Поведение групп в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.
В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.

Файлы: 1 файл

пример группового поведения.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

Приведем слабые, сильные  стороны организации.

Сильные стороны:

  • большой штат сотрудников;
  • у каждого сотрудника есть своя цель;
  • цели работников совпадают с целями организации;
  • чётко сформулированная стратегия;
  • высококвалифицированные работники;

Слабые стороны:

  • разделение всего персонала на группы;
  • непонимания между руководителем и подчиненным;
  • общение работников только в пределах организации;
  • нежелание руководителя бороться с неформальными группами;
  • попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением руководителя;
  • персонал не воспринимает директора как лидера коллектива;
  • конфликты между руководителями и подчиненными;
  • конфликты между неформальными лидерами групп;
  • нежелание коллектива объединяться;

Как видно, слабых сторон значительно  больше в организации, чем сильных.

Опишем существующие формальные и неформальные группы в ООО «Строитель».

Формальным лидером в  организации является ее генеральный  директор.

Генеральный директор

Преимущества: Хорошо себя проявляет  в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет  стремление объединить в своих руках  весь цикл производства. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень  работоспособен, иногда работает «на  износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и  от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой  работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Имеет большой  лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать  на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.

Недостатки: От него нельзя ожидать  гибкого изменения своего поведения  соответственно ситуации. Когда его  охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что  он был не прав. Иногда не хватает, выдержи  и хладнокровия в экстремальных  ситуациях. В сфере межличностных  взаимодействий ведущий фактор –  доминирование. Умеет заставить  людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В  некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности  в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».

В организации его правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.

Главными их «соперниками»  являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального  лидера нет. Группа организовалась так  как:

  1. Оба работника находятся в одном офисе
  2. И главный инженер, и коммерческий директор в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, из – за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.
  3. Цель у обоих работников: эффективно и выгодно выполнить задание более дешевым и правильным способом.
  4. Главный инженер и коммерческий директор являются родственниками.

Коммерческий директор. Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный человек, способен работать столько часов, сколько  требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и  продуктивность труда. Обладает исключительно  практическим складом ума. Имеет  склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и  чужой работы. Умеет заставить  людей работать. Не потерпит возле  себя лентяев и халтурщиков. Его творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере межличностных отношений проявляет себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется в общении с вышестоящим руководством.

Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его  сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек  ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и  правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен  уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен  в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены  коллектива считают его одним  из наиболее компетентных работников организации.

Чувствует уверенность в  ситуациях, требующих ломки устоявшихся  взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия  к людям, не выполняющим свои обязанности.

В случае возникновения конфликтных  ситуаций в данном коллективе для  преодоления разногласий стремится  искать компромиссное решение.

Третьей неформальной группой  в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит  из трех женщин: главный бухгалтер  и два бухгалтера. Неформальным лидером  в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

  1. Дольше всех троих работает в организации.
  2. Знает устои и правила организации.
  3. Имеет большой стаж работы.
  4. Опытный работник.

Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет  в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет  стремление объединить в своих руках  весь цикл производства. группа формирование управление индивид

Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует  задачу очень чётко. Характеризуется  повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной  правоте.

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для  него – чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство  важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует  свою собственную ответственность  за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность  в высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности  в отношениях с людьми. Однако в  случае возникновения конфликтной  ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное  урегулирование разногласий.

Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в  ситуации комфортной, не ущемляющей престиж  её личности.

Ведущие потребности в  раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

Группа организовалась по нескольким причинам:

  1. Единственный женский коллектив в организации.
  2. Попытки доказать, что женское мнение – правильное мнение.
  3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору.
  4. Все работницы находятся в одном кабинете.
  5. Обеденные перерывы проводят вместе.
  6. Общие интересы.

Таким образом, мы выявили  три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:

Первая группа – генеральный  директор и исполнительный директор.

Вторая группа – главный  инженер и коммерческий директор.

Третья группа – главный  бухгалтер и два бухгалтера.

 

2.2 Рекомендации по управлению группами

 

Генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из–за чего деятельность компании пойдет на спад.

Предложим другие способы  борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:

  1. Одним из лучших методов, можно предложить общение работников вне стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
  2. Главному директору стоит прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно смиряться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
  3. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
  4. Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
  5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
  6. Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
  7. Попытаться наладить отношения с подчиненными.

Если генеральный директор будет использовать некоторые предложенные способы, то проблема организации может быть решена.

 

3. Повышение эффективности групповой деятельности

 

Эффективность групповой  деятельности - один из показателей  успешности групповой активности и  качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого.

Проблема групповой эффективности тесно связано с групповой динамикой, поскольку, все динамические процессы, происходящие в группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Понятно, что по-настоящему эффективной как в плане решения тех или иных предметных задач, так и в плане личностного развития и самореализации членов группы, с данной точки зрения, может быть только группа высокого уровня развития, в том числе и типа команды.

В состоянии команды группа достигает наибольшего эффекта. Команду можно охарактеризовать как определенного рода группу. Однако не любая группа является настоящей командой. Команда - это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.

Признаки команды. Команда  характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие:

  • команда состоит из двух человек или более;
  • члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют и меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей;
  • команда имеет свою индивидуальность, свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов;
  • для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее - с другими командами и группами;
  • команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;
  • команда периодически оценивает свою эффективность.

Различие между командой и группой.

Командная работа наиболее полезна при освоении новых видов  деятельности, как в оплачиваемой, так и неоплачиваемой сферах; при  решении незнакомых, неопределенных проблем, когда возникают элементы риска вследствие выбора и предпочтений тех, кто принимает решение. Так, создаются команды менеджеров для  урегулирования последствий просчетов, допущенных в управлении и при  приобретении новых компаний.

Информация о работе Поведение групп в организации