Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:21, курсовая работа
Цель науки управления – изучение и совершенствование принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно и в большом диапазоне: от технологических (ручное, автоматическое, телемеханическое управление) до экономических, административных и социально–психологических.
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования систем управления 5
1.1. Понятие системы управления предприятия 5
1.2. Система управления как объект исследования 11
1.3. Характеристика исследования систем управления 15
Глава 2. Социологические методы исследования систем управления 19
2.1. Структуризация методов исследования систем управления 19
2.2. Виды социологических исследований систем управления 22
2.3. Социологические методы исследования 25
2.4. Организация социологических исследований систем управления 37
Заключение 40
Литература 43
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
систем управления 5
1.1. Понятие системы управления предприятия
5
1.2. Система управления как объект исследования
11
1.3. Характеристика исследования систем
управления 15
Глава 2. Социологические методы исследования
систем управления 19
2.1. Структуризация методов исследования
систем управления 19
2.2. Виды социологических исследований
систем управления 22
2.3. Социологические методы исследования
25
2.4. Организация социологических исследований
систем управления 37
Заключение 40
Литература 43
Введение
Цель науки управления
– изучение и совершенствование
принципов, структур, методов и техники
управления. Поиск оптимальных методов
управления ведется постоянно и
в большом диапазоне: от технологических
(ручное, автоматическое, телемеханическое
управление) до экономических, административных
и социально–психологических.
В настоящее время особую актуальность
приобретают социально-психологические
методы управления, так как в силу достаточно
высокого технического и экономического
уровня современного общества произошло
снижение потенциала развития технологических,
экономических и административных методов
управления. Особое место в рамках социально-психологических
методов управления занимают социологических
методы исследования, являющиеся частью
так называемой «активной социологии».
Социология управления, используя понятийный
и методологический аппарат прикладной
социологии, позволяет производить реальные
изменения на различных уровнях взаимодействия
людей в системах управления.
Таким образом, целью данной курсовой
работы является изучение теоретических
и прикладных основ социологических методов
исследования систем управления. Для достижения
поставленной цели в рамках курсовой работы
необходимо последовательно решить следующие
задачи:
В качестве информационной базы курсовой
работы послужили труды отечественных
и зарубежных ученых в области социологии,
теории управления и исследования систем
управления, а также публикации в периодической
печати.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы. Первая
глава теоретическая и обосновывает целесообразность
применения исследования систем управления.
Вторая глава посвящена практическим
аспектам организации и проведения социологических
исследований систем управления.
^
Глава 1. Теоретические основы исследования систем управления
1.1. Понятие системы
управления предприятия
В мире всё системно. Рассматривается
ли машина, живой организм, общество
или какая-нибудь его часть - все они представляют
собой системы. «Вся доступная нам природа,
- писал Ф. Энгельс, - образует некую систему,
некую совокупную связь тел, причем мы
понимаем здесь под словом тело все материальные
реальности, начиная от звезды и кончая
атомом...» [3]. Системы имеют самые разнообразные
формы. При всем многообразии все системы
можно условно разделить натри вида:
В международной науке управления
даются различные определения систем.
Среди них можно выделить следующие:
В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. «Исследование
системы управления: социологические,
экономические, прогнозные, плановые,
экспериментальные
Система управления (СУ) организацией
представляет собой самостоятельную систему,
но может входить в систему более высокого
порядка.
Каждая СУ имеет определенное назначение
и соответственно должна содержать целевую
функцию, определяющую характер взаимодействия
всех ее элементов. При реализации такой
функции в системе организации всегда
можно выделить объект управления (управляемую
подсистему) и субъект управления (управляющую
подсистему), между которыми должна осуществляться
связь по прямому (от субъекта к объекту
- управляющие информация и воздействия)
и обратному (от объекта к субъекту - информация
о состоянии объекта) каналам связи (рис.
1.1). Кроме того, должны осуществляться
другие внутренние и внешние связи.
Рисунок 1.1. Простейшая модель системы
организации
1 - управляющие воздействия и информация
по прямому каналу связи; 2 - информация
о состоянии управляемой подсистемы по
обратному каналу связи; 3 - ресурсы на
входе системы; 4 - выход системы (продукция,
услуги, выполненные обязательства); 5
- внешние задающие воздействия; 6 - исходящая
информация и документация (решения), воздействующие
на внешнюю среду; 7 - информация о внешней
среде.
Таким образом, любая организация представляет
собой совокупность двух подсистем управления:
управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема выполняет функции
управления производством. Она включает
в себя аппарат управления со всеми работниками
и техническими средствами: устройства
связи, сигнализации, счетную технику
и т. д. В первую очередь это линейное управление:
президент АО, директор предприятия, его
заместители, начальники цехов, мастера.
Сюда также входят и функциональные, или
штабные организации: служба заводоуправления
и цехов. В каждом хозяйственном звене
управление решается по-разному, т. е. количество
ступеней и количество управляющих органов
на каждой ступени определяется целями,
задачами и функциями управления. [2]
Каждая организация, объединение, отрасль
и народное хозяйство в целом управляется
только определенным органом. Этот орган
наделен полнотой прав и имущественной
самостоятельностью, требуемых для управления.
Для оперативного решения вопросов необходим
минимум инстанций управления. При этом
требуется четкое разграничение ответственности
отдельных ступеней управления и их функций.
В свою очередь, управляющая подсистема
состоит из двух частей: управляющей производством
и управляющей процессами дальнейшего
совершенствования как производства,
так самой управляющей подсистемы.
В управляющей подсистеме выделяются
следующие элементы: планирующий (определяет
перспективу развития и будущее состояние
системы производства); регулирующий (направлен
на поддержание и совершенствование установленного
режима работы предприятия); маркетинг;
учетный и контрольный (получение информации
о состоянии управляющей подсистемы).
Необходимость наличия этих элементов
в системе основана на самой сущности
управления и потребности выполнения
соответствующих функций.
Управляемая подсистема осуществляет
многообразные процессы производства.
В нее входят участки в составе определенных
групп рабочих мест, цехи в составе производственных
и вспомогательных участков, предприятия
в составе основных и вспомогательных
цехов, отрасли в составе предприятий
и т.д. Их функционирование взаимосвязано
и взаимообусловлено.
Управляющая подсистема непрерывно посылает
в управляемую подсистему информацию
в виде управленческих решений. Основой
для выработки управленческих решений
является информация управляемой подсистемы
и информация, поступающая из внешней
среды. Под влиянием решений осуществляется
взаимодействие между элементами системы.
[7]
Состав элементов каждой из подсистем
СУ может быть разнообразным и во многом
зависит от конкретного содержания системы
организации. Наиболее универсальным
представляется подход к определению
состава элементов СУ в зависимости от
состава элементов производственной системы.
При этом целесообразно принимать число
элементов субъекта равным числу элементов
объекта при их относительно возможном
соответствии друг другу.
Элементы СУ [11] можно характеризовать
рядом следующих параметров и показателей.
^
1.2. Система управления как объект исследования
Любая организация, вне зависимости
от ее конкретного назначения, может быть
описана с помощью ряда параметров, среди
которых главными являются: цели организации,
ее организационная структура, внешняя
и внутренняя среда, совокупность ресурсов,
нормативная и правовая основа, специфика
процесса функционирования, система социальных
и экономических отношений и, наконец,
организационная культура.
Каждая организация имеет конкретную
систему управления, которая является
объектом исследования. Исследовать систему
управления можно только на основе выбранной
научной концепции.
Прежде всего, необходимо отметить, что
концепция «системы» используется как
средство для изучения характеристик
объекта управления. Ценность этой концепции
заключается в том, что она способствует
более глубокому пониманию характеристик
изучаемой системы и процесса функционирования
организации как системы.
Как правило, представление объекта в
виде системы всегда связано с некоторыми
трудностями из-за наличия множества определений
системы и трудностью выбора единого определения,
целиком используемого при построении
реальной системы управления.
В настоящее время можно выделить, по крайней
мере, пять типов системных представлений:
микроскопическое, функциональное, макроскопическое,
иерархическое и процессуальное.
Каждое из указанных представлений системы
отражает определенную группу ее характеристик.
Микроскопическое представление системы
основано на понимании ее как множества
наблюдаемых и неделимых величин (элементов).
В принципе абсолютно неделимых элементов
нет, однако в каждом конкретном случае
проектирования системы элемент принимается
неделимым. Структура системы фиксирует
расположение выбранных элементов и их
связи.
Под функциональным представлением системы
понимается совокупность действий (функций),
которые необходимо выполнять для реализации
целей функционирования системы.
Макроскопическое представление характеризует
систему как единое целое, находящееся
в «системном окружении» (среде). Это означает,
что реальная система не может существовать
вне системного окружения (среды), а окружающая
среда представляет собой ту систему,
в рамках которой выбраны интересующие
нас объекты. Следовательно, система может
быть представлена множеством внешних
связей со средой.
Иерархическое представление основано
на понятии «подсистема» и рассматривает
всю систему как совокупность подсистем,
связанных иерархически.
И, наконец, процессуальное представление
характеризует состояние системы во времени.
Следовательно, система управления как
объект исследования обладает следующими
признаками: состоит из множества (по крайней
мере двух) элементов, расположенных иерархически;
элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны
посредством прямых и обратных связей;
система - это единое и неразрывное целое,
являющееся целостной системой для нижестоящих
иерархических уровней, имеются фиксированные
связи системы с внешней средой.
Изучая систему управления как объект
исследования, необходимо выделять требования,
предъявляемые к системам управления,
по которым можно судить о степени организованности
систем. К таким требованиям относятся:
Соблюдение этих требований должно
обеспечивать условия эффективного
уровня функционирования органов управления.
Рассмотрим подробно эти требования.
В системах управления детерминированность
(первый признак организованности системы)
проявляется в организации взаимодействия
подразделений органов управления, при
которой деятельность одного элемента
(управления, отдела) сказывается на других
элементах системы. Если в организационной
структуре управления. например, есть
отдел, действия которого не влияют на
Другие подразделения, то такой отдел
не реализует ни одну из целей функционирования
организации и является лишним в системе
управления.
Вторым требованием системы управления
яатяется динамичность, т.е. способность
под воздействием внешних и внутренних
возмущений оставаться некоторое время
в определенном неизмененном качественном
состоянии.
Любые воздействия среды оказывают возмущающее
действие на систему, стремясь нарушить
ее. В самой системе также могут появиться
возмущения, которые стремятся разрушить
ее «изнутри». Например, в организации
нет достаточного количества квалифицированных
кадров, отсутствует по разным причинам
ряд ответственных работников, плохие
условия работы и т.д. К внешним возмущениям
следует отнести указы вышестоящих организаций,
изменения ситуаций на рынке, экономические
и политические факторы.
Под воздействием таких внешних и внутренних
возмущений орган управления любого уровня
вынужден перестраиваться, приспосабливаться
к изменившимся условиям.
С целью обеспечения быстрого перестроения
системы в условиях изменения среды в
системе управления должен быть элемент,
фиксирующий факт появления возмущения;
система должна обладать минимально допустимой
инерционностью, чтобы своевременно принимать
управленческие решения, в системе управления
должен быть элемент, фиксирующий факт
упорядочения состояния системы в соответствии
с изменившимися условиями. В соответствии
с этими требованиями в структуре управления
предприятием должен быть отдел совершенствования
структуры управления.
Под управляющим параметром в системе
управления следует понимать такой ее
параметр (элемент), посредством которого
можно управлять деятельностью всей системы
и ее отдельными элементами. Таким параметром
(элементом) в социально управляемой системе
является руководитель подразделения
данного уровня. Он отвечает за деятельность
подчиненного ему подразделения, воспринимает
управляющие сигналы руководства организации,
организует их выполнение, несет ответственность
за выполнение всех управленческих решений.
При этом руководитель должен обладать
необходимой компетенцией, а условия работы
- позволять выполнить данное поручение.
Следовательно, условие наличия управляющего
параметра можно считать выполненным,
если внешнюю информацию воспринимает
руководитель организации, который организует
работу по выполнению поручения, распределяет
задания в соответствии с должностными
инструкциями при наличии условий, необходимых
для выполнения поручений.
Несоблюдение данного требования, т.е.
наличия управляющего параметра, приводит
к принятию субъективных управленческих
решений и так называемому волевому стилю
руководства. Это требует четкой организационной
структуры и распределения обязанностей
между руководителями подразделений,
наличия должностных инструкций и прочих
документов, регламентирующих их деятельность.
Следующим, четвертым требованием, предъявленным
к системам управления, следует назвать
наличие в ней контролирующего параметра,
т.е. такого элемента, который постоянно
контролировал бы состояние субъекта
управления, не оказывая при этом на него
(или на любой элемент системы) управляющего
воздействия.
Контроль субъекта управления предполагает
курирование обработки любого управляющего
сигнала, поданного на вход данной системы.
Функцию контролирующего параметра в
системе управления, как правило, реализует
один из сотрудников аппарата управления.
Например, подготовку плана важнейших
работ курирует главный специалист по
экономике. На уровне министерства такие
функции осуществляют кураторы по определенным
проблемам в управлениях. Любые управленческие
решения в системе управления должны проходить
только через элемент выполняющий функции
контролирующего параметра.
Наличие прямых и обратных связей (пятое
требование) в системе обеспечивается
четкой регламентацией деятельности аппарата
управления по приему и передаче информации
при подготовке управленческих решений.
^