Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.
В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Юридический факультет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
дисциплина: Теория организации
Ханты-Мансийск 2010
Введение
Люди живут и работают
в группах. 5 миллиардов 400 миллионов
человек, населяющих нашу планету, образуют
более 200 государств, в которых насчитывается
20 миллионов экономических
В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это
внимание Элтон Мейо во время своих
известных экспериментов в
Во-первых, группа занимает
в организации ключевое место. С
одной стороны, она - естественная форма
объединения индивидов; с другой
- структурный элемент для
Во-вторых, группа оказывает
позитивное воздействие не только на
отдельного работника, помогая ему
лучше узнать самого себя, приобрести
новые навыки, удовлетворить различные
социальные потребности; но и на всю
организацию, способствуя ее сплоченности,
стабильности, появлению новых идей,
совершенствованию методов
Одни вкладывают в него формирование группы и управление ею. Другие считают, что она представляет собой набор техник и методик типа групповой терапии, ролевого тренинга и т.п.
Третьи при некотором несовпадении в отдельных деталях придерживаются концепции Элтона Мейо и Курта Левина, согласно которой групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы группы, их характеристик и взаимодействия в них индивидов. Такой взгляд на групповую динамику позволяет более глубоко подойти к ее изучению, поскольку он охватывает широкий круг вопросов.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные из них.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – формальные и неформальные группы в организации.
Предмет исследования –
межличностные отношения в
При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация полученных данных, группировка, метод обобщения и др.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы.
В первой части устанавливается понятие группы, классификация групп и описываются основные элементы и характеристики группы. Во второй части рассматривается поведение групп на примере конкретной организации ООО «Строитель». Описываются формальные и неформальные группы внутри организации, конфликты групп и их неформальных лидеров. Определяются пути решения проблем управления группами в организации. В третьей части изучается способы повышения эффективности групповой деятельности. В заключении подводится итог теоретической и практической частей работы, отражается решение поставленных во введении задач.
В основе написания работы использовались труды специалистов в области менеджмента и организационного поведения, таких как Васильев Д.А., Аширов Д.А, Красовский Ю.Д и др.
1. Группа, взаимодействие человека и группы
1.1 Понятие группы и ее основные признаки
Группа - это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако не всякое объединение людей действительно можно назвать группой.
Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали свою сопричастность друг с другом.
Рассмотрим основные элементы структуры понятия группы: взаимодействие и принадлежность.
Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Если их нет, нет и группы.
Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид Х будет взаимодействовать с индивидом У, если у того и у другого совпадают установки в ценности.
Чтобы у человека возникло желание установить связь с другими людьми, он должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определенное моральное или материальное вознаграждение.
Глубокий смысл заложен и во втором элементе структуры понятия группы.
Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.
Следовательно, группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому они принадлежат.
1.2 Типы групп
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования - постоянные или временные и т.д.
Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий - принцип их создания.
Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными.
Формальные группы бывают
двух типов: административные и оперативные.
К административным относятся группы,
предусмотренные
Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.
Примером первого типа
могут служить объединения
Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.
Формальные и неформальные группы имеют много общего.
Во-первых, и те, и другие
проходят похожие стадии развития.
Во-вторых, они одинаково организованы
- у них есть иерархии, лидеры, роли,
нормы (правила), статус, размер. В-третьих,
групповой динамики тех и других
свойственны одинаковы
Вместе с тем между ними существует принципиальные различия (таблица 1). Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.
Таблица 1. Различия формальных и неформальных групп
Основа для сравнения |
Неформальная группа |
Формальная группа |
Общие взаимоотношения |
Неофициальные |
Официальные |
Основные концепции |
Власть и политика |
Права и обязанности |
Основное внимание к |
Человеку |
Должности |
Источник власти |
Исходит от группы |
Делегируется руководством |
Руководство к поведению |
Нормы |
Правила |
Источник управления |
Санкции |
Вознаграждение и штраф |
Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же - официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.
Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.
Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми нормами, в формальной - правилами и должностными инструкциями.
Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награждения и штрафы.
Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.
Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации.
Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.
Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.
Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации - прямая обязанность менеджмента.
1.3 Формирование группы и ее основные характеристики
В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.
По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).
Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.
Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.
В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.
Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.
Идентификация связана с
формированием чувства