Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:44, курсовая работа
Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах специалисты Японского центра по повышению производительности труда отмечали в документе «10 лет за производительность», что промышленность и управление - это, прежде всего людские ресурсы и главная проблема заключается в том, как обеспечить отрасли промышленности и управленческие структуры квалифицированными кадрами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация внутрифирменного обучения. Теоретические основы……….5
1.1. Модели внутрифирменного обучения………………………………………8
1.2. Теория и практика осознанной необходимости внутрифирменного обучения………………………………………………………………………….14
2. Внутрифирменное обучение. Анализ сущности и практическое применение……………………………………………………………………….21
2.1. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения………….21
2.2. Цели и направления внутрифирменного обучения……………………….32
3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...43
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.»
Институт развития бизнеса и стратегий
Кафедра менеджмента и логистики
Курсовая работа
по дисциплине «Управление персоналом»
на тему «Организация внутрифирменного
обучения и его эффективность»
Костылева А.А.
Саратов, 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Организация внутрифирменного обучения. Теоретические основы……….5
1.1. Модели внутрифирменного обучения………………………………………8
1.2. Теория и практика осознанной
необходимости внутрифирменного обучения…………………………………………………………
2. Внутрифирменное обучение.
Анализ сущности и практическое применение……………………………………………………
2.1. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения………….21
2.2. Цели и направления внутрифирменного обучения……………………….32
3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения………….36
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение:
Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах специалисты Японского центра по повышению производительности труда отмечали в документе «10 лет за производительность», что промышленность и управление - это, прежде всего людские ресурсы и главная проблема заключается в том, как обеспечить отрасли промышленности и управленческие структуры квалифицированными кадрами. Позже, в 70-е годы, в развитых странах была разработана концепция непрерывного образования, которая за последнее время стала одним из самых эффективных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия быстро растущего технического потенциала и персонала. Концепция предполагает, что процесс профессионального развития становится постоянным, специалист в рамках самой деятельности и на специальных курсах получает новые знания, необходимые для поддержания собственной работоспособности.
Уже в середине 80-х годов американские корпорации расходовали на образование и профессиональную подготовку около 60 млрд. долл., а на принадлежащих им предприятиях обучалось около 8 млн. человек - примерно столько же, сколько в вузах США. Обучение в рамках фирм или специальных учебных центров как бы дополняет знания, полученные в школе или вузе, приспосабливает их к своим производственным нуждам. 75% фирм обеспечивают занятый у них персонал программами профессиональной подготовки.
Среди основных факторов, иллюстрирующих важность непрерывного образования, могут быть выделены следующие:
1. Внедрение новой техники,
технологии, производство современных
товаров, рост коммуникативных
возможностей создают условия
для ликвидации или изменения
некоторых видов работ. В
2. Мир превращается в
рынок без границ с высоким
уровнем конкуренции между
3. Изменения во всех областях жизни - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала.
4. Более эффективным и
экономичным для фирмы
1. Организация внутрифирменного обучения. Теоретические основы
В этом разделе представлены основные методологические принципы построения систем внутрифирменного обучения в организации. Приведен сравнительный анализ основных отечественных и зарубежных подходов к корпоративному обучению. Проблема формирования и постановки системы внутрифирменного обучения персонала является на современном этапе актуальной для большинства руководителей организаций малого и среднего бизнеса. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, высокой степенью динамичности и неопределенности окружающей среды, требующей от сотрудников постоянного прироста компетенций.
Как уже отмечалось, необходимым
условием повышения
Первый, условно его можно
назвать экспертным, предполагает возможность
подготовки программы развития организации,
решения каких либо проблем, подготовки
управленческого решения на базе
знаний и опыта приглашенного
консультанта. Задача перед консультантом,
работающим в рамках подобного подхода,
ставится следующим образом –
провести диагностику и подготовить
план изменения ситуации. В соответствии
с этим подходом программа обучения
должна снабдить слушателей знаниями
о типичных проблемах, с которыми
они могут столкнуться в
В рамках данного подхода,
проект предполагаемых действий, может
быть создан, и главное, реализован
только при участии управленческого
персонала организации. В этом случае
у обучающихся, кроме набора профессиональных
знаний, должна быть сформирована установка
на изменение, овладение новыми формами
индивидуального поведения и
развиты способы групповой
На современном этапе
программы внутрифирменного обучения
персонала организации
1. Нацеленность на решение стратегических и тактических задач, стоящих перед компанией-заказчиком: программа разрабатывается на основе пожеланий компании-заказчика, ориентирована на ее стратегические цели и приоритетные задачи.
2. Обучение на внутрифирменных программах может проводиться не только в формате семинаров и тренингов, но и как обучающий консалтинг: результатом является разработка новых принципов работы компании, формирование регламентов, процедур взаимодействия и стандартов предприятия).
3. Корпоративное знание: участие в программе обучения сотрудников различных подразделений позволяет сформировать единые корпоративные принципы работы и взаимодействия, развить корпоративную культуру компании-заказчика.
4. Обратная связь: по итогам обучения представляется отчет тренера по обучающимся, соответственно, тренер также получает обратную связь, позволяющую оценить эффективность программы внутрифирменного обучения.
Таким образом, в первую очередь,
корпоративные программы
И, наконец, только такого рода
программы позволяют выступать
в роли "преподавателей" ведущим
специалистам самой компании. Вместе
с тем, как бы ни формулировалась
потребность, система внутрифирменной
подготовки может быть эффективной
только в том случае, если будет
проанализировано существующее положение,
оценена перспектива и
1.1 Модели внутрифирменного обучения
Остановимся на четырех основных
группах моделей
Модели обучения в рамках
данной концепции включают в себя
формирование или расширение отдельных
компетенций или комплекса
В результате обучения работник
должен иметь определенный набор
различных технологических
Сопутствующие компетенции
- являются дополнительными и
Системные модели внутрифименного обучения. Эта группа моделей основывается на видении организации как целостной системы. На основании этого видения формируются программы внутрифирменного обучения. Часть этих программ стандартизирована и представлена на рынке в виде электронных продуктов. Традиционно сильной стороной системных моделей выступает акцент на групповые процессы и групповое обучение. Это обусловлено, прежде всего, синергетическими эффектами групповой (командной, проектной) работы.
Некоторые системные модели ВФО, в частности Тэвистокская модель, предполагают построение обучения на четырех уровнях, соответственно уровням системного анализа:
1. Уровень отдельных сотрудников (индивидуальные компетенции, компенсации пробелов в знаниях, умениях и навыках, личная эффективность сотрудников).
2. Уровень групп (методы групповой работы, командообразование, развитие «группового интеллекта» и т.п.).
3. Уровень организации (менеджмент, корпоративная культура, бизнес - процессы и их оптимизация и т.п.).
4. Уровень межорганизационных взаимодействий (особенности рынка, конкурентная борьба, стратегии переговоров, имиджелогия и т.д.).
Другую системную модель внутрифирменного обучения разработали отечественные авторы. С их точки зрения целостная рабочая модель системы корпоративного обучения должна включать в себя: методически обоснованную, простую в применении подсистему мониторинга потребностей в обучении (включающую инструменты и методы систематизированной оценки потребностей в обучении, планы корпоративного обучения и индивидуального профессионального роста сотрудников), корпоративные стандарты для принятия решений по конкретным заявкам на обучение (включают в себя «Положения о корпоративном обучении», мероприятия по постановке ВФО или корректировке проблемных зон существующей системы обучения, модель Корпоративной Системы Обучения.) единую подсистему оценки эффективности обучения, разработанные стратегии повышения эффективности корпоративного обучения (контроль качества ВФО, внедрение результатов ВФО в практику, пост – обучающее сопровождение). Основу рабочей модели системы внутрифирменного обучения в рамках системного подхода должна, с точки зрения авторов, составлять концепция внутрифирменного обучения, которая «увязывает» обучение со стратегическими целями организации, объединяет мероприятия по оценке и обучению сотрудников в целостную систему развития персонала, регламентирует зоны ответственности за обучение и внедрение на практике результатов обучения, обозначает способы мотивирования персонала на обучение.
Информация о работе Организация внутрифирменного обучения и его эффективность