Основы организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:46, лекция

Описание работы

Организационное поведение – это поведение людей в организациях и практическое использование знаний для повышения эффективности трудовой деятельности людей.
Научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний добавляются результаты новых исследований.
Прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и неудачах распространяется в других организациях.
Цель:
Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях;
Выяснение причин поступков человека в определённых условиях;
Предсказания поведения работника в будующем;
Владение навыками управления поведением людей.

Файлы: 1 файл

Организационное поведение1.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

Методы восходящих коммуникаций.

 

  1. Вопросы, которые подразделяют на открытые и закрытые:

  открытые представляют возможность затронуть любую тему в любой форме

  закрытые концентрированы на узкой теме и призывают к честному ответу;

  1. Умение слушать;
  2. Собрание работников. Позволяет высказываться по рабочим проблемам, неудовлетворительных потребностях, методом управления;
  3. Политика открытых дверей;
  4. Участие в социальных группах, - неформальные, носящие развлекательный характер мероприятия представляет исключительную возможность для внеплановых восходящих контактов.

 

Другие формы коммуникации.

 

  1. Горизонтальные коммуникации;
  2. Электронные коммуникации:

  а) телекоммуникационные системы  – работы на дому;

  б) виртуальные офисы –  способность использовать все  возможные достижения в передаче  информации;

3) Неформальные коммуникации –  выделяют следующие виды неформальных коммуникаций.

 

 1) однонаправленные   а->я

2) сплетён                        ->ц

                                         а->м

                                           ->к

3) гроздевая                     ->ц->с->о

                                         а->м

                                           ->к

4) вероятности.

 

 

Управление неформальных коммуникаций.

 

  1. Необходимо устранять причину слухов;
  2. Обращать внимание на противодействие серьезным слухами;
  3. Опровергать слухи фактами;
  4. Начинать противодействия слухам как можно раньше;
  5. Уделять внимание личному предоставлению фактов ( можно в письменной форме).
  6. Предоставлять факты из достоверных, надёжных источников;
  7. Воздерживаться от пересказов слухов при опровержении;
  8. Поощрять неформальных лидеров за желание сотрудничать;
  9. Прислушиваться ко всем слухам что бы понять что они означают.

 

Л 5.

Руководство.

 

Руководство – процесс влияния, поддержки, направленный на достижение поставленной цели.

К основным элементам руководства  относят влияние, поддержку, обеспечивание  добровольного участия и достижения целей.

Руководство направлено на определённое развитие объединения обогащенных потенциальных организацией и способностей сотрудников.

Функции менеджера закреплены официально, но когда подкрепляет свои действия неформальным влиянием, то он действует  как настоящий руководитель. Он движет видением высоких целей и вдохновляет на их достижения работников организации. В силу различий между лидерством и управлением сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие люди умеют привести свою группу в движение, но не в силах заставить её двигаться в направлении, которое кратчайшим путём ведёт к достижению целей. Человек может быть слабым лидером, но эффективным менеджером, если он управляет подчинёнными, которые чётно осознают свои задачи и мотивированы к труду. Такие ситуации бывают очень редко, а настоящий руководитель должен обладать разными навыками лидера. О способности к руководству можно усовершенствования с помощью ролнвых моделей.

Изучая множество факторов ( психологические, физические, интеллектуальные) приходят к мнению, что настоящий руководитель должен обладать следующими чертами:

- наличие высоких целей;

- стремление к лидерству;

- чёткость, уверенность в себе;

- способность к обучению;

- харизма;

- гибкость;

- адаптивность;

- положительные эмоции;

- оригинальность, творчество;

- желание руководить;

- грамота;

- личные цели.

К наиболее значимыми навыками руководителя относят технические, человеческие и концептуальные.

Технический характер знания, способность  менеджера в технических и  других процессах с увеличением  ответственности, связанной с руководителем – значение технической стороне производства процессов.

Человеческие навыки – навыки эффективного взаимодействия руководителя с подчинёнными. Умение создавать рабочие команды.

Концептуальные способности  – умение ведения анализа.

 

Подходы к стилям руководства.

 

Совокупность прямых и неявных  действий руководителя в том виде, как это воспринимается работниками  называется стилем руководства.

Стиль руководства представляет собой  устойчивое сочетание теоритических  воззрений, навыков, умений, характерных черт отношений, проявляющихся в поведении руководителя. Когда говорят о предполагаемом стиле руководства речь идёт только о тех услугах, которые затрагивают подчинённых. Сотрудники реагируют не на то, о чем думают руководители, а на своё восприятие.

 

Л 6

Поведенческий подход к  руководству.

Эффективность руководства зависит  не только от личностных характеристик, - сколько от уровня квалификации адекватности ситуации и предпринимаемых действий.

° говоря о квалификации выделяют технические, человеческие и концептуальные навыки.

Техническая квалификация. – Характеризует  знания < способности человека в технических или других процессах.

Человеческие квалификации – умение работать с людьми эффективно взаимодействовать  с людьми.

Концептуальные способности – выделяют способности руководителя мыслить и поддерживать отношения с людьми.

Адекватность ситуации.

Успешное руководство предполагает, что действия успешное руководство  предполагает, что действия менеджера  способствует объединению и сплочению подчиненных в достижении поставленных целей.

Анализ поведения руководителя основывается на 3- х ключевых элементах:

      1. Сам руководитель;
      2. Его подчиненные;
      3. Ситуация.

Нельзя заставить соответствовать  руководителю опр. образца. эффективное  руководство предполагает активность, но она проявится в том случае, когда в ней есть необходимость.

Временами руководитель должен оставаться на заднем плане, избегая давления на группу, не вмешиваться в дискуссию, сохранить спокойствие, временами  откладывать решения.

Одна из основных проблем эффективного руководства – умение оценивать ситуации и приспосабливаться к ним.

° предпринимаемое действие подобно  умению любой руководитель должен уметь  носить оба имени, то есть эффективно взаимодействовать с верхами  и с низами.

Способность к подчинению – одно из условий эффективного руководства. Умения подчиняться – камень, на котором проверяется лидерский потенциал.

К характерным путям подчинения относятся:

- лояльность;

- умение играть в команде;

- готовность придти на помощь;

- конструктивная позиция идеям руководителя;

- выполнение функций адвоката;

- придвиденье возможных проблем  и их предотвращение.

Кроме этих черт, сотрудники должны успешно  справляться с возможными на них  должностными обязанностями.

Эффективные руководители, чтобы не получить конфликт с сотрудниками – должен выходить в народ и работать на основном производстве.

Хорошие руководители никогда не забывают о тех, кто находится на передовой.

 

Л. 7

Поведенческие подходы  к стилям руководства.

 

Савокупность прямых и неявных действий руководителя в том виде, как это воспринимают подчиненные называется стилем руководства.

Стиль руководства представляет собой  устойчивое сочетание теоретических  воздействий , навыков, умений, характерных  черт отношений, проявляющиеся в  поведении руководителя.

Когда говорят о предполагаемом стиле руководства, то речь идёт о  тех его чертах, которые затрагивают  подчиненных. Работники реагируют  не на то о чём думает руководитель, а на своё восприятие действий руководителя.

Руководители, предпочитающие поощрения, относятся к положительным руководителям. А те, которые уделяют внимание санкциям – имеют ввиду негатив – отрицательный стиль руководства. В его основе лежит уверенность в том, что строгость приведет к повышению производительности труда. Так ведут себя не руководители, а боссы.

Число стилей руководства бесконечно и изменяется от строгоположительных  и строгоотрицательных стилей.

Преобладающим является стиль, который  находится в контексте одной  из моделей организационного поведения.

 

Стили основанные на властных полномочиях:

 

  1. Авторитарный;
  2. Предполагающий участие;
  3. Анархический стиль.

Каждый руководитель использует инструменты 3 - х стилей.

Авторитарный стиль – предполагает концентрацию в руках руководителя всех властных полномочий, единоличное принятие решений. Основе авторитаризма формируется негативный стиль руководства, угрозы и наказания, но это не мешает автократу быть иногда щедрым.

Предполагает участие  в управлении – руководитель и группа образуют единую социальную систему. Руководитель принимает решение после консультации с подчиненными. Работники получают исчерпываемую информацию о процессе труда. Их поощряют за предположения по усовершенствованию производства.

Анархический стиль  – сторонники этого стиля избегают применения властных полномочий, ответственность решением управленческих проблем. Зависимы от мнения группы, члены которой самостоятельны в обучении и самомотивизированы. Руководство играет второстепенную роль, анархическое управление, отклонение выходят руководителя в решении проблем.

 

 

Л. 8

Стили руководства, основанные на внимании.

 

Использование критерия как отношение  руководителя к работникам – позволяет  выделить следующие стили:

      1. Ориентация на работника;
      2. Ориентация на задачу.
  1. Ориентация на работника  - (подобно как доверие о людях) руководитель уделяет особое внимание взаимоотношениям подчиненными, поддерживает атмосферу доверия, взаимопомощи, чувствителен к нуждам и проблемам подчиненных. Такие руководители отличаются мелким, открытым, дружелюбным характером, а коллектив сплоченностью и грамотностью.
  2. Ориентация на задачу ( забота о процессе производства).

Этот стиль основан на стремлении руководства заставить подчинённых  работать так, чтобы достичь максимальной производительности труда.

Такие руководители требуют строгого подчинения работников распорядку, для них превыше всего правила процедуры информации.

 

    1. Забота о подчиненных: особое внимание уделяется отношениями с подчинёнными;
    2. Заботы о процессе производства.

  Такие руководители требуют  строгого подчинения общему распорядку.

 

 

Л 9.

 

Матрица стилей.

 

Матрица представляет собой сочетание  различных комбинаций 2 - х подходов к управлению. В матрице § 1 вариант стилей руководства, по описанным , изуч. 5, которое в матрице является крайним.

 

9

1

9

         

9

9

 8

                 

7

                 

6

                 

5

     

5

5

       

4

                 

3

                 

2

                 

1

1

1

         

9

1

0

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9


9.1 – авторитарное руководство. Руководитель ставит заботу о производстве социальной и никакой деятельности. Подчиненные не участвуют в принятии решений. Положительные черты таких руководителей является высокий уровень ответственности труда. Отсутствует связь между подчиненным и руководителем.

1.9 – социальное руководство ( деревенский клуб) – руководители уделяют особое внимание нуждам и потребностям подчиненных. Основа успеха заключается в поддерживании атмосферы доверия, взаимоотношения в коллективе. ( Но это ведёт к принятию половинчатых решений. – страдает производство.

5.5 – производственно коллегиальное управление( середина дороги). Такие руководители умело сочетают заботу о людях, заботу о производстве.

Положительными чертами являются постоянство, заинтересованность в  успехе, и стандартность мышления, прогрессивные взгляды. Отрицательной чертой является то, что прогрессивность взглядов мало распределяется на стили управления, а это не способствует движению производства вперед.

Информация о работе Основы организационного поведения