Построение организаций: понятие организационной структуры и принципы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1.Понятие и сущность организации 4
1.2. Понятие и основные элементы организационных структур 9
1.3.Основные принципы и параметры построения организационных структур управления 12
2.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 15
2.1.Виды бюрократических (механических) структур управления 16
организацией 16
2.1.1. Линейные, линейно-функциональные и 18
линейно-штабные структуры 18
2.1.2. Функциональные структуры 21
2.1.3. Дивизиональные структуры 23
2.2.Виды органических (адаптивных) структур управления 25
организацией 25
2.2.1. Проектные, матричные и бригадные (командные) 26
структуры 26
2.2.2. Автономные внутренние бизнес-единицы 31
2.2.3. Обучающие организации и организация "без границ" 33
3. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ 36
СТРУКТУР 36
3.1. Преимущества и недостатки различных типов 38
организационных структур 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

КурсачПередел.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.

Реальный переход  к органическому типу структуры  управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают  меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.),  ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно  сказать, что результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.

Структура предприятия  и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное  распределение функций управления по подразделениям. Выбор структуры управления осуществляется с учётом стратегии развития организации, её размера, технологии, места, времени, ситуации, характеристики окружающей среды.

Прежде всего, структура должна отражать цели и  задачи организации, а следовательно подчиняться производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

Можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение: бюрократический  и органический.

Механистическая модель - организационное проектирование, цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ.

Адаптивные  структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия  на изменение внешней среды и  ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.

Для каждой организации  существует наилучшая и только ей присущая организационная структура  управления, поэтому каждая организация сама должна строить структуру управления приемлемую только для нее.

Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит  от того, насколько  при ее построении соблюдались принципы построения.

Структура, которая  подходила и прекрасно работала в прошлом, сегодня может оказаться совсем неэффективной и даже убыточной. Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

Разработка и введение новых  структур управления стало характерной  чертой последнего десятилетия. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями  к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более гибкой по сравнению с ранее действовавшими.

В ходе выполнения данной работы:

  1. Было дано понятие организационной структуры предприятия и факторов ее определяющих.
  2. Большое внимание было уделено принципам и методам формирования структур, выбору типа и комбинациям видов структур, и изучению принципов их построения.
  3. Произведен анализ применения основных типов организационных структур, выделены преимущества и недостатки каждой из них.

Таким образом, важнейшая задача управления современным  предприятием – использование всех имеющихся возможностей таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. – СПб., 2007.
  2. Алиева В.Г. «Теория организации: учебник», 3-е изд., Экономика, 2006.
  3. Бойдел  Т.  Как  улучшить  управление  организацией: пособие  для руководителя/ Т.Бойдел. - М.: АО "Ассиана", 2006.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.
  5. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И., «Управление персоналом и эффективность предприятий»: – М.: Дело, 2005.
  6. Горинов П.Е., «Практический менеджмент»: –CПб.: МКД Партнер, 2005.
  7. Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл.  «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.
  8. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 2004.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. –800с.
  10. Милнер М. Теория организации / М. Милнер.- М.: ИНФРА-М.- 2005.- 480с.
  11. Муравьев С.В., «Экспресс-анализ структур управления предприятием»: – М.: Высшая школа, 2005г.
  12. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник / З.П. Румянцева.- М.: ИНФРА-М, 2007
  13. Сафронова Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Сафронова Н.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2004.
  14. Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сравнение бюрократической  и органической структур

 

Процессы

Бюрократическая структура

Органическая  структура

1. Лидерство

Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением

Включает осознанную уверенность и доверие между  руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в  обсуждении рабочих проблем с  руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением

2. Мотивация

Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения  между служащими относительно организации и ее целей

Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей

3. Связь

Информация  поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности

Информация  поступает свободно по организации  – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная

4. Взаимодействие

Закрытое и  ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность

Открытое и  широкое. Руководители и подчиненные  могут влиять на цели, методы и активность управления

5. Принятие

 решения

Относительно  централизовано. Осуществляется только руководством организации

Относительно  децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой  процесс

6. Постановка 

цели

Осуществляется  руководством организации, исключается  групповое участие

Групповое участие в постановке высоких, реальных целей

Приложение 1. Продолжение 

Процессы

Бюрократическая структура

Органическая  структура

7. Контроль

Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них

Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем

8. Осуществление  целей

Пассивное участие  менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации

Активное участие  служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Линейная структура  управления

 

   

Руководитель

   
         

Линейный руководитель

 

Линейный руководитель

         
                 

Исполнитель 1

Исполнитель 2

 

Исполнитель 1

Исполнитель 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Линейно-функциональная структура управления

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Линейно-штабная структура

 

 

Руководитель  организации

 

Штаб руководителя организации

   
             

Руководитель  подразделения

   

Руководитель  подразделения

 

 

 
   
               

Штаб руководителя подразделения

 

Штаб руководителя подразделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Функциональные структуры


 

 



 


 


 



 



 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Дивизиональная структура


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Проектные структуры

 


 




 







 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Матричная структура


 




 

 



 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Структура организации  состоящей из бригад (рабочих групп)



1  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.

2  Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл.  «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.

3  Абчук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. – СПб., 2007.

4  Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл.  «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.

5  Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2003.

6  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.

7  Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И., «Управление персоналом и эффективность предприятий»: – М.: Дело, 2005.

8  Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.

9  Милнер М. Теория организации / М. Милнер.- М.: ИНФРА-М.- 2005.

10  Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл.  «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.

11  Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник / З.П. Румянцева.- М.: ИНФРА-М, 2007

12  Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2003.

Информация о работе Построение организаций: понятие организационной структуры и принципы ее формирования