Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:31, курсовая работа
Руководителю нужно уметь контролировать конфликты и управлять ими. Наличие актуальной, эффективной и объективной системы управления процессами конфликтов позволит не только избежать их негативного влияния, но и направить их во благо организации.
Введение.......................................................................................................................................3
Глава 1. Конфликты. Типы, структура, причины, протекание и последствия……..……………….6
1.1. Типы и причины конфликтов……………………………………………………………………………………….....6
1.2. протекание и последствия конфликтов…………………………........…………………………………..….10
1.3. Разрешение конфликта и его последствия……………………………..…………………….….…….…….15
Глава 2. Конфликтная ситуация и ее анализ……………..……………………………………………….…....….20
1.1.Виды и структура конфликтов…………………………………………………………………….…………….…….20
1.2.Анализ конфликтной ситуации…………………………………………………………………………….............26
Заключение.................................................................................................................................31
Список литературы.....................................................................................................................32
На сегодняшний
день специфика возникновения, динамика
функционирования и технологии урегулирования
конфликтов являются актуальнейшей
проблемой современных теорий организаций,
организационного поведения, психологии
управления и менеджмента. Отсутствие
единого подхода к определению сущности
конфликтов на уровне организации и его
оценке, существование различных концептуальных
моделей, дифференциация между теоретическими
и эмпирическими направлениями исследования
создают проблемы при анализе данного
феномена.
Глава 2. Конфликтные ситуации и их анализ.
Как уже говорилось ранее, конфликты неизбежны в любой организации.
Рассмотрим несколько видов конфликтов, возникающих почти в каждой организации, и проанализируем их.
1.1. Виды и структура конфликтов.
Горизонтальный конфликт: "равный против равного"
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.
В системе “равный-равный” наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям.
1. Распределение
задач и ответственности.
2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки.
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги.
Как можно изменить систему "равный-равный", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1. Изменение отношений
· Явно и определенно разграничить отделы и провести "демаркационную линию"
· Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отдело
· Установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем перераспределения ответственности или усиления "самого слабого" звена
· Объединить отделы во главе с одним управляющим
2. Улучшение координации задач
· Разделить задачи между отделами
· Улучшить процедуры координации между ними
· Создать буферные запасы, чтобы подразделения сами планировали деятельность
3. Структурирование общения и переговоров
· Добиться формулирования своих условий для сотрудничества
· Обучить технике ведения конструктивных переговоров
· Подключить третью сторону для ведения переговорного процесса
4. Улучшение межличностных отношений
· Провести обучение и тренинг
· Проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами
Вертикальный конфликт: “высший против низшего“
Как правило, вертикальный конфликт возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.
Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
· Руководитель должен использовать разные стили лидерства
· Замена личной власти обезличенной через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала
· Личная власть может
быть подменена корпоративной культурой
Вертикальный конфликт:
“высший против среднего
и против низшего”
"Средний" (мастер, начальник отдела,
иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте
выступает в роли буфера. "Высший"
приказывает, а "низший" сопротивляется.
Это двусмысленное положение "среднего"
между двух огней - основная причина стресса
и благодатная почва для конфликтов.
Как можно изменить систему "высший
– средний - низший", чтобы уменьшить
потенциальные конфликты?
· Установить более открытую коммуникацию между всеми
· Более четко определить задачи и распределить полномочия
· Обсуждать расхождение во мнениях
· Соблюдать дистанцию в системе "средний - низший"
Нетрудно заметить,
что конфликты по уровням словно
“заставляют” руководителей и менеджеров
по персоналу постоянно совершенствовать
систему управления организацией, заниматься
корпоративной культурой, организационной
структурой и персоналом. А это не что
иное, как развитие организации.
Структура конфликта.
Каждый конфликт появляется при расхождении мнений двух сторон, а значит, он не может существовать без субъекта, объекта, конфликтной ситуации и инцидента.
Рассмотрим каждую
часть конфликта более
Субъект (оппонент) конфликта - индивид, группа, организация характеризующаяся различными социально-демографическими, личностными, деловыми качествами, а так же различными мотивами и ценностями.
Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон (оппоненты) и что вызывает их противодействия.
Конфликтная ситуация - различия во взглядах людей, несовпадения восприятия и оценок тех или иных событий и препятствующее достижению поставленной цели хотя бы одним из участников конфликта.
Инцидент - чтобы
произошел конфликт, оппоненты должны
предпринять действия, направленные
на объект конфликта.
Препятствие
или ресурс?
По большому счету, все разнообразие взглядов
на конфликт можно свести к двум вариантам:
конфликт – это явление негативное или
это ресурс для развития.
Положительные последствия конфликта заключаются, во-первых, в том, что проблема решается таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате сотрудники чувствуют свою причастность к решению этой проблемы. Это сводит к минимуму трудности в осуществлении принятых решений - враждебность, вынужденность поступать против воли. Другое положительной последствие конфликта состоит в том, что стороны больше бывают расположены к сотрудничеству в будущих конфликтных ситуациях. Конфликт так же может уменьшить комфортность, инертность мышления, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям их руководителей.
Отрицательные последствия конфликта:
1.неудовлетворенность, плохое состояние духа, текучесть кадров и снижение производительности.
2.меньшая степень сотрудничества в будущем
3.сильная преданность индивида к группе и увеличение непродуктивной конкуренции с другими группами в организации.
4.противопоставление своих целей целям другой группы как положительных, так и отрицательных
5.уменьшение взаимодействия между конфликтующими сторонами
6.увеличение враждебности между ними по мере уменьшения общения
7.придание большего значения победе в конфликте чем решению реальной проблемы
Наиболее распространенный
научный подход состоит в понимании
конфликта как “столкновения”,
“противоречия”, “борьбы”, “противодействия”
личностей, сил, интересов, позиций
по причине их противоположности, несовместимости
и противостояния. При таком подходе конфликт
- скорее явление негативное. В рамках
этого взгляда понятия "управление
конфликтом", "управление конфликтной
ситуацией" трактуются скорее как манипулирование
с целью получения для себя максимальной
выгоды.
В последнее время большинство социальных
психологов и оргконсультантов склоняется
к другому взгляду: конфликт - это “система
отношений”, “процесс развития взаимодействия”.
Причем развитие взаимодействия происходит
именно из-за различий по интересам, ценностям
или видам деятельности. Иными словами,
конфликт - это процесс развития взаимодействия
субъектов по поводу различий. В рамках
этого подхода профилактика конфликтов
заключается в создании условий бескризисного
и быстрого перехода от одной фазы к другой
для всех потенциально возможных конфликтов.
А управление конфликтом становится отдельной
деятельностью по обеспечению развития
конфликтного взаимодействия. Причем
такого развития, чтобы был возможен переход
от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной
фазы через компромиссную к коммуникативной.
При таком понимании конфликт становится
естественным условием существования
людей и превращается в инструмент развития
организации.
Как бы мы ни учили людей общаться, какие
бы тренинги по сплочению сотрудников
и командообразованию ни проводили, как
бы ни шлифовали должностные инструкции,
в итоге приходим к пониманию, что конфликты
в организации все равно неизбежны. Всегда
были, есть и будут противоречия как между
отдельными людьми, так и подразделениями,
которые рано или поздно приведут к конфликтам.
И задача "руководить без конфликтов"
- не более, чем миф. Получается, что конфликт
- это естественное состояние для любой
системы: личности, фирмы, страны или семьи.
А задача специалистов – использовать
внутреннюю энергию конфликта для продвижения
вперед.
1.2. Анализ конфликтной ситуации.
Ситуация произошла в неком коммерческом банке – одном из многих мелких банков.
В результате проверки,
проведённой Государственной
Бухгалтерский учёт вёлся в соответствии с учётной политикой банка, утверждённой его руководством. За несколько месяцев до проверки главный бухгалтер пыталась предупредить управляющего об имеющихся нарушениях, однако у управляющего нашлись более важные дела. После того как на банк был наложен штраф, управляющий в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил главного бухгалтера в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме. Бухгалтер сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию.
Так как она была хорошим специалистом, да и замену ей пришлось бы искать долго, управляющий вынужден был извиниться. Для того чтобы принести свои извинения, управляющий счёл неудобным вызывать главного бухгалтера к себе в кабинет и сам пришёл в бухгалтерии, где кроме нее находились ещё двое бухгалтеров. Главный бухгалтер приняла извинения управляющего, и конфликт был улажен.
Анализ ситуации.
Конфликтная ситуация представляет собой организационный конфликт между двумя людьми. Межличностные конфликты в организации это, как правило, конфликты по вертикали, т. е. конфликтные стороны, находятся на разных уровнях управленческой иерархии.
Предмет конфликта:
некорректное поведение начальства,
игнорирование мнения и обращений
подчиненных.
Мотивы:
Мотивы – это
побуждения вступления в конфликт,
связанные с удовлетворением потребностей
и целей, описанных выше.
Причины конфликта.
Объективные причины:
естественное столкновение управляющего и главного бухгалтера на работе;
слабая разработка юридической базы по разрешению социальных противоречий.
организационно-управленческая причина, а более конкретно: ситуативно-управленческая, т. е. конфликт возник из-за непонимания руководством своей ошибки.
Субъективные причины:
психологическая несовместимость людей: темперамент, особенности характера и т. д.
стремление к власти,
Информация о работе Проблема конфликта в управлении организацией