Оценка эффективности организационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения работы решаются следующие задачи:
- определить эффективность организационных систем;
- рассмотреть оценка организационной эффективности и ее критерии;
- проанализировать тенденции развития современных организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности организационных систем……………………………………………………………………………...6
1.1 Содержание основных понятий……………………………………………6
1.2 Факторы эффективности организаций……………………………………..12
1.3 Проблемы оценки эффективности организационных систем…………….17
Глава 2. Методологические основы оценки эффективности организационных систем……………………………………………………………………………21
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем……………….21
2.2 Этапы оценки эффективности организационных систем…………………24
Глава 3. Оценка эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос»………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список………...…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

оценка эффективности.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности организационных систем……………………………………………………………………………...6

1.1 Содержание основных  понятий……………………………………………6

1.2 Факторы эффективности  организаций……………………………………..12

1.3 Проблемы оценки эффективности  организационных систем…………….17

Глава 2. Методологические основы оценки эффективности организационных систем……………………………………………………………………………21

2.1 Методы оценки эффективности  организационных систем……………….21

2.2 Этапы оценки эффективности организационных систем…………………24

Глава 3. Оценка эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос»………………………………………………… 32

Заключение……………………………………………………………………….38

Библиографический список………...…………………………………………...41

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматривается тема "Оценка эффективности  организационных систем ". С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень достижения организацией своих целей при использовании  ограниченных ресурсов. Какими бы ни были основные или производные цели, структура организации и ее деятельность, организационные изменения должны оцениваться по их эффективности. Эффективность и производительность взаимосвязаны, но вместе с тем существуют и определенные отличия.

 Известно немало случаев эффективной, но непроизводительной деятельности. Если, например, издержки, связанные с загрязнением воздуха и воды, включаются в баланс доходов и расходов организации, от которой зависит это загрязнение, то цена продукции будет настолько высока, что может быть принято решение о прекращении ее потребления. Другим примером может служить монополия, которая очень эффективна в достижении цели максимизации прибыли путем непроизводительного использования ресурсов. Таким образом, рассмотрение эффективности с точки зрения целей и ресурсов концентрируется на двух условиях: достижение цели является необходимым условием производительной деятельности организации, и производительное использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для эффективности. Эти два момента отражают материальную заинтересованность общества в результатах деятельности организации.

 Цель работы - исследование оценки эффективности  организационных систем и их  развития.

 Объект исследования - эффективность организационных изменений.

 Предмет  исследования - анализ организационной  эффективности, оценка эффективности  организации, тенденции ее развития.

 Очевидно, что  оценка эффективности организации  имеет огромное значения для  ее успешного развития. Таким  образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений. Руководители несут ответственность за результаты деятельности организации. Эта ответственность и связанные с ней полномочия вытекают из материальной заинтересованности тех общественных групп, которые предоставляют для организации ресурсы. Например, собственники имущества предоставляют ресурсы предпринимательским организациям, а налогоплательщики - правительственным организациям. Конечно, эти две группы могут иметь заинтересованность в одной и той же организации или же делить эту заинтересованность с другими группами. Консорциум спутниковой связи, например, является примером организации, которая находится на обеспечении как владельцев акций, так и налогоплательщиков; государственный университет находится на обеспечении налогоплательщиков и студентов, оплачивающих обучение. Таким образом, руководители организаций тесно связаны с обществом и в конечном счете ответственны перед теми его группами, которые вкладывают ресурсы в организацию.

 Было бы  упрощением утверждать, что эффективность организационной структуры каким-то образом связана со способом, которым общество достигает своих целей посредством использования ограниченных ресурсов. Главное состоит в том, чтобы выявить, как руководители могут узнать, когда и при каких обстоятельствах их организации действуют эффективно. Действительный процесс оценки эффективности организации значительно сложнее, чем представляется на первый взгляд. Очевидно, что руководители должны управлять организацией таким образом, чтобы максимизировать цели при производительном использовании ресурсов. Но проблема состоит в том, как этого добиться.

 В ходе  выполнения работы решаются следующие  задачи:

- определить  эффективность организационных  систем;

- рассмотреть  оценка организационной эффективности и ее критерии;

- проанализировать  тенденции развития современных  организаций.

 Рассмотрим  подробнее оценку эффективности  организационных систем, их изменение  и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1.1 Содержание  основных понятий

организационная структура эффективность

Организация –  социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных). Это гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.

Организация –  целое, которое не сводится к простой  арифметической сумме сопоставляющих его элементов. Это целое, которое  всегда больше или меньше суммы своих  частей (все зависит от эффективности  связей).

Организационная система – это определенная совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующую некую  целостность. Хотя организации распадаются  на отдельные части или составные  элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.

Основные свойства системы:

- стремление  сохранить свою структуру (основано  на объективном законе организации  – законе самосохранения);

- потребность  в управлении (существует набор  потребностей у человека, у животного,  у общества, у стада животных, у большого социума);

- наличие сложной  зависимости от свойств входящих  в нее элементов и подсистем  (система может обладать свойствами, не присущими ее элементами, и  может не иметь свойств этих  элементов);

Каждая система  имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.[1, c.145]

Можно выделить несколько основных подходов к определению  эффективности деятельности организаций:

1) Понимание  эффективности как степени достижения  цели организации. В этом случае  важно признание динамичности целей и различия между официальными и оперативными целями организации. Такой подход оказывается эффективным, если организационные цели конкретны, измеримы и охватывают широкий спектр деятельности организации.

2) Понимание  эффективности как способности организаций использовать среду для приобретения редких ресурсов. Одним из основных аспектов данной концепции является взаимосвязанность между организацией и внешней средой предприятия как форма обмена определенными продуктами. В отличие от требования «максимизации», выдвигаемого в других подходах, данная методология предполагает «оптимизировать» использование среды.

3) Понимание эффективности как способности организаций достигать максимальные результаты при фиксированных затратах или способности минимизировать затраты при достижении требуемых результатов.

4) Понимание  эффективности как способности  к достижению целей на основе  хороших («здоровых») внутренних  характеристик. По мнению сторонников  этого подхода, эффективная организационная  структура усиливает удовлетворенность, чувство гарантированности и контроль персонала над деятельностью организации. Основной недостаток данной концепции – чрезмерное внимание к средствам достижения целей в ущерб оценке результатов.

5) Понимание эффективности как степени удовлетворенности клиентов и заказчиков. Данный подход применим к ситуации, когда мощные группы лиц, вне организации способны оказывать существенное влияние на ее функционирование.[2, c.81]

Эффективность как степень достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»). Например, эффективность автоматизированной информационной системы понимается как степень достижения целей, поставленных при ее создании (ГОСТ 34.003-90). Хочется отметить, что этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин. Во-первых, цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения. Во-вторых, если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия с многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру «свертывания» оценок степени их достижения к единой оценке «эффективности управления» сложной и неоднозначной.

В-третьих, формирование целей деятельности предприятия  с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды  есть одна из функций управления предприятием. От качества и «правильности» их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, то есть предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.

Эффективность как соотношение «результатов деятельности» к «затратам» (или «выходов» ко «входам» в терминах теории систем). В рамках данного подхода существуют понятия «производительность» и «экономическая эффективность». В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия Е определяется как отношение полученного результата F к затратам, необходимым для достижения этого результата, R.

E=F/R (1.1.1)

Данный подход наиболее широко распространен при  оценке эффективности деятельности предприятий, существует огромное количество показателей этой группы (финансовые коэффициенты, такие как оборачиваемость основных производственных средств и оборачиваемость оборотных производственных ресурсов, различного вида «отдачи»: фондоотдача, отдача от вложений в фонд оплаты труда и прочие). Этот подход дает возможность проводить сравнения среди хозяйствующих субъектов, функционирующих в сходных условиях (например, в рамках одной отрасли), и давать оценки «более эффективно» или «менее эффективно».

Оценка эффективности  как отношения затрат и результатов очень сильно зависит от рассматриваемого временного интервала: предприятие, вкладывающее в развитие значительные средства, может работать в начальном периоде экономически неэффективно, однако достигать поставленных целей давать экономический эффект в будущем.

Эффективность как степень соответствия эталону. Данную оценку эффективности можно  узнать из журнала Топ-Менеджер, журнал для руководителей. Этот подход сейчас, пожалуй, самый модный подход. Он известен в том числе под названием  «бенчмаркинг». При использовании этого подхода мы сравниваем состояние нашего предприятия с некоторым эталоном. Сопоставление показателей эффективности дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании в сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний. Эффективность как степень удовлетворенности процессом его участников. При этом удовлетворенность зависит от степени реализации интересов участников в процессе.[3, c.104]

По мнению авторов, системный подход – наиболее плодотворный.

Эффективность деятельности организации рассматривается  в этом случае через систему общественных ценностей, отвечающих потребностям общественного развития, и трактуется как способность системы к выполнению функций целе-полагания (формулировка целей в соответствии с потребностями), целеобеспечения (использование социально одобренных целей), достижения цели, экономичности (достижения определенного соотношения между результатами и затратами), факторной обусловленности (учет внешних и внутренних факторов условий функционирования предприятия). Данное определение достаточно широко и охватывает как внутренние, так и внешние аспекты эффективности.

Сопоставление предложенных подходов с пониманием сущности эффективности свидетельствует  о многозначности этого понятия. Общим для всех определений является представление об эффективности  как о способности системы к достижению целей, в качестве которых выступают удовлетворение интересов заказчиков, оптимальное использование внешней среды, повышение экономичности, результативности системы и др.

Информация о работе Оценка эффективности организационных систем