Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:46, лекция
Организационное поведение – это поведение людей в организациях и практическое использование знаний для повышения эффективности трудовой деятельности людей.
Научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний добавляются результаты новых исследований.
Прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и неудачах распространяется в других организациях.
Цель:
Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях;
Выяснение причин поступков человека в определённых условиях;
Предсказания поведения работника в будующем;
Владение навыками управления поведением людей.
9.9 – командное руководство ( руководство близко к низу).
Тип руководителя, который одинакого – бережно относится и к людям и к производству. Стремится приложить максимум усилий в политике и производстве, и привлекает подчиненных к принятию решений.
Ситуационные подходы к руководству:
Основная задача менеджеров состоит в том, что бы определять когда их зависимости от конкретных обстоятельств – использование того или иного стиля целесообразно. Решение этой задачи привело к разработке ситуационных стилей в руководстве. Выбор адекватного стиля определяется в ходе анализа природуправа, ситуации и определение исключительных факторов, влияяющих на эту ситуацию.
Определяют:
1. - модель Фидлера. Ориентирована на обстоятельства. В её условии лежат различия между ориентированием на рабочие задания и на работников, сотрудников руководства.
. - модель ситуационного руководства. Авторы утверждают, что эффективность руководителя зависит от уровня развития ( предпочтения) подчиненных под уровнем развития, полноценной необходимое сочетание квалифицированного работника и его мотивации.
Л 10.
2. Модель ситуационного руководства.
В качестве критериев оценки уровня
развития обычно выступают компетентность
работника, его квалификация, способности,
готовность принять на себя ответственность,
предрасположенность к
Квалификация и степень
Авторы модели выделяют следующие стили руководства, которые соответствуют уровню развития работника:
* при низкой квалификации и ограниченных способностях – приказной стиль;
* при низкой квалификации и больших способностях – стиль внимания;
* при высокой квалификации и
низких способностях –
* при высокой квалификации и
общих способностях –
3. Модель «путь - цель».
- разработки утверждают, что основное
удержание удержание
Это позволяет создать саздать атмосферу способствующую достижению целей. Руководители определяют потребности работников, задают необходимые цели, определяют размер вознограждения, обеспечивают чёткую взаимосвязь с ожиданиями работников и создают благоприятное условие для деятельности, центральное место в модели отводится ценам.
Менеджеры должны обеспечит постановку краткосрочных и долгосрочных рабочих задач.
Кроме определения целей менеджменту необходимо обеспечить психологическую поддержку работников.
Роль руководителя состоит в оказании подчиненным помощи, в осознавании того, что должно быть сделано и как это должно быть сделано.
4. Модель применения решений.
- предполагает, что оценки менеджером текущей ситуации производится в соответствии с атрибутными проблемами.
К ним относят:
1) Какую роль в принятии решений играет уровень технической квалификации работников;
2) Какую роль в принятии решений
играет его одобрение
3) Как оценивая необходимость для принятия решения V Q – цен;
4) Насколько хорошо
5) Как воспримут принятое решение подчинённые;
6) Действительно работники
7) Как оценивается возможность ( вероятность) конфликтов.
Авторы модели считают, что менеджеры имеют возможность использовать следующие подходы:
Авторитарный ё – руководитель принимает решение самостоятельно. Авторитарный 2 – решение принимается когда получается договориться с подчинёнными.
5. Выработка адекватных
6. проводить эволюционные
Консультативный 2 – руководитель проводит проводит собрание с группой, обсуждая проблемы и варианты их решений, потом принимает решение.
Групповой 2 – руководитель проводит совещание на которых группа обсуждает проблему и принимает согласованное решение.
Л 11.
Новые подходы к руководству.
Наиболее существенный вклад в изменение стилей руководства внес Гарри Юкл ( 1 – й посланник года) с целью повышения и выведения процесса производства на новый более, коммуникабельный уровень, Юкл разработал 19концепций поведения руководителя:
Л 12.
Концепция Стивена Керра.
В большинстве моделей
У руководителей могут
К ним относят:
1) Расстояние между
2) Безразличность сотрудников к вознаграждению;
3) Жёсткие рабочие правила;
4) Жёсткая система
5) Слаженные рабочие группы;
6) Внутренняя удовлетворенность от выполнения заданий;
7) Сотрудник обладающим большим опытом, знаниями особенностями;
8) Практика замены руководителя.
9) Внутреннее удовлетворение
Если добиться быстрого изменения ситуации невозможно, то менеджер имеет возможность обратиться к усилителям:
Усилители позволяют усилить положительные черты руководителя и частично компенсировать слабости.
Усилители позволяют усилить
Усилителя позволяют усилить следующие черты руководителя:
1. Высокие цели;
2. Повышение статуса группы;
3. Повышение статуса руководителя;
4. Повышение статуса материального стимулирования;
5. Кризис как демонстрация способностей руководителя.
Исполнение субстантов позволяет частично компенсировать слабости менеджера и поднять эффективность его действий.
Модель саморуководства.
В её основе лежит 2 элемента:
1) Мотивирование направлено на решение задач действия сотрудников;
2) Усилье, нацеленное на выполнение
задач, денежного вознаграждени
Усилители позволяют усилить следующие черты руководителя:
Исполнение субстантов позволяет частично компенсировать слабости менеджера и поднять эффективность его действий.
Мотивация.
Сила побуждения человека к действиям и определяющая как произведенные ценности ожидания, инструментальности.
Валентность – степень значимости получения поощрения для человека, его устремлённость к достижению поставленных целей.
Инструментальность – степень убеждения работников в том, что назначения работников в том, что назначения вознаграждение будет получено немедленно по выполнению задания.
Ожидание – степень
Работа менеджера заключается в том, что определить побуждения работника и его потребности и направить поведения, мотивирую выполнением поставленной задачи.
Внутренние потребности
Мотивационное побуждение.
- побуждение величает на
Наибольший вклад в
Основное внимание он уделил анализу побуждения к достижениям принадлежностью к группе, обладания властью и стремлением к компетентности.
1. Мотивация к достижению. – это стремление работников к достижению определенных целей, решению поставленных задач, продвижению по служебной лестнице. Такие работают более упорно, если уверены, что будут персонально вознаграждены.
2. Моттивация – принадлежность к группе – стремление работников к установлению социальных связей с другими людьми. Производительность труда таких работников повышается, если руководитель отличает их стремление к сотруднечеству.
Работники ориентированы на достижения, выбирают коллег, обладающих професионализмом , навыками, не заботясь о своих чувствах к ним, кто мотевирован на работу в группе – стремятся окружить себя товарищами и получить свободу для развития отношений.
Л 13. (7 )
3. Мотивация к компетенции - это стремление быть лучшим в чем либо, ориентация на высокий уровень, результат и качество.
Ориентирован на коллективность, работники стремятся овладеть проффесиональным мастерством. Гордятся умением применять свои навыки для решения сложных проблем, встречая препядствия не лезут в лоб, а стремятся проявить изобретательность.
Важно то, что они умеют
анализировать приобретенный
В основе их высокой ответственности желания испытать чувство внутреннего удовлетворения, возникающего при выполнении задания на высоком уровне и на оценку, которую они получают от компетентных коллег.
Удовлетворенные работники, стремятся к достижению к возможности перехода к новым проблемам, работники ориентированы на компетентность, особое значение придают уровню своих способностей.
Ориентированы на достижения – они руководствуются девизом «На сколько много я могу сделать, а те кто ориентированы на коллективность – насколько хорошо я это сделать».
Такие работники желали бы оказывать влияние на свою организацию, и самим принимать на себя связанный с этим риск.
Такие менеджеры являются эффективными в том случае, когда их стремление направлено во благо окружающим, а не на достижение личного успеха.
Менеджеры должны поднимать своих работников и их отношение к труду, а это позволяет эффективно использовать индивидуальны подход.
Для определения побуждения у работников необходимо использовать психологические тесты, но наилучшим методом является непосредственное наблюдение за поведением работника.
Теория мотивации.
Среди теории выделяют две группы:
Содержательные
- теория Маслоу
- теория Геруберга
- теория Адефера
построены на различиях
между первичными и
вторичными потребностями.
Теория Маслоу предполагает, что работник имеет определённые потребности, которые он стремится удовлетворить. ( физические, психологические, стремление совершенствоваться)
Менеджер должен:
Теория Геруберга
( автор)
Он утверждает, что мотивация определяется двумя групповыми факторами:
1) Компетенциальные причины –
беспокойство и
- статус;
- отношения с руководством;
- отношения с коллегами;
- отношение с подчиненными;