучения документальных коллекций (ЦХИДК, с 1999 года в составе РГВА).
В регионах также существуют признанные центры-разработчики программ, такие как Государственный архив Пермской области (созданный ГАПО интегрированный программный комплекс «Райгорархив» был отмечен на общеотраслевом конкурсе) и Государственный архив Свердловской области (г. Екатеринбург). В 1998 г. программные продукты для архивов стали создавать профессиональные фирмы - системные интеграторы.
Так, с 1998 года в Московском городском
объединении архивов фирмой АО «Инсофт»
была создана интегрированная
Преимуществом системы является наличие «умной» технологии внесения изменений в учетные документы, предусматривающей не только выполнение всего возможного формального и логического контроля вводимых данных, но и динамическое построение элементов меню, соответствующих тому или иному типу акта.
Программа реализует учет документов как подсистему, позволяя поэтапно вести работу начиная от внесения данных акта (приема-передачи, выделения дел на уничтожение и др.) и заканчивая паспортом архива.
Большинство учетных форм система позволяет получить в качестве отчетов. Подсистема научно-справочного аппарата реализует типологию электронных архивных справочников (описи, указатели, каталоги и др.). Программа является достаточно качественным, но дорогостоящим продуктом, что мешает широкому распространению ее по архивам. В 2000 году АО «Инсофт» приступило к реализации «коробочного» варианта программы (в Visual FoxPro).
Однако, несмотря на отдельные успехи, стихийное развитие компьютеризации отрасли отличалось полной изоляцией архивов в своих разработках, созданием довольно разношерстных программ в разных средах.
В первой половине 1990-х гг. резко уменьшилось количество публикаций по проблеме компьютеризации архивного дела по сравнению с 1970-1980-ми гг. (хотя в предшествующий период уровень автоматизации отрасли был несравнимо ниже). Архивами-разработчиками программ игнорировались международные стандарты описания документов, что в будущем несомненно должно создавать трудности при информационном обмене [5].
1.2 Основные цели и принципы информатизации архивного дела
Работы по автоматизации средств поиска архивной информации начались в архивных учреждениях СССР в конце 70-х годов.
Была разработана концепция, включившая в себя следующие положения: обоснованной является лишь компьютеризация поиска архивных документов, относящихся к выборочным тематическим комплексам, имеющим особо важное общественно-политическое и народнохозяйственное значение, а также документов, которые наиболее часто запрашиваются исследователями; ввод в систему сведений обо всех архивных документах является слишком дорогим и требует больших трудовых затрат; наиболее целесообразно создание межархивных баз данных.
Было принято решение о
В соответствии с этой концепцией
была разработана
В Автоматизированную систему научно технической информации (АСНТИ по документам ГАФ СССР), реализованную на ЕС ЭВМ, вошли около 70 тыс. описаний документов архивов на уровне фонда; базы данных четырех тематических комплексов на начало 1990 г. включали в себя 176 тыс. описаний архивных документов.
Ведение указанных БД позволило накопить значительные информационные массивы в электронном формате, большая часть которых в дальнейшем была переведена на ПЭВМ; к настоящему времени они включают в себя около 250 тыс. записей.
Большое значение для дальнейших работ с этими БД имел опыт ведения тезаурусов, составленных из лексических единиц описываемых документов. Также оказался важным опыт классификации элементов тезаурусов, установления между ними отношений иерархии, ассоциации и синонимии.
Появление персональных компьютеров ознаменовало подлинную революцию в использовании ЭВМ и компьютерных технологий, принципиально изменило подходы к информатизации в архивном деле.
Мощные, компактные и относительно дешевые компьютеры, снабженные современными программными средствами, предоставили возможность использовать автоматизированные технологии во многих видах работ, ведущихся в архивных учреждениях, осуществлять их более эффективно и с меньшими трудозатратами.
В настоящее время оснащенность государственных архивных учреждений компьютерной техникой неравномерна, ее нельзя признать удовлетворительной.
В государственных архивах более половины машинного парка относится к устаревшим моделям (Роботрон, PC XT, PC AT/286) [6].
Почти все архивы, располагающие компьютерами, начали создавать базы данных как тематические, обеспечивающие использование документов, так и по другим направлениям деятельности архивов. В целом по архивам России эти две категории представлены в неравных долях как по количеству БД, так и по их совокупному объему.
По числу введенных записей лидирующее место занимают тематические БД - 88.7%, БД учетного характера составляют 10%, оставшиеся 1.3% содержат административно-управленческую информацию. За этими цифрами скрывается совершенно различное состояние по государственным архивам и центрам федерального уровня и архивным учреждениям субъектов Федерации.
Основной масса БД сосредоточена в архивах федерального уровня - 77.6%. По этой группе архивов учетные БД составляют 1.4%, и практически весь объем введенной информации приходится на тематические БД - 98.5%. Иная ситуация сложилась в регионах: объемы учетных и тематических БД примерно одинаковы - 40.0% и 54.3% соответственно. В автоматизированных информационных ресурсах (АИР) архивной отрасли тематические БД федеральных архивов и центров составляют 76.5%.
Приведенная статистика свидетельствует о том, что более раннее начало информатизации в федеральных архивах, их договорные связи с зарубежными партнерами позволили закупать (или получать) технику и обеспечивать частичное финансирование работ по созданию БД.
В ближайшее время можно ожидать выравнивания ситуации, поскольку региональные архивы активно приобретают современную технику, пользуясь поддержкой местных администраций, принимают организационные и кадровые решения для интенсивной автоматизации архивных работ, некоторые из них установили договорные отношения с зарубежными партнерами [6].
Следует констатировать, что в течение ряда лет происходило во многом стихийное развитие информатизации государственных архивных учреждений, что было обусловлено, прежде всего, отсутствием методической и программной базы для координированного и целенаправленного регулирования процессов информатизации: типового программного обеспечения (ПО) по основным направлениям деятельности архивных учреждений, методических разработок по эффективному использованию компьютерных технологий в архивном деле, стандартов описаний архивных документов в электронном формате, единого по отрасли лингвистического обеспечения (ЛО) баз и банков данных.
Поэтому создание перечисленных компонентов информатизации и их внедрение в практику отвечает интересам архивных учреждений Российской Федерации. Настоящая Концепция и разрабатываемая на основе ее положений Программа информатизации позволят перейти к планомерной и методически обоснованной работе по информатизации архивного дела России.
Информатизация архивного дела имеет главной своей целью развитие рациональной системы формирования, обеспечения сохранности, всестороннего использования Архивного фонда России и защиту его информационных ресурсов.
Внедрение и активное использование автоматизированных архивных технологий должны сделать труд архивиста более продуктивным и содержательным, избавив его от выполнения многих рутинных операций. Применение современных информационных технологий позволит увеличить перечень платных услуг, повысить их эффективность.
Использование общероссийских и международных стандартов при автоматизации открывает российским архивам дорогу для интеграции в складывающееся общероссийское информационное пространство, для интенсификации международного сотрудничества [6].
Основные направления
Значительная регламентация и типизация деятельности архивов, хранящих документы на бумажной основе, создает предпосылки для широкого использования принципа типизации при разработке и внедрении автоматизированных информационных технологических процессов.
Существующие особенности в
работе архивов с документами
на пленочных носителях могут
потребовать создания для них
специализированных программно-технических
комплексов. Наряду с этим в настоящее
время уже назрела
Наиболее важным направлением использования современных информационных технологий в деятельности архивных учреждений является организация учета документов Архивного фонда РФ. С реализацией этого первоочередного направления тесно связано создание автоматизированного справочного аппарата, в котором используется информация, накапливаемая в процессе учета документов.
Второе направление информатизации ориентировано на автоматизированное выполнение работ, связанных с комплектованием АФ РФ. К нему относятся учет учреждений-источников комплектования, информационная поддержка определения состава документов, подлежащих хранению в госархивах.
Третье направление охватывает задачи использования и публикации документов: организацию поступления запросов на архивную информацию, совершенствование процессов поиска, выбора, предоставления и копирования документов, учет выдачи дел исследователям, составление и выдачу архивных справок, учет использования документов.
Одним из результатов решения задачи учета использования является обоснование состава страхового фонда и фонда пользования, что в свою очередь относится к задачам, решаемым в рамках направления обеспечения сохранности документов.
Четвертое направление - применение средств автоматизации для проведения научно-исследовательских и методических работ в государственных архивах. Этому способствует использование высокоэффективных общесистемных и прикладных программ, в том числе - текстовых и табличных процессоров, издательских систем, систем управления базами данных, гипертекстовых и мультимедийных технологий, которые позволяют создавать базы данных, содержащие копии документов, сборники архивных документов, справочно-информационные издания [1].
Пятым направлением информатизации является автоматизация организационно- управленческих функций архивных учреждений. Автоматизированные технологии служат инструментом информационного обеспечения руководства госархивами, анализа их деятельности, состояния архивного дела в регионах.
Использование средств ЭВТ и специализированного ПО способствует сокращению трудоемкости и повышению эффективности работ, связанных с управлением архивом. Отдельные задачи имеют локальный характер (управление кадрами, бухгалтерский учет и др.), другие «Паспорт архива» и т.п.) - реализуются в увязке с задачами, выполняемыми в рамках иных направлений.
Информатизация архивного дела РФ базируется на следующих основных принципах: