Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:44, курсовая работа
Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах специалисты Японского центра по повышению производительности труда отмечали в документе «10 лет за производительность», что промышленность и управление - это, прежде всего людские ресурсы и главная проблема заключается в том, как обеспечить отрасли промышленности и управленческие структуры квалифицированными кадрами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация внутрифирменного обучения. Теоретические основы……….5
1.1. Модели внутрифирменного обучения………………………………………8
1.2. Теория и практика осознанной необходимости внутрифирменного обучения………………………………………………………………………….14
2. Внутрифирменное обучение. Анализ сущности и практическое применение……………………………………………………………………….21
2.1. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения………….21
2.2. Цели и направления внутрифирменного обучения……………………….32
3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...43
обучение мотивация
3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения
Рассматриваются особенности внутрифирменного обучения персонала, описываются результаты диссертационного исследования и существующих теоретических подходов к оценке эффективности внутрифирменного обучения. Определенный исследованием комплекс психологической оценки эффективности внутрифирменного обучения в рамках модели профессионального развития отражает психологические критерии эффективности обучения и варианты системной оценки эффективности внутрифирменного участниками процесса внутрифирменного обучения.
Ключевые слова: внутрифирменное
обучение; обучение персонала; оценка
внутрифирменного обучения персонала;
психологические критерии эффективности
внутрифирменного обучения; модель адаптивного
поведения; модель профессионального
развития личности; оценка на основе индивидуальной
относительной нормы и
Автоматизация и компьютеризация рабочих мест, быстрое старение профессиональных знаний полученных в учебных заведениях, сокращающиеся сроки перехода на новые технологии работы (с 3 – 7 лет в 70 – 80-е годы прошлого века до 0,8 – 2 лет в настоящее время) требуют многократного обучения и переобучения человека на протяжении всей трудовой жизни. Значительное увеличение потребностей в дополнительном профессиональном обучении требуют дополнительных затрат на обновление знаний сотрудников.
Сложившиеся рыночные отношения выдвигают новые требования к обучению персонала – оно должно быстро откликаться на меняющиеся потребности в квалифицированных кадрах, стать мобильным и учитывать запросы экономики и общества в целом с максимальным сближением рабочих и учебных мест путем создания специальной системы подготовки персонала.
Под внутрифирменным обучением мы будем понимать процесс совершенствования знаний, умений и навыков, способностей сотрудников под руководством опытных преподавателей, осуществляемый в реальном пространстве трудовой деятельности субъекта на предприятии. Сущностными признаками внутрифирменного обучения являются: объективная обусловленность обучения потребностями производственного процесса; единство мотивационных, интеллектуальных, физических и практических компонентов деятельности; обусловленность обучения конкретной ситуацией, сложившейся в организации; использование сочетания наиболее оптимальных и рациональных приемов, методов и средств обучения; направленность субъекта обучения на совершенствование способов и приемов решения специальных задач использования в дальнейшей деятельности.
В настоящее время уже можно говорить о развитии новой отрасли — педагогики подготовки персонала, которая складывается на стыке психологии, педагогики, менеджмента, социологии и экономики. Главная ее задача - изучение опыта подготовки, переподготовки, повышения квалификации на предприятиях, теоретические и практические исследования по определению эффективных форм и методов обучения и развития обучающихся, вооружение преподавателей обучения психолого-педагогическими знаниями, поиск наиболее эффективных форм и технологий в работе внутрифирменных центров обучения.
Основной целью нашего исследования было определение критериев эффективности внутрифирменного обучения. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, или классификация чего – либо, мерило оценки. Под психологическим критерием будет понимать психологический принцип или условие, на основании которого производится оценка.
В виду того, что основную ответственность за все управленческие процессы в компании несет руководитель, следовательно, только директор и его ключевые сотрудники определяют внутреннюю образовательную политику предприятия. Поэтому, мы посчитали необходимым изучить позицию руководителей предприятий как заказчиков образовательной услуги в отношении организации внутрифирменного обучения персонала. Ста семнадцати руководителям: директорам, их заместителям и ключевым сотрудникам 13 предприятий было предложено осветить личное понимание изучаемого вопроса в форме анкеты. Анкета содержала открытые вопросы по перечисленным ниже направлениям: в чем выражается успешность в работе центра обучения персонала; какие желательны изменения в процессе подготовки кадров; каких знаний и навыков не хватает подчиненным; какие формы обучения наиболее прогрессивны и удобны; с какой периодичностью необходимо проходить повышение квалификации; чему необходимо обучать кадровый резерв?
Результаты анкетирования со свободными текстами подверглись контент-анализу. Основные выводы, можно сформулировать так:
Руководители относятся к обучению на предприятии как части единой организационной культуры и установленных бизнес процессов предприятия;
Руководители уверены, что увеличение финансовой прибыли напрямую зависит от производительности труда, которое можно увеличить путем повышения квалификации персонала;
Каждый сотрудник должен проходить обучение не менее раза в год;
Наилучшей формой обучения
опрашиваемые считают дистанционное
обучение с применением видеофильмов,
интерактивных заданий в
Для нахождения наиболее весомых критериев эффективности, а так же выяснения их психологической сущности был проведен факторный анализ.
Результаты исследования
показали, что руководители компаний
оценивают эффективность
Модель адаптивного поведения содержит единственный оценочный критерий - соответствие формальным требованиям и нормам по организации процесса и оформлению проводимого обучения. Критерий оценивает исполнительность и лояльность к системе, при этом не учитывает качественные и содержательные факторы, отражающие результативность обучения.
Модель профессионального развития содержит четыре критерия составляющих единый комплекс психологической оценки эффективности внутрифирменного обучения в рамках модели профессионального развития:
«Оценка процесса» - оценка эффективности обучения строится на основе оценочных действий по сравнению сегодняшних достижений с прежними. Осуществляется оценка процесса развития личностных качеств и динамика изменений, происходящих непосредственно с индивидуумом. Оценку осуществляет как сотрудник, так и руководитель, являющийся инициатором обучения.
«Оценка цели» – оценка
строится на основе сравнения достижения
внутренне ожидаемых целей
«Оценка удовлетворенности» - оценка обучения осуществляется с точки зрения интереса и удовлетворенности участием в обучающем процессе или организацией процесса обучения.
«Оценка результата» - эффективность обучения включает оценочные действия сравнения экономических, статусных и др. показателей, обусловленных проводимым обучением. Осуществляется оценка достигнутого результата по социально значимым параметрам: производительность труда, статус, повышение зарплаты.
Данные четыре критерия отражают
варианты единого комплекса
Рисунок 1. Система психологической оценки эффективности внутрифирменного обучения
Психологическими критериями эффективности внутрифирменного обучения выступают:
1. удовлетворенность процессом обучения;
2. индивидуальная значимость результатов обучения;
3. достижение ожидаемой (планируемой) цели обучения;
4. социальная значимость результатов обучения.
Разночтение результатов эффективности внутрифирменного обучения возникает из-за смены критериев во время проведения процедуры оценки. Руководители часто проводят оценку обучения для подчиненного персонала по критерию «социальная значимость результатов обучения», а для себя производят оценку по критерию «индивидуальная значимость результатов обучения».
Процесс оценки эффективности обучения усложняется еще и тем, что по каждому из критериев респонденты проводят оценочные действия в зависимости от внутренних, применяемых сотрудником измерительных значений - «градуированным делениям». В качестве «градуировки» применяются:
- удовлетворенность участником программой обучения;
- удовлетворенность процессом обучения руководителем обучающегося сотрудника;
- индивидуальная относительная норма респондента;
- достижение ожиданий участника обучения;
- достижение ожиданий руководителя обучающегося сотрудника;
- социальная относительная норма, транслируемая компанией или обществом.
Поэтому содержательный класс
психологической оценки эффективности
внутрифирменного обучения имеет много
вариантов итоговой оценки. При этом
варианты совпадения позиций в оценке
эффективности результатов
Определенные в исследовании критерии имеют важное теоретическое и практическое значение для понимания принципов на которых базируется оценка заказчиками и участниками обучающих мероприятий, программ обучения и всей работы центров внутрифирменного обучения.
Заключение:
В данной работе мы рассмотрели
важность и эффективность
более успешно решает проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности, и поддерживает необходимый уровень конкурентоспособности;
повышает приверженность персонала, снижает текучесть кадров;
повышает способность
персонала адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим
позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты корпоративной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
Для сотрудника польза состоит в следующем:
- более высокая удовлетворенность своей работой;
- рост самоуважения;
- рост квалификации, компетенции;
- расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации.
Качество человеческих ресурсов
непосредственно влияет на конкурентные
возможности организации и
Список используемой литературы:
1. Арии де Гиус, Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. Пер. с англ. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
2. Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами. – 8-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004.
3. Базаров Т.Ю., Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.
4. Друкер П.Ф., Задачи менеджмента в 21 веке: Учебное пособие / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
5. Джордж Л. Майкл, Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
6. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Стратегическое управление персоналом. – М.: ИНФРА – М., 2000.
Информация о работе Организация внутрифирменного обучения и его эффективность