Построение организаций: понятие организационной структуры и принципы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1.Понятие и сущность организации 4
1.2. Понятие и основные элементы организационных структур 9
1.3.Основные принципы и параметры построения организационных структур управления 12
2.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 15
2.1.Виды бюрократических (механических) структур управления 16
организацией 16
2.1.1. Линейные, линейно-функциональные и 18
линейно-штабные структуры 18
2.1.2. Функциональные структуры 21
2.1.3. Дивизиональные структуры 23
2.2.Виды органических (адаптивных) структур управления 25
организацией 25
2.2.1. Проектные, матричные и бригадные (командные) 26
структуры 26
2.2.2. Автономные внутренние бизнес-единицы 31
2.2.3. Обучающие организации и организация "без границ" 33
3. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ 36
СТРУКТУР 36
3.1. Преимущества и недостатки различных типов 38
организационных структур 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

КурсачПередел.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

Дивизиональная департаментализация - это деление  организации на элементы и блоки по видам товаров  и услуг, группам покупателей  или географическим регионам6.

Дивизиональная  департаментализация имеет следующие  разновидности:

1. Продуктовая  структура предполагает создание отделений по основным продуктам.

2. Структура  ориентированная на потребителя  предполагает, что все  ее подразделения  группируются вокруг определенных  групп потребителей

3. Региональная  организационная структура предполагает  группировку по территориальному признаку.

4. Структура  с международным отделением предпологает  концентрацию всех функции, обеспечивающих  деятельность фирмы на зарубежных  рынках, в специальном подразделении.  Устанавливается должность руководителя  такого подразделения, который подчиняется президенту фирмы и имеет достаточно широкие полномочия во всех функциях и видах деятельности зарубежных филиалов.

1.3.Основные принципы и параметры  построения организационных структур  управления

К структуре  управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом7.

1. Оптимальность  – целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя.                                  

 2. Адаптивность – приспособляемость структуры к изменениям внешней среды.

3. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

4. Надёжность  – достоверность передачи всей информации от управляющей системы к управляемой и обратно.   

5.  Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

6. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

7. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

Наиболее часто  при формировании организационной  структуры предприятия задания группируются по определенным признакам:

        1. Вид деятельности;
        2. Функции управления;
        3. Вид продукции;
        4. Стадии производственного процесса;
        5. Иерархический  уровень;
        6. Территориальное расположение.

Следует иметь  в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных  структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.

 

 

 

2.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

 

Типы организационной  структуры управления прошли сложный  путь развития под воздействием совершенствования  производственной структуры предприятий, концентрации и специализации деятельности, научно-технического прогресса. Начало этого пути характеризуется появлением линейной организационной структуры управления, сменой ее функциональной, затем заменой последней линейно-функциональной структурой управления и т.д.

В современном  менеджменте выделяют два типа организационных структур управления — бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты (см. Приложение 1) и, следовательно, сферы своего развития.

  

2.1.Виды бюрократических (механических) структур управления 

организацией

  Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер8.

Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

1) четкое разделение  труда, использование на каждой  должности квалифицированных специалистов;

2) иерархичность  управления, при которой нижестоящий  уровень подчиняется и контролируется  вышестоящим; 

3) наличие формальных  правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

4) дух формальной  обезличенности, характерной для  выполнения официальными лицами  своих обязанностей;

5) осуществление  найма на работу в соответствии  с квалификационными требованиями  к данной должности, а не с субъективными оценками.

6)  предсказуемость  поведения членов организации,  как во внутреннем их общении,  так и при контактах с внешней  средой.

Главные понятия  бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность.

Главным в бюрократических  оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с  его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократические  оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне9.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).

Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность  с их помощью управлять процессом  изменений, направленных на совершенствование  работы.

Бюрократический тип оргструктуры управления имеет  разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейная, функциональная, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией.

2.1.1. Линейные, линейно-функциональные  и 

линейно-штабные структуры

Основным принципом  построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность  звеньев управления снизу доверху 

Линейная структура управления (см. Приложение 2) подразумевает принцип  единоначалия, означающий, что во главе  каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления10.

Данный тип  организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

Преимущества  линейной структуры объясняются  простотой применения. Все обязанности  и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

В числе недостатков  линейного построения организации  обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему  росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

Самым распространенным видом структуры бюрократического типа является линейно-функциональная (см. Приложение 3). В основу ее построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и др.). Функционально-линейная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения, которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления11.

В организациях такого типа руководителю непосредственно подчиняются его заместители по функциям, квалификация и профессионализм которых ценятся выше, чем их знания видов продукции, рынков или групп потребителей. Поэтому результаты их работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение поставленных перед ними функциональных целей и задач.

В основе этой структуры лежит регламентация линейных и функциональных связей. В ней линейные руководители обладают линейными полномочиями, а функциональные – функциональными  по отношению к нижестоящим линейным руководителям и линейными – по отношению к своим подчиненным. Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих технологий и сложившиеся рынки, содействуют эффективному производству стандартизированных товаров и услуг, ориентированы на ценовую конкуренцию.

Их достоинства  проявляются в управлении небольшими предприятиями, а также организациями с однородным, массовым или крупносерийным типом производства.

Недостатки линейно-функциональной структуры являются нарушение принципа единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных управленческих решений, отсутствие гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления. Жесткое разделение труда способствует усилению заинтересованности каждого органа управления в выполнении только "своей" функции, что характерно для функциональных подразделений. Поэтому при появлении новых, нестандартных, сложных, межфункциональных задач возникает необходимость в частых согласованиях проектов решений на высшем уровне управления.

Когда производство становится более сложным, линейно-функциональная структура изменяется с целью снижения уровня централизации. Для этого в ее составе выделяются наиболее важные подразделения, которыми непосредственно управляет высший менеджмент с помощью своего аппарата управления. При дополнении линейно-функциональной структуры штабным органом образуется линейно-штабная организационная структура управления. 

Линейно-штабная  структура управления (см. Приложение 4) также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации12.

Штаб подчиняется  линейному руководителю. Он не наделяется правом принимать решения, а лишь выполняет функции совещательного органа, готовящего проекты решений.

Преимущества  этой структуры объясняются глубокой проработкой стратегических вопросов; значительным повышением эффективности использования управленческого потенциала для решения экстренных задач; некоторой разгрузкой высших руководителей; возможностью привлечения внешних консультантов и экспертов. При наделении функциональных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

В числе недостатков  линейно-штабного построения организации  обычно отмечается:

- недостаточно  четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

- тенденции  к чрезмерной централизации управления;

Следовательно, линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

2.1.2. Функциональные структуры

При функциональной организационной структуре (см. Приложение 5) наиболее полно раскрываются возможности  разделения труда. Каждый отдел или отдельный работник выполняет свои функции, имеет определенные права и обязанности и несет ответственность за результаты собственного труда.

Особенность функциональной структуры заключается в том, что при сохранении единоначалия в организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию13.

Информация о работе Построение организаций: понятие организационной структуры и принципы ее формирования