Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1.Понятие и сущность организации 4
1.2. Понятие и основные элементы организационных структур 9
1.3.Основные принципы и параметры построения организационных структур управления 12
2.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 15
2.1.Виды бюрократических (механических) структур управления 16
организацией 16
2.1.1. Линейные, линейно-функциональные и 18
линейно-штабные структуры 18
2.1.2. Функциональные структуры 21
2.1.3. Дивизиональные структуры 23
2.2.Виды органических (адаптивных) структур управления 25
организацией 25
2.2.1. Проектные, матричные и бригадные (командные) 26
структуры 26
2.2.2. Автономные внутренние бизнес-единицы 31
2.2.3. Обучающие организации и организация "без границ" 33
3. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ 36
СТРУКТУР 36
3.1. Преимущества и недостатки различных типов 38
организационных структур 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы, «Построение организаций: понятие организационной структуры и принципы ее формирования», была выбрана для исследования не случайно, поскольку именно структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё.
Данная тема является актуальной для каждой организации. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом, ведь от выбора организационной структуры предприятия зависит результативность управления.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом. Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.
Целью данной курсовой работы является:
- исследование
механизма формирования и
- обоснование
важности и оценка
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является изучение теории управления организацией, предметом – структура управления, как совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления, теоретические и практические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Данная курсовая работа состоит из 3-х глав.
В первой из них рассмотрены понятие, основные элементы и принципы построения организационных структур управления. Во второй - представлены основные типы и виды организационной структуры предприятия. В третьей главе я рассмотрел применение на практике различных типов организационных структур, их преимущества и недостатки.
Слово "организация", восходящее к греческому "органон" - "инструмент" или "орудие" - в русский язык попало окружным путем через французский, где основным его значением было "устройство". С управленческой точки зрения под организацией понимается прежде всего группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий. Вместе люди и условия их деятельности образуют то, что называется организацией.
Организация как
структура характеризуется
Лицо любой организации определяется несколькими группами переменных факторов. Из первичных факторов главным на сегодняшний день является внешняя среда, во многом определяющая границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация постоянно приспосабливается к внешней среде, оценивает по ее реакции успешность своих действий.
В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям во внешней среде2.
Внешняя среда
включает политические, экономические,
экологические условия и
Другим первичным фактором является среда внутренняя. Ее образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. Другими словами под организацией понимается совокупность субъектов, объектов и процессов внутри организации, придающих ей конкурентоспособность.
Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешним окружением и во внутренней среде - это задача профессионального управления, так как совокупность этих факторов во многом задает организационные цели.
В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.
Основные ресурсы, используемые организацией, это трудовые, материальные, информационные, технологические, финансовые.
Говоря об организациях, следует выделять формальные и неформальные организации. Под формальными понимаются организации, которые созданы по воле людей, по предварительной договоренности, имеющие юридические признаки. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны3.
Также выделяют централизованные и децентрализованные организации.
Централизованные организации – это такие организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия решений
Децентрализованные организации - это такие организации, в которых полномочия разделены по нижестоящим уровням управления. В рамках одной и той же организации одни отделы могут быть более централизованными, чем другие
Важно сказать,
что жизнь организации
Второй закон организации - это закон самосохранения, предполагающий, что любая компания, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.
Третий закон утверждает, что порядок определяется уровнем информированности ее членов, когда сознательная координация деятельности людей, осуществляемая организацией, происходит именно на основе информации о реальном положении дел.
Четвертый закон
организации заключается в
Пятый закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают.
Шестой закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию, являются ее подцелями.
Седьмой закон
организации подразумевает
Наконец, восьмой
закон организации - закон онтогенеза
- говорит о том, что любая компания
в рамках своего жизненного цикла
последовательно проходит три фазы:
становление, развитие и угасание. Задача
же ее руководства состоит в
Организационная структура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью продукции.
Организационная структура управления — это совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления.
Следует выбирать
такую организационную
Ключевыми понятиями структур управления являются: элементы, связи (отношения), уровни и звенья5.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. Количество работников, которые непосредственно подчинены руководителю показывают норму управления
Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.
Формализация определяет, насколько работы внутри организации стандартизованы и насколько повседневная деятельность работников регламентирована конкретными правилами и процедурами. Степень формализации может варьироваться в очень широком диапазоне, как в различных организациях, так и в пределах одной компании
К элементам организационных структур следует отнести цепь команд, департаментализацию, норму управляемости, централизацию и децентрализацию, формализацию и специализацию рабочих задании.
Под понятием «цепь команд» понимают четкое построение цепи последовательности команд от руководства к подчиненным.
Специализация рабочих заданий (разделение труда)- предполагает, что работа выполняется не одним человеком, а разбивается на отдельные этапы, на каждом из которых работают разные люди
Выделяют функциональную и дивизиональную департаментализацию.
Функциональная