Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.
В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.
Приведем слабые, сильные стороны организации.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Как видно, слабых сторон значительно больше в организации, чем сильных.
Опишем существующие формальные и неформальные группы в ООО «Строитель».
Формальным лидером в организации является ее генеральный директор.
Генеральный директор
Преимущества: Хорошо себя проявляет
в управленческой сфере, где необходимо
руководить другими людьми, координировать
их деятельность. В целом проявляет
стремление объединить в своих руках
весь цикл производства. Хороший работник,
не терпит некомпетентности, сам хорошо
эрудирован в своей области. Очень
работоспособен, иногда работает «на
износ», считая, что только в этом
случае может требовать того же и
от других. В сфере производства
добивается качественности выполняемой
работы. Главное для него – чистота,
порядок, функциональность. Имеет большой
лидерский потенциал, способен контролировать
ход событий и адекватно
Недостатки: От него нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации. Когда его охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что он был не прав. Иногда не хватает, выдержи и хладнокровия в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор – доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».
В организации его правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.
Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:
Коммерческий директор. Хорошо себя
проявляет в управленческой сфере,
где необходимо руководить другими
людьми, координировать их деятельность.
Напористый и работоспособный человек,
способен работать столько часов, сколько
требует дело, которым занимается.
Борется за качество, надежность и
продуктивность труда. Обладает исключительно
практическим складом ума. Имеет
склонность к рационализаторской деятельности.
Всё оценивает с точки зрения
целесообразности и полезности. Ко
всему готовится
Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.
Чувствует уверенность в
ситуациях, требующих ломки устоявшихся
взглядов без ясных перспектив, недоверчивость
к неожиданным идеям и
В случае возникновения конфликтных
ситуаций в данном коллективе для
преодоления разногласий
Третьей неформальной группой в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:
Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства. группа формирование управление индивид
Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.
В сфере производства способна
добиваться высокой качественности
результатов труда, любит полюбоваться
сделанным, подчёркивая преимущества
именно своей работы. Главное для
него – чистота, порядок, функциональность.
Склонна считать, что большинство
важных событий в её жизни являются
результатом собственных
Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.
Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.
Ведущие потребности в раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.
Группа организовалась по нескольким причинам:
Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:
Первая группа – генеральный директор и исполнительный директор.
Вторая группа – главный инженер и коммерческий директор.
Третья группа – главный бухгалтер и два бухгалтера.
2.2 Рекомендации по управлению группами
Генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из–за чего деятельность компании пойдет на спад.
Предложим другие способы борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:
Если генеральный директор будет использовать некоторые предложенные способы, то проблема организации может быть решена.
3. Повышение эффективности групповой деятельности
Эффективность групповой деятельности - один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого.
Проблема групповой эффективности тесно связано с групповой динамикой, поскольку, все динамические процессы, происходящие в группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Понятно, что по-настоящему эффективной как в плане решения тех или иных предметных задач, так и в плане личностного развития и самореализации членов группы, с данной точки зрения, может быть только группа высокого уровня развития, в том числе и типа команды.
В состоянии команды группа достигает наибольшего эффекта. Команду можно охарактеризовать как определенного рода группу. Однако не любая группа является настоящей командой. Команда - это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.
Признаки команды. Команда
характеризуется рядом
Различие между командой и группой.
Командная работа наиболее полезна при освоении новых видов деятельности, как в оплачиваемой, так и неоплачиваемой сферах; при решении незнакомых, неопределенных проблем, когда возникают элементы риска вследствие выбора и предпочтений тех, кто принимает решение. Так, создаются команды менеджеров для урегулирования последствий просчетов, допущенных в управлении и при приобретении новых компаний.