Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:50, курсовая работа
Задача данной работы попытаться анализировать работы Ф.Фидлера, сравнить с другими ситуационными теориями. Понять насколько версия ситуационного подхода к изучению лидерства в организации разработанная Ф. Фидлером интересна в современности.
Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная — это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера. Главной идеей его подхода к лидерству было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ф. Фидлер предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля. При этом использовалась 8-балльная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (коллеги) (НПР).
Лидеры, набравшие высокие баллы, т. е. описавшие своего НПР очень позитивно, ориентированы на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работы (лидер с низким НПР). Лидер, ориентированный на задачу, больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека.
Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. В ситуации «высокого контроля» у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное — у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно.
Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. Лидер, способный сгладить шероховатости взаимоотношений, действует в такой ситуации наиболее успешно. Фидлер также определил три группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом: взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности отношений, взаимного уважения); характер регламентации труда; возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.
В соответствии с этим Фидлер предложил
два основных направления повышения
эффективности руководящей
Эффективность достигается, если
в наименее благоприятной ситуации лидеры демонстрируют стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР);
в ситуации умеренной благоприятности — стиль, ориентированный на отношения (стиль с высоким НПР). Задачи структурированы, но должностная позиция у лидера достаточно слабая. Соответственно, в этих условиях лидер вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных;
в наиболее благоприятной ситуации — стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР).
Практическая значимость модели состоит в том, что она позволяет в зависимости от сложившийся ситуации подбирать руководителя. При этом основным критерием подбора является соответствие стиля руководителя конкретной производственной ситуации. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если по каким-то причинам нельзя сменить руководителя.
Ситуационная теория прошла проверку на многочисленных группах лидеров: от президентов транснациональных корпораций до армейских командиров. Результаты всех этих исследований, как правило, соответствуют предположениям Фидлера.
1.Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления – Л.1980-с.101
2. Молл Е.Г. Менеджмент: организация поведения. М.: Финансы и
статистика. 1999г. с.95-106
3. Красова О. Гуру менеджемента (№0) - Фред Фидлер
4. Фред Е. Фидлер. (из: «Group dynamics: Research & theory», Harper & Row, 1968).
Развивающее музыкальное кресло от Fisher Price.
Игрушка способствует общему развитию
ребенка на ранней стадии. Функции,
заложенные в игрушке, развивают
навыки решения задач через обучение.
Рассматривая картинки и слушая сопроводительные
комментарии, у ребенка формируются
причинно-следственные связи, таким образом
развивается логика. Понятия включен-выключен,
право-лево и т.д. дают представления о
положении в пространстве относительно
места. Перелистывание книги и наблюдение
за страницами дает понятие малышу о том,
как читать книгу. Стишки и песенки развивают
правильное произношение и пополняют
словарный запас ребенка. Обучение цветам,
буквам, цифрам, приветствиям способствует
общему развитию ребенка.
В целом, игрушка несет положительную
психологическую нагрузку, так как обучение
азам является непринужденным.
Дополнительная информация:
В комплекте:
- музыкальное кресло с переключателем
режимов обучения, "волшебной подушкой"
- столик
- электронная книжка (знакомит малыша
с животными)
- часы (помогают учить цифры, знакомят
с понятием времени)
- лампа (трехцветная, учит цветам).
Размер товара: 49х35х44 см.
Вес: 3,12 кг.
Материал: пластмасса.
Малышу понравятся веселые задания, которые предлагает выполнить музыкальное кресло от Fisher Price!
Описание:
комплекс выполнен из яркого пластика
веселых оттенков, с красочными цветными
наклейками;
на сидении креслица – «волшебная подушка»:
когда ребенок садится, то (в зависимости
от режима игры) звучат веселые песенки;
волшебное сидение научит малыша алфавиту
и пространственным понятиям – вверх,
вниз и вокруг. Ему обязательно понравятся
веселые задания, которые он сможет выполнять
под музыку!
на столике находятся часики, книжка и
настольная лампа – веселые интерактивные
игры в каждом предмете!
режим игры переключается на ручке кресла:
- режим обучения;
- музыкальный режим;
малыш услышит 4 песенки, которым можно
подпевать, 13 забавных мелодий, множество
смешных звуков и детского смеха;
режим обучения
- малыш садится на «волшебное» сидение
и сразу же звучит песенка про алфавит;
- переворачивая пластиковые страницы
книги, он узнает о каждом животном и услышит
его голос (щенок, котенок, лягушонок и
утенок);
- переводя стрелки часов, он послушает
веселую песеку про цифры и счет;
- нажимая на лампу или дергая за пластиковую
«веревочку», малыш поочередно включает
и выключает цветные огоньки (красный,
желтый и зеленый);
музыкальный режим
- малыш садится на «волшебное» сидение
и слушает веселую песенку или мелодию.
Если встанет, песенка остановится. Скорей
садись, чтобы слушать дальше!
- переворачивая страницы книги, он слушает
голоса животных и задорную музыку;
- переводя стрелки часов, раздаются забавные
песенки и задорные музыкальные проигрыши;
- при нажатии на лампу звучат фрагменты
забавных песенок и различные смешные
звуки;
все звуки сопровождаются веселым миганием
цветных огоньков в настольной лампе;
громкость звука регулируется.
Веселое кресло помогает ребенку учиться
во время игры: знакомит малыша с алфавитом,
счетом, цветами и названиями животных;
помогает понять функцию “включить”
и “выключить”; учит пользоваться функциями
музыки, цвета, звука и речи; помогает ребенку
установить связь между словами и предметами
на основе знакомых предметов окружающего
его мира.