Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:44, курсовая работа
Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах специалисты Японского центра по повышению производительности труда отмечали в документе «10 лет за производительность», что промышленность и управление - это, прежде всего людские ресурсы и главная проблема заключается в том, как обеспечить отрасли промышленности и управленческие структуры квалифицированными кадрами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация внутрифирменного обучения. Теоретические основы……….5
1.1. Модели внутрифирменного обучения………………………………………8
1.2. Теория и практика осознанной необходимости внутрифирменного обучения………………………………………………………………………….14
2. Внутрифирменное обучение. Анализ сущности и практическое применение……………………………………………………………………….21
2.1. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения………….21
2.2. Цели и направления внутрифирменного обучения……………………….32
3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...43
К разряду стандартных факторов, которые могут мотивировать сотрудников, относятся:
- стремление сохранить работу, остаться в занимаемой должности;
- желание получить повышение или занять другую должность;
- заинтересованность в повышении заработной платы;
- интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками, желание установить контакты с другими участниками программы;
- стремление понять пути решения существующих злободневных проблем собственной деятельности.
Образовательные программы управленческой подготовки действительно актуальны и эффективны только в том случае, если дают участникам ответы на вопросы, возникающие у них в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей, а также, если формируют у них навыки и умения, необходимые для решения стоящих перед ними задач. Этого трудно добиться без анализа основных обязанностей потенциальных участников программы и изучения необходимой для выполнения должностных обязанностей квалификации. Проведя такой анализ, можно перейти к определению потребностей в обучении, что является ключевым моментом в управлении профессиональным развитием.
2. Внутрифирменное обучение. Анализ сущности и практическое
применение
2.1 Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения
В связи с динамизмом экономики и постоянными изменениями в законодательстве, в корпоративных правилах, персонал холдингов подвержен значительным воздействиям внешней среды. Это обуславливает текучесть кадров, изменения организационных структур, требования к должностям. В подобных ситуациях очень важно для управления персоналом вести грамотный и всеобъемлющий учет сотрудников, что позволяет более четко осуществлять кадровое планирование, а также организацию труда и внутрифирменное обучение.
Подходы к определению
сущности, целей и задач внутрифирменного
обучения менялись в процессе эволюции
взглядов на развитие и обучение работников
организации в целом. До возникновения
концепции стратегического
Ключевыми моментами этого определения являются указания на: «систематическое развитие» качеств каждого работника компании, а также направленность на обеспечение соответствующего уровня выполнения служебных обязанностей. Однако, это определение исключает из рассмотрения аспект группового и командного обучения.
Внутрифирменное обучение,
должно иметь систематический
В другом определении, данном Д. Хинричсом, отражается типичный американский подход к внутрифирменному обучению. Последнее лучше вписывается в концепцию стратегического развития человеческих ресурсов.
«Внутрифирменное обучение, по Д. Хинричсу, - это процесс, организованный и инициированный компанией, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня ее работников, с целью увеличения их вклада в достижение максимальной эффективности деятельности компании».
Ключевыми моментами, данного определения являются указания на то, что внутрифирменное обучение должно рассматриваться как «процесс, организованный и инициированный компанией», что ответственность за результаты обучения распределена между компанией и каждым обучаемым работником, что «вклад в достижение максимальной эффективности работы компании» является основной целью внутрифирменного обучения, и интегральный вклад формируется из вклада каждого работника в результате повышения производительности и эффективности труда на каждом рабочем месте.
Наиболее точным представляется следующее определение: «Внутрифирменное обучение – это систематический процесс, вписанный в общую политику развития человеческих ресурсов и направленный на изменения поведения работника в целях наилучшего достижения целей организации».
Анализ приведенных трактовок сущности и целей внутрифирменного обучения позволяет сделать вывод, что, во-первых, это не разовый акт, а непрерывный процесс, во-вторых, это процесс, инициированный и управляемый самой компанией, основанный на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного работника и компании в целом.
Содержание внутрифирменного обучения раскрывается через его основные функции, которые на основе обобщения могут быть сформулированы следующим образом:
- Выявление и анализ потребностей в тех или иных знаниях и навыках для определенных работников компании в зависимости от стратегии ее развития и текущих задач, решаемых компанией.
- Анализ возможностей и определение наиболее адекватных форм и методов внутрифирменного обучения.
- Организация и проведение внутрифирменного обучения для целевой группы работников компании, его кадровое, материальное и техническое обеспечение.
- Создание условий и мотивация реализации результатов обучения в процессе профессиональной деятельности обученных работников.
- Оценка результатов обучения.
Результатами внутрифирменного
обучения одновременно являются и результаты
обучения, и, косвенно, результаты профессиональной
деятельности, точнее их изменение
по результатам обучения. Поскольку
объектом внутрифирменного обучения является
человек – работник организации,
изменяемым параметром в результате
осуществления внутрифирменного обучения
должно быть такое качество работника,
которое было бы максимально связано
и содержательно, и формально
с результатами его профессиональной
деятельности. Этим условиям отвечает
такая категория как
Представляется важным уточнить содержание понятий компетентности и компетенции, поскольку эти характеристики отражают потенциальную и реальную возможность работника наиболее полно соответствовать занимаемой должности и ее профессиональному статусу в организации.
Компетентность подразумевает всю совокупность качеств, знаний и навыков работника, необходимых для реализации профессиональных компетенций, т. е. «круга соответствующих полномочий какого-либо органа или должностного лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям». Применительно к профессиональной деятельности, компетенциями описывается спектр профессиональных задач, стоящих перед работником.
Компетентность есть производная компетенции. Компетенция определяет функции и задачи профессиональной деятельности, а компетентность, представляет набор знаний и навыков, необходимых для реализации соответствующей компетенции.
Компетентность проявляет индивидуальную специфику каждого субъекта - носителя компетенции. Уровень компетентности может способствовать или препятствовать эффективной реализации компетенции. На формирование компетентности оказывает влияние, во-первых, компетенция, которая определяет потребность в определенном уровне компетентности, во-вторых, личные качества и способности ее носителя.
Содержательная сторона
понятия «компетентность» разными
исследователями толкуется по-
- интегративная компетентность - способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющейся внешней среды;
- психологическая компетентность - умение ориентироваться и контролировать внутренние и внешние эмоциональные воздействия, прогнозировать и управлять поведением людей;
- профессиональная компетентность в различных сферах деятельности. В рамках другого подхода компетентность рассматривается как совокупность исключительно знаний, так называемого «багажа», исключая навыки и деловые качества, которые находятся за рамками компетентности, но являются катализатором, активизирующим эти знания.
Японские исследователи выделяют следующие составляющие компетентности: самоконтроль, жизнеспособность, общение, чувство организованных действий, пытливость.
Компетентность целесообразно рассматривать как совокупность и знаний, и навыков, т. к. обе эти составляющие необходимы для успешной реализации компетенций. Причем, одно не является абсолютным производным другого: навыки могут быть выработаны не на основе знаний, а, нередко на основе подражания и заучивания; также как не, всегда и не все знания формируют навыки. Учитывая многоаспектность данного понятия, имеет смысл рассматривать компетентность работника организации как совокупность:
- общих знаний;
- профессиональных знаний;
- профессиональных навыков;
- коммуникативных навыков;
- управленческих навыков, в том числе инновационности и устойчивости к изменениям, являющихся разновидностью навыков, и также требующих оценки и развития.
Таким образом, принимая компетентность в качестве целевого параметра внутрифирменного обучения, цель последнего можно определить как повышение компетентности персонала, осуществляемое на средства, выделяемые организацией, в рамках общей стратегии развития человеческих ресурсов, ориентированной на наилучшее достижение целей организации.
В соответствии с подходом в каждом конкретном случае задачей внутрифирменного обучения является развитие тех категорий компетентности работника, которые соответствуют текущим потребностям организации, что определяется ее кадровой политикой.
С функциональной точки зрения
различают несколько видов
1. Обучение вновь пришедших
в организацию работников, что
включает в себя
2. Обучение с целью
повышения уровня
3. Переподготовка с целью ротации или освоения новых видов деятельности. Переподготовка подразумевает, в основном, овладение базовыми и профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для освоения другого вида деятельности.
В рамках перечисленных видов внутрифирменного обучения рядом исследователей выделяются три направления, каждое из которых увязано с политикой развития человеческих ресурсов организации8.
1-ое направление:
2-ое направление:
3-е направление: программы
развития, охватывающие желающих
развить свой потенциал,
1. Обучение на рабочем месте в процессе работы (на западе применяется термин – on the job training). Эта форма подготовки является наиболее оперативной, т. к. обеспечивает тесную связь непосредственно с процессом деятельности работника. Обычно данная форма реализуется через наставничество и кураторство с использованием методов усложняющихся заданий, направляемого приобретения опыта, производственного инструктажа, ротации, использования работника в качестве ассистента, делегирования полномочий – функций и ответственности.
2. Обучение с отрывом
от работы – (на западе
Информация о работе Организация внутрифирменного обучения и его эффективность