Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:46, лекция
Организационное поведение – это поведение людей в организациях и практическое использование знаний для повышения эффективности трудовой деятельности людей.
Научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний добавляются результаты новых исследований.
Прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и неудачах распространяется в других организациях.
Цель:
Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях;
Выяснение причин поступков человека в определённых условиях;
Предсказания поведения работника в будующем;
Владение навыками управления поведением людей.
Методы восходящих коммуникаций.
открытые представляют возможность затронуть любую тему в любой форме
закрытые концентрированы на узкой теме и призывают к честному ответу;
Другие формы коммуникации.
а) телекоммуникационные
б) виртуальные офисы –
способность использовать все
возможные достижения в
3) Неформальные коммуникации – выделяют следующие виды неформальных коммуникаций.
1) однонаправленные а->я
2) сплетён ->ц
3) гроздевая ->ц->с->о
4) вероятности.
Управление неформальных коммуникаций.
Л 5.
Руководство.
Руководство – процесс влияния, поддержки, направленный на достижение поставленной цели.
К основным элементам руководства
относят влияние, поддержку, обеспечивание
добровольного участия и
Руководство направлено на определённое развитие объединения обогащенных потенциальных организацией и способностей сотрудников.
Функции менеджера закреплены официально, но когда подкрепляет свои действия неформальным влиянием, то он действует как настоящий руководитель. Он движет видением высоких целей и вдохновляет на их достижения работников организации. В силу различий между лидерством и управлением сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие люди умеют привести свою группу в движение, но не в силах заставить её двигаться в направлении, которое кратчайшим путём ведёт к достижению целей. Человек может быть слабым лидером, но эффективным менеджером, если он управляет подчинёнными, которые чётно осознают свои задачи и мотивированы к труду. Такие ситуации бывают очень редко, а настоящий руководитель должен обладать разными навыками лидера. О способности к руководству можно усовершенствования с помощью ролнвых моделей.
Изучая множество факторов ( психологические, физические, интеллектуальные) приходят к мнению, что настоящий руководитель должен обладать следующими чертами:
- наличие высоких целей;
- стремление к лидерству;
- чёткость, уверенность в себе;
- способность к обучению;
- харизма;
- гибкость;
- адаптивность;
- положительные эмоции;
- оригинальность, творчество;
- желание руководить;
- грамота;
- личные цели.
К наиболее значимыми навыками руководителя относят технические, человеческие и концептуальные.
Технический характер знания, способность менеджера в технических и других процессах с увеличением ответственности, связанной с руководителем – значение технической стороне производства процессов.
Человеческие навыки – навыки эффективного взаимодействия руководителя с подчинёнными. Умение создавать рабочие команды.
Концептуальные способности – умение ведения анализа.
Подходы к стилям руководства.
Совокупность прямых и неявных действий руководителя в том виде, как это воспринимается работниками называется стилем руководства.
Стиль руководства представляет собой устойчивое сочетание теоритических воззрений, навыков, умений, характерных черт отношений, проявляющихся в поведении руководителя. Когда говорят о предполагаемом стиле руководства речь идёт только о тех услугах, которые затрагивают подчинённых. Сотрудники реагируют не на то, о чем думают руководители, а на своё восприятие.
Л 6
Поведенческий подход к руководству.
Эффективность руководства зависит не только от личностных характеристик, - сколько от уровня квалификации адекватности ситуации и предпринимаемых действий.
° говоря о квалификации выделяют технические, человеческие и концептуальные навыки.
Техническая квалификация. – Характеризует знания < способности человека в технических или других процессах.
Человеческие квалификации – умение работать с людьми эффективно взаимодействовать с людьми.
Концептуальные способности – выделяют способности руководителя мыслить и поддерживать отношения с людьми.
Адекватность ситуации.
Успешное руководство
Анализ поведения руководителя основывается на 3- х ключевых элементах:
Нельзя заставить
Временами руководитель должен оставаться на заднем плане, избегая давления на группу, не вмешиваться в дискуссию, сохранить спокойствие, временами откладывать решения.
Одна из основных проблем эффективного руководства – умение оценивать ситуации и приспосабливаться к ним.
° предпринимаемое действие подобно умению любой руководитель должен уметь носить оба имени, то есть эффективно взаимодействовать с верхами и с низами.
Способность к подчинению – одно из условий эффективного руководства. Умения подчиняться – камень, на котором проверяется лидерский потенциал.
К характерным путям подчинения относятся:
- лояльность;
- умение играть в команде;
- готовность придти на помощь;
- конструктивная позиция идеям руководителя;
- выполнение функций адвоката;
- придвиденье возможных проблем и их предотвращение.
Кроме этих черт, сотрудники должны успешно справляться с возможными на них должностными обязанностями.
Эффективные руководители, чтобы не получить конфликт с сотрудниками – должен выходить в народ и работать на основном производстве.
Хорошие руководители никогда не забывают о тех, кто находится на передовой.
Л. 7
Поведенческие подходы к стилям руководства.
Савокупность прямых и неявных действий руководителя в том виде, как это воспринимают подчиненные называется стилем руководства.
Стиль руководства представляет собой устойчивое сочетание теоретических воздействий , навыков, умений, характерных черт отношений, проявляющиеся в поведении руководителя.
Когда говорят о предполагаемом стиле руководства, то речь идёт о тех его чертах, которые затрагивают подчиненных. Работники реагируют не на то о чём думает руководитель, а на своё восприятие действий руководителя.
Руководители, предпочитающие поощрения, относятся к положительным руководителям. А те, которые уделяют внимание санкциям – имеют ввиду негатив – отрицательный стиль руководства. В его основе лежит уверенность в том, что строгость приведет к повышению производительности труда. Так ведут себя не руководители, а боссы.
Число стилей руководства бесконечно и изменяется от строгоположительных и строгоотрицательных стилей.
Преобладающим является стиль, который находится в контексте одной из моделей организационного поведения.
Стили основанные на властных полномочиях:
Каждый руководитель использует инструменты 3 - х стилей.
Авторитарный стиль – предполагает концентрацию в руках руководителя всех властных полномочий, единоличное принятие решений. Основе авторитаризма формируется негативный стиль руководства, угрозы и наказания, но это не мешает автократу быть иногда щедрым.
Предполагает участие в управлении – руководитель и группа образуют единую социальную систему. Руководитель принимает решение после консультации с подчиненными. Работники получают исчерпываемую информацию о процессе труда. Их поощряют за предположения по усовершенствованию производства.
Анархический стиль – сторонники этого стиля избегают применения властных полномочий, ответственность решением управленческих проблем. Зависимы от мнения группы, члены которой самостоятельны в обучении и самомотивизированы. Руководство играет второстепенную роль, анархическое управление, отклонение выходят руководителя в решении проблем.
Л. 8
Стили руководства, основанные на внимании.
Использование критерия как отношение руководителя к работникам – позволяет выделить следующие стили:
Этот стиль основан на стремлении
руководства заставить
Такие руководители требуют строгого подчинения работников распорядку, для них превыше всего правила процедуры информации.
Такие руководители требуют строгого подчинения общему распорядку.
Л 9.
Матрица стилей.
Матрица представляет собой сочетание различных комбинаций 2 - х подходов к управлению. В матрице § 1 вариант стилей руководства, по описанным , изуч. 5, которое в матрице является крайним.
9 |
1 |
9 |
9 |
9 | |||||
8 |
|||||||||
7 |
|||||||||
6 |
|||||||||
5 |
5 |
5 |
|||||||
4 |
|||||||||
3 |
|||||||||
2 |
|||||||||
1 |
1 |
1 |
9 |
1 | |||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9.1 – авторитарное руководство. Руководитель ставит заботу о производстве социальной и никакой деятельности. Подчиненные не участвуют в принятии решений. Положительные черты таких руководителей является высокий уровень ответственности труда. Отсутствует связь между подчиненным и руководителем.
1.9 – социальное руководство ( деревенский клуб) – руководители уделяют особое внимание нуждам и потребностям подчиненных. Основа успеха заключается в поддерживании атмосферы доверия, взаимоотношения в коллективе. ( Но это ведёт к принятию половинчатых решений. – страдает производство.
5.5 – производственно коллегиальное управление( середина дороги). Такие руководители умело сочетают заботу о людях, заботу о производстве.
Положительными чертами