Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1.Понятие и сущность организации 4
1.2. Понятие и основные элементы организационных структур 9
1.3.Основные принципы и параметры построения организационных структур управления 12
2.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 15
2.1.Виды бюрократических (механических) структур управления 16
организацией 16
2.1.1. Линейные, линейно-функциональные и 18
линейно-штабные структуры 18
2.1.2. Функциональные структуры 21
2.1.3. Дивизиональные структуры 23
2.2.Виды органических (адаптивных) структур управления 25
организацией 25
2.2.1. Проектные, матричные и бригадные (командные) 26
структуры 26
2.2.2. Автономные внутренние бизнес-единицы 31
2.2.3. Обучающие организации и организация "без границ" 33
3. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ 36
СТРУКТУР 36
3.1. Преимущества и недостатки различных типов 38
организационных структур 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Реальный переход
к органическому типу структуры
управления требует серьезной
В заключении можно сказать, что результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.
Структура предприятия
и его подразделений
Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно подчиняться производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.
Можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение: бюрократический и органический.
Механистическая
модель - организационное
Адаптивные структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменение внешней среды и ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.
Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура управления, поэтому каждая организация сама должна строить структуру управления приемлемую только для нее.
Совершенство
организационной структуры
Структура, которая подходила и прекрасно работала в прошлом, сегодня может оказаться совсем неэффективной и даже убыточной. Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.
Разработка и введение новых
структур управления стало характерной
чертой последнего десятилетия. В ходе
этих экспериментов нередко
В ходе выполнения данной работы:
Таким образом, важнейшая задача управления современным предприятием – использование всех имеющихся возможностей таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Сравнение бюрократической и органической структур
Процессы |
Бюрократическая структура |
Органическая структура | ||
1. Лидерство |
Подчиненные не
ощущают свободы в обсуждении
рабочих проблем с |
Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением | ||
2. Мотивация |
Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения между служащими относительно организации и ее целей |
Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей | ||
3. Связь |
Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности |
Информация поступает свободно по организации – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная | ||
4. Взаимодействие |
Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность |
Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления | ||
5. Принятие решения |
Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации |
Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс | ||
6. Постановка цели |
Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие |
Групповое участие в постановке высоких, реальных целей | ||
Приложение 1. Продолжение | ||||
Процессы |
Бюрократическая структура |
Органическая структура | ||
7. Контроль |
Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них |
Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем | ||
8. Осуществление целей |
Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации |
Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации |
Приложение 2
Линейная структура управления
Руководитель |
||||||||||||||||||
Линейный руководитель |
Линейный руководитель | |||||||||||||||||
Исполнитель 1 |
Исполнитель 2 |
Исполнитель 1 |
Исполнитель 2 |
Приложение 3
Линейно-функциональная структура управления
Приложение 4
Линейно-штабная структура
Руководитель организации |
Штаб руководителя организации | ||||||||||||||
Руководитель подразделения |
Руководитель подразделения |
|
|
||||||||||||
Штаб руководителя подразделения |
Штаб руководителя подразделения |
Приложение 5
Функциональные структуры
Приложение 6
Дивизиональная структура
Приложение 7
Проектные структуры
Приложение 8
Матричная структура
Приложение 9
Структура организации состоящей из бригад (рабочих групп)
1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.
2 Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл. «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.
3 Абчук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. – СПб., 2007.
4 Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл. «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.
5 Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2003.
6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.
7 Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И., «Управление персоналом и эффективность предприятий»: – М.: Дело, 2005.
8 Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.
9 Милнер М. Теория организации / М. Милнер.- М.: ИНФРА-М.- 2005.
10 Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл. «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000.
11 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник / З.П. Румянцева.- М.: ИНФРА-М, 2007
12 Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2003.