Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа
Когда я выбирал тему для курсовой, я пытался выбрать такую, которая была бы мне максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими в области разработки управленческих решений. Тему эту считаю очень актуальной, так как с современной развивающейся экономике России, переговоры являются важнейшим инструментом решения всевозможных проблем современного общества. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений, по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Переговоры это менеджмент в действии.
Введение
Глава 1. Переговоры
Определение переговоров
Функции переговоров
Структура переговоров
Итоги переговоров
Глава 2. Групповые решения
2.1 Сущность групповых решений
2.2 Симптомы проявления «огруппленного мышления»
2.3. Принятие решений
Заключение
Список используемой литературы
17. Форрестер Дж. Антиинтуитивное поведение сложных систем.//Современные
проблемы кибернетики. – М.: «Знание», 1977, вып. 7.
стереотипный взгляд на противника – противники рассматриваются как слишком злонамеренные, чтобы вести с ними переговоры или слишком слабые и неразумные, чтобы защитить себя от планируемых ими действий;
давление конформизма – тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, дают отпор, чаще, при помощи насмешек, задевающих личность;
самоцензура – так как в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения;
иллюзия единодушия – самоцензура и конформизм не дают нарушиться консенсусу, создающему иллюзию единомыслия, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения;
«умохранители» – некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность группового решения.
Обобщая практический опыт удачных групповых решений, Джанис сформулировал рекомендации, позволяющие предотвратить «огруппление мышления» индивида в группе:
Быть беспристрастным – не становиться безоговорочно ни на одну из заявленных позиций;
Всемерно поощрять критическую оценку ситуации;
Время от времени подразделять
группу на более мелкие подгруппы, после
чего совместно обсуждать
Приветствовать критику со стороны независимых экспертов и коллег;
Перед выполнением принятых решений провести «собрание последнего шанса» для обсуждения возможных остаточных сомнений. Социальные психологи выделяют несколько ситуационных переменных, которые оказывают значительное влияние на групповое поведение. Это, прежде всего, личностные особенности членов группы, размер группы и степень ее однородности. Личностные особенности членов группы могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность [18]
18. Хилсмен Р. Стратегическая разведка и политические решения. – М.: ИЛ,
1957.
групповой работы. Многочисленные психологические исследования подтверждают, что черты личности, имеющие положительное значение в контексте данной культуры, положительно коррелируют с групповой эффективностью, моральным климатом и сплоченностью. Отрицательно оцениваемые черты личности, типа авторитарности, доминантности, отсутствие гибкости негативно влияют на работу группы. Эффект влияния характеристик отдельной личности может быть невелик, но сумма схожих характеристик часто является решающим фактором групповой деятельности.
Размер группы является важной детерминантой группового поведения. Для выполнения оперативных задач наиболее эффективны группы, состоящие примерно из 7 человек. Большие группы, численностью 12 и более человек являются эффективными для выполнения комплексных и сложных задач. Группы с нечетным количеством работников предпочтительнее, чем группы с четным количеством. Группы из 5 и 7 человек наиболее полно сочетают в себе преимущества больших и малых групп. Данное количество членов в группе (5 или 7 человек) достаточно велико, чтобы сформировать устойчивое большинство, обладать разнообразными навыками и, в то же время, достаточно компактно, чтобы избежать доминирования нескольких членов группы, образования подгрупп, игнорирования участия отдельных членов, дробления группы на диады и т.п.
Неоднородность группы, по
мнению исследователей, благоприятно
сказывается на групповой эффективности.
Если группа неоднородна с точки
зрения личностных особенностей ее членов
(знаний, способностей, навыков), то с
большей вероятностью можно прогнозировать,
что она выполнит любую задачу.
Неоднородная группа, как правило, более
конфликтна, однако практика свидетельствует,
что она способна действовать
более эффективно, чем однородная
группа. Организация и управление
групповой работой достаточно сложный
процесс, который постоянно подвергается
воздействию множества
19. Шегда А.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – К.: Товариство
«Знання», КОО, 1998.
При групповом принятии решения речь идет о групповом обсуждении определенной проблемы, в результате, которого группа как таковая принимает конкретное решение.
Процесс группового принятия решения состоит из четырех этапов:
1. Установление фактов (групповое интервью).
2. Оценка фактов (мнения
по поводу установленных
3. Поиск решения (брейнсторминг).
Принятие решений:
Первый этап: основная задача
заключается в сборе данных. Этот
этап носит исключительно
заранее оповестить всех членов группы о целях группового обсуждения, четко обозначить тему;
выбрать удобное для всех время обсуждения, установив продолжительность около 1,5 часов;
обеспечить физический и
психологический комфорт (желательно
иметь круглый стол, должны отсутствовать
посторонние наблюдатели и т.д.
Задачей интервьюера (проводящего
групповое интервью) является, с
одной стороны, контроль за групповой
динамикой, с другой – направление
группы на достижение поставленной цели.
Для этого он должен способствовать
активному участию каждого
19. Шегда А.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – К.: Товариство
«Знання», КОО, 1998.
1) Хорошим способом «разговорить»
2) Для прояснения высказываний
отдельных участников группы, полезно
задавать дополнительные
3) Если в ходе интервью один из участников задает вопрос ведущему, то он может «переадресовать» этот вопрос всей группе или самому этому участнику (в первом случае это будет вопрос-эстафета, во втором – вопрос-эхо).
4) По мере завершения
обсуждения отдельных пунктов
ведущий должен подводить
Второй этап носит оценочный, диагностический характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время только регистрирует высказываемые мнения. Приступать к поиску решений проблемы на этом этапе еще преждевременно. Поиск решения происходит на третьем этапе.
Третий этап: брейнсторминг (мозговой штурм) – поиск решения проблемы. На этом этапе ни ведущий, ни участники не должны критиковать мнение других участников. Группа должна высказывать максимальное количество идей по поводу одной конкретной проблемы.
Процесс протекания брейнсторминга включает три фазы:
Вступительная фаза, длительностью примерно 15 минут. За это время ведущий сообщает информацию о методе, правилах и четко излагает вопрос, требующий решения.
Основная, узловая фаза брейнсторминга, длится около часа. Наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно. [19]
Заключительная фаза. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения
19. Шегда А.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – К.: Товариство
«Знання», КОО, 1998.
их реального применения. Если у участников возникнут еще какие-либо идеи позже, они смогут изложить их в письменном виде в течении суток.
Наибольший успех
группа должна включать в себя не более 10 человек;
статус участников должен быть примерно равным;
в группе должно быть всего
несколько человек, сведущих в рассматриваемой
проблеме, чтобы предоставить полный
простор воображению
обсуждение должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке, для того, чтобы участники чувствовали себя свободно. Кресла должны быть расположены по кругу, стол не обязателен;
участники должны обращаться друг к другу по именам;
руководитель не должен подавлять группу, однако именно он направляет ее работу;
на брейнсторминге помимо основных участников необходимы наблюдатели «за кругом», которые должны фиксировать все что говорится без разбору,но не вмешиваться в работу группы. В некоторых случаях руководитель сам фиксирует на доске высказывания участников.
Четвертый этап – это
стадия принятия решения. Предложенные
решения группа сопоставляет с установленным
на втором этапе «диагнозом», происходит
своеобразный перебор вариантов
решения, их сопоставление и выбор
наиболее оптимального из них. Обычно
при обсуждении на этом этапе присутствует
также около десяти человек. Ведущий
обозначает на доске план обсуждения,
фиксирует все поступающие
В значительной степени успех
группового принятия решения зависит
от деятельности ведущего, направляющего
работу всей группы. Он должен создавать
атмосферу доверия и
19. Шегда А.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – К.: Товариство
«Знання», КОО, 1998.
Современные исследования по эффективности брейнсторминга обнаружили, что этот метод является более успешным, если идеи вырабатывались независимо, а потом комбинировались, нежели при групповом обсуждении. Возможно, что превосходство группы проявляется из-за того, что больше людей занято решением проблемы, а не из-за самого взаимодействия. «Мозговой штурм» мало эффективен в чрезмерно больших группах, так как отдельные ценные мнения там часто игнорируются, а голосование не гарантирует принятия оптимальных решений. В то же время авторы отмечают, что группы обычно добиваются лучшего результата, чем индивидуумы, особенно, если лидер добивается, чтобы свое мнение высказывали все члены группы. Однако лучший член группы в одиночку может добиться лучшего результата, чем вся группа в целом.
Западные исследователи пришли к выводу, что групповые оценки точнее индивидуальных, но при этом групповая точность зависит от различных факторов: от природы и сложности задачи, от компетентности членов группы, способа общения. Некоторые исследователи (Р.Хейсти, Г.Хилл и др.) обнаружили, что групповые решения логических задач превосходили индивидуальные общим развитием, но самый эрудированный представитель группы в одиночку работал лучше, чем вся группа в целом. При решении сложных вопросов групповая работа имеет неоспоримые преимущества, так как члены группы могут поделиться мнениями и исправить ошибки друг друга. На эффективности групповой работы значительно сказывается и то, каким образом взаимодействуют члены группы между собой. [19]Интересные результаты были получены Д. Снайзек, которая сопоставляла пять типов методик принятия решений, применяемых группами: 1) «консенсус», когда в лобовом, открытом обсуждении выбирается оценка, принимаемая всеми членами группы; 2) «диалектическая» методика, в которой члены группы обсуждали факторы, которые могут повлиять на их оценку; 3) «диктатура», когда обсуждение заканчивается выбором субъекта, чья оценка и станет оценкой группы; 4) метод Дельфи, когда члены группы не встречаются лицом к лицу, а представляют ответы анонимно в серии раундов, пока не будет достигнут консенсус или принято среднее решение; 5) «коллективная» методика, предотвращает все интриги среди членов группы, просто усредняя индивидуальные оценки для получения оценки коллективной.Автор обнаружил, что каждая из четырех первых методик достигала более точных результатов, чем простое усреднение (пятая методика), но лучшие результаты принесла «диктатура», при которой процент ошибок был в три раза меньше. Характерно, что в каждом случае применения метода «диктатуры», «диктатор» группы изменял свое конечное мнение в
Информация о работе Переговоры как одно из направлений теории групповых решений