Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1.Понятие и сущность организации 4
1.2. Понятие и основные элементы организационных структур 9
1.3.Основные принципы и параметры построения организационных структур управления 12
2.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 15
2.1.Виды бюрократических (механических) структур управления 16
организацией 16
2.1.1. Линейные, линейно-функциональные и 18
линейно-штабные структуры 18
2.1.2. Функциональные структуры 21
2.1.3. Дивизиональные структуры 23
2.2.Виды органических (адаптивных) структур управления 25
организацией 25
2.2.1. Проектные, матричные и бригадные (командные) 26
структуры 26
2.2.2. Автономные внутренние бизнес-единицы 31
2.2.3. Обучающие организации и организация "без границ" 33
3. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ 36
СТРУКТУР 36
3.1. Преимущества и недостатки различных типов 38
организационных структур 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Дивизиональная
Дивизиональная
департаментализация имеет
1. Продуктовая структура предполагает создание отделений по основным продуктам.
2. Структура
ориентированная на
3. Региональная
организационная структура
4. Структура
с международным отделением
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом7.
1. Оптимальность
– целесообразное число звеньев
управления и максимальное сокращение
времени прохождения информации от высшего
руководителя до непосредственного исполнителя.
2. Адаптивность – приспособляемость структуры к изменениям внешней среды.
3. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
4. Надёжность – достоверность передачи всей информации от управляющей системы к управляемой и обратно.
5. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
6. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
7. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Наиболее часто при формировании организационной структуры предприятия задания группируются по определенным признакам:
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Типы организационной структуры управления прошли сложный путь развития под воздействием совершенствования производственной структуры предприятий, концентрации и специализации деятельности, научно-технического прогресса. Начало этого пути характеризуется появлением линейной организационной структуры управления, сменой ее функциональной, затем заменой последней линейно-функциональной структурой управления и т.д.
В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления — бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты (см. Приложение 1) и, следовательно, сферы своего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер8.
Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
1) четкое разделение
труда, использование на
2) иерархичность
управления, при которой нижестоящий
уровень подчиняется и
3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
4) дух формальной
обезличенности, характерной для
выполнения официальными
5) осуществление
найма на работу в
6) предсказуемость поведения членов организации, как во внутреннем их общении, так и при контактах с внешней средой.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность.
Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократические оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне9.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.
Бюрократический тип оргструктуры управления имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейная, функциональная, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией.
Основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху
Линейная структура управления (см. Приложение 2) подразумевает принцип единоначалия, означающий, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления10.
Данный тип
организационной структуры
Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.
В числе недостатков
линейного построения организации
обычно отмечается жесткость, негибкость,
неприспособленность к
Самым распространенным
видом структуры
В организациях такого типа руководителю непосредственно подчиняются его заместители по функциям, квалификация и профессионализм которых ценятся выше, чем их знания видов продукции, рынков или групп потребителей. Поэтому результаты их работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение поставленных перед ними функциональных целей и задач.
В основе этой структуры лежит регламентация линейных и функциональных связей. В ней линейные руководители обладают линейными полномочиями, а функциональные – функциональными по отношению к нижестоящим линейным руководителям и линейными – по отношению к своим подчиненным. Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих технологий и сложившиеся рынки, содействуют эффективному производству стандартизированных товаров и услуг, ориентированы на ценовую конкуренцию.
Их достоинства проявляются в управлении небольшими предприятиями, а также организациями с однородным, массовым или крупносерийным типом производства.
Недостатки линейно-
Когда производство становится более сложным, линейно-функциональная структура изменяется с целью снижения уровня централизации. Для этого в ее составе выделяются наиболее важные подразделения, которыми непосредственно управляет высший менеджмент с помощью своего аппарата управления. При дополнении линейно-функциональной структуры штабным органом образуется линейно-штабная организационная структура управления.
Линейно-штабная структура управления (см. Приложение 4) также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации12.
Штаб подчиняется линейному руководителю. Он не наделяется правом принимать решения, а лишь выполняет функции совещательного органа, готовящего проекты решений.
Преимущества этой структуры объясняются глубокой проработкой стратегических вопросов; значительным повышением эффективности использования управленческого потенциала для решения экстренных задач; некоторой разгрузкой высших руководителей; возможностью привлечения внешних консультантов и экспертов. При наделении функциональных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
В числе недостатков линейно-штабного построения организации обычно отмечается:
- недостаточно
четкое распределение
- тенденции
к чрезмерной централизации
Следовательно, линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
При функциональной организационной структуре (см. Приложение 5) наиболее полно раскрываются возможности разделения труда. Каждый отдел или отдельный работник выполняет свои функции, имеет определенные права и обязанности и несет ответственность за результаты собственного труда.
Особенность функциональной структуры заключается в том, что при сохранении единоначалия в организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию13.