Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:47, курсовая работа
В ходе выполнения работы решаются следующие задачи:
- определить эффективность организационных систем;
- рассмотреть оценка организационной эффективности и ее критерии;
- проанализировать тенденции развития современных организаций.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности организационных систем……………………………………………………………………………...6
1.1 Содержание основных понятий……………………………………………6
1.2 Факторы эффективности организаций……………………………………..12
1.3 Проблемы оценки эффективности организационных систем…………….17
Глава 2. Методологические основы оценки эффективности организационных систем……………………………………………………………………………21
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем……………….21
2.2 Этапы оценки эффективности организационных систем…………………24
Глава 3. Оценка эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос»………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список………...…………………………………………...41
ж) выполнение организацией требований экологии.
Приведенные критерии
позволяют выявить узловые
При определении
критериев и показателей
действенность;
экономичность;
качество;
прибыльность (доходы/расходы);
производительность;
качество условий трудовой жизни;
внедрение новшеств.
Действенность - степень достижения системой поставленных перед ней целей. Для оценки обычно используются следующие показатели:
- Своевременность;
- Количество;
- Качество.
Чтобы ее измерить, сравнивают намеченные результаты с фактическими (используемые ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). Наиболее распространенный метод измерения - расчет индексов действенности, показывающих степень достижения цели в одном периоде по сравнению с другим.
Экономичность - степень использования системой «нужных» вещей; показатель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат.
Экономичность определяют путем сопоставления ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения определенных целей и выполнения конкретных работ (услуг), с ресурсами, которые были фактически потреблены.
Практически, задача определения меры экономичности сводиться к наиболее полному поэтапному учету затрат на управление. Так должны быть учтены капитальные единовременные и эксплуатационные (текущие) затраты, неизбежные накладные расходы. Одновременно следует учесть затраты на разработку системы управления, включая экспериментальные расходы на ее внедрение и эксплуатацию, на возможную коррекцию и последующий демонтаж. Только такой всеохватывающий учет позволит оценить действительную экономичность системы управления.
Качество - степень соответствия системы требованиям, спецификации и ожиданиям клиентов. Традиционные методы определения качества предоставляемых работ (услуг) включают установление соответствия спецификациям и своевременности предоставления работ (услуг) - в сроки и во время, которое удобно для потребителей.
Оценка качества
связана с понятием качественных
признаков или конкретных свойств,
которые закладываются при
Качественными признаками продукта/услуги являются следующие условия:
1. Произведен ли и доставлен продукт так как требовалось?
2. Удовлетворен ли покупатель продуктом?
3. Будет ли продукт выполнять то, для чего он предназначен?
Прибыльность - соотношение между валовыми доходами (или сметными показателями) и суммарными издержками (или фактическими расходами). Конкретными показателями прибыльности являются:
- уровень прибыли, отнесенный к объему продаж;
- соотношение прибыли и совокупных активов;
- отношение прибыли к собственному капиталу.
Производительность - соотношение количества работ (услуг) и затрат на их реализацию.
Качество условий трудовой жизни - престижность работы, чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работников организации, включая управленческий персонал. Методы измерения направлены на определение степени соответствия личных представлений работников о социально-психологических условиях в трудовом коллективе и фактического состояния условий труда.
Внедрение новшеств - реальное использование новых достижений в области современной техники и управления в организации для достижения поставленных целей. [5, с.23]
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем
Для управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы организации в условиях постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений об успешной организации.
Рассматривая организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде.
Назовем принципиальные
для анализа положения организа
а) Выявление сильных и слабых сторон организации (внутренние факторы) и их сравнение с возможностями и опасностями рынка (внешние факторы) позволяет оценить реальные предпосылки ее приспособления к внутренней структуре, определить потенциал адаптационного управления и направления его реализации. Компоненты адаптационного потенциала (организационные, кадровые, технологические и информационные ресурсы) определяются основными составляющими подсистемами организации (персонал, экономика и финансы, маркетинг, инновации) и одновременно являются объектами управления и оценки.
б) При оценке
и измерении эффективности
в) Общее состояние организации предопределяется не только параметрами ее подсистем, но и динамикой факторов внешней среды, прямо или косвенно воздействующих на нее. Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры и проецируют в будущее их потенциальную динамику. При этом выделяют соответствие изменений внутренней среды организации (параметров всех ее подсистем) изменениям микросреды (поставщиков, посредников, конкурентов, потребителей) и макросреды (политической, демографической, научно-технической, культурной и природной среды) по их направленности на цели развития организации.
г) Изменения, происходящие во внешней среде, предопределяют необходимость стратегического подхода к развитию и работе организации.
д) Работа организации в реальном масштабе времени должна быть подчинена целевым установкам стратегии развития организации.
е) Связь между
стратегическим, текущим и оперативным
управлением должна базироваться на
использовании методического
Выделяют согласование кадрового (готовность персонала управлять организацией на основе четко сформулированных высших целей и принципов управления); организационного (дееспособность организации, ее возможности в решении стратегических и текущих задач); информационного (наличие эффективного инструментария для сбора, переработки и передачи необходимой информации) потенциала и др. К примеру, определение информационного потенциала организации обеспечивается следующим методическим инструментарием:
- развитой системой управленческого и финансового учета;
- развитой прогнозно-
- хорошими профессиональными знаниями;
- эффективной системой электронной обработки данных.
Использование методического инструментария, обеспечивающего единство подходов, оценок, измерения, основано на принципах установления обратной связи между видами управления. Среди наиболее популярных методов, обеспечивающих связь стратегического и оперативного управления и используемых организациями в качестве инструментов, можно назвать:
1) метод дерева
целей и проведение
2) сетевые графики, логические методы, методы прогнозирования (при выявлении оценке альтернатив развития);
3) метод дерева
решений (при выборе
Рассмотрим
для примера единство подхода
организации к формированию системы
экономических показателей и
организационных форм, которая переводит
содержательно сформулированные цели
в область реального
Одними из главных показателей являются:
- прибыль (рентабельность) продукта;
- объем продаж;
- масштабы деятельности организации;
- наличие надежных партнерских отношений;
- наличие клиентской базы (постоянная клиентура);
- количество оборотов оборотных средств;
- принадлежность к ассоциациям, поскольку, например, членство в ассоциации предоставляет разнообразные скидки в рекламе;
- наличие собственной
инфраструктуры (собственная принимающая
сторона, транспортные
- участие в государственных программах;
- репутация организации;
- текучесть кадров в организации.
ж) Использование интегрированных систем планирования, отчетности и информационного обеспечения как базы для взаимосвязанного управления развитием и работы организации.[6, c.170]
2.2 Этапы
оценки эффективности
Любая система (организационная структура) произвольной формы имеет свой жизненный цикл, состоящий из пяти этапов.
На первом этапе формируются цели и концепция построения организации на базе использования типовой организационной структуры с учетом внешних условий и факторов окружающей среды.
Второй, переходный,
этап заключается в развитии предыдущей
формы организации и
Третий этап завершает переход от предыдущей организационной системы к новой организации в соответствии с целями и концепцией, выработанной на первом этапе. Здесь наблюдается синергетический эффект системного взаимодействия разнообразных вновь введенных форм организации и методов управления, обеспечивающих наилучшую адаптацию организационной системы в среду окружения.
На четвертом этапе, продолжительность которого зависит от устойчивости сложившихся тенденций и неизменности окружающей среды, полностью определяется концепция новой организации. Наступает период ее стабильного функционирования за счет адекватного соответствия формы и методов управления целям и задачам организации. Продукция, производимая предприятием, завоевала прочное положение на рынке сбыта, спрос на продукцию стабильный, предприятие получает значительную прибыль от реализации продукции, обеспечивая свое эффективное функционирование.
Пятый этап обусловлен структурными и иными сдвигами в окружающей среде, вызван изменением цели организации, в результате которого возникает потребность новой реорганизации, поиска более совершенных форм организации и управления. Например, у предприятия появился конкурент, который предложил потребителю более качественный аналог данного вида продукции, либо просто произошло насыщение потребительского рынка производимыми данным пред приятием продуктами. По сути, это означает моральное старение предшествующих форм управления, наступление необратимых явлений, обусловленных невозможностью дальнейшего функционирования в новых условиях.
Внешняя среда
в современных обновленных
Все это предполагает необходимость не только формирования новых структур, но и совершенствования (реорганизации) существующих организационных структур и систем управления организацией.
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с непрерывным совершенствованием и развитием, связанным с постепенной адаптацией к условиям внешней среды.
Информация о работе Оценка эффективности организационных систем